Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов по направлению 030900 - Юриспруденция «бакалавриат»
Калининград 2012
УДК 340
ББК 67.0
Т 33
Составитель:
И.И. Балаклеец, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Рецензент:
А.Н. Соколов, д.ю.н., проф.
Теория государства и права: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов по направлению 030900 - Юриспруденция «бакалавриат». Калининградский филиал АНОВПОА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 Юриспруденция «бакалавриат» по дисциплине «Теория государства и права».
«Теория государства и права» относится к профессиональному циклу Б.3. Б.1.
Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин. Протокол № 3 от 23 октября 2012 г.
Методические рекомендации утверждены на Ученом совете ВУЗа. Протокол № 34 от 26 октября 2012 г.
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………….4
2. Требования к уровню освоения дисциплины……………………………4
3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….6
4. Содержание дисциплины………………………………………………….7
5. Тематика курсовых работ и методические рекомендации к ним……16
6. Вопросы к экзамену …………………………………………………….20
7. Список литературы ……………………………………………………..22
Цели и задачи дисциплины
Назначение курса «Теория государства и права» состоит в формировании у студентов комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения ими своих служебных обязанностей.
Цель курса состоит в изучении основных и общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права в целом, в их единстве и взаимосвязи.
В ходе изучения курса ставятся задачи:
- дать учащимся знания, имеющие значение для фундаментальной подготовки юриста широкого профиля, содействовать усвоению ими общих правовых понятий, необходимых для эффективного изучения других юридических дисциплин;
- способствовать формированию цельного юридического мировоззрения и правовой культуры учащихся;
-обучить методике анализа и толкования правовых норм, систематизации нормативно-правовых актов;
-привить первичные навыки самостоятельной работы с правовыми документами.
- содействовать подготовке квалифицированных специалистов, подготовленных к организационно-управленческой, правотворческой, правоприменительной, а также конкретно-исследовательской деятельности в сфере юриспруденции, владеющих требуемым объемом теоретических знаний и уметь квалифицированно применять их на практике.
Требования к уровню освоения дисциплины
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент: нормотворческая деятельность, участие в подготовке нормативно-правовых актов, правоприменительная деятельность, обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализаций правовых норм, составление юридических документов, правоохранительная деятельность, обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охрана общественного порядка, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, консультирование по вопросам права, осуществление правовой экспертизы документов, педагогическая деятельность, преподавание правовых дисциплин, осуществление правового воспитания.
Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Теория государства и права» студент должен:
знать: объект, предмет, методологию теории государства и права, место теории государства и права с системе социальных и юридических наук; природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; теоретические подходы в исследовании возникновения государства и права, теории происхождения права и государства; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых и иных социальных явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине):
Изучение курса «Теория государства и права» направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: осознание значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способности использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способности анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); способности осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способности обеспечения соблюдения законодательства субъектами права (ПК-3); принятие решений и совершение юридических действий в точном соответствии с законом (ПК-4); способности применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7); готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); уважение чести и достоинства личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ПК-9); способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); осуществление предупреждения правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению (ПК-11); выявление, оценивание коррупционного поведения и содействие его пресечению (ПК-12); способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); готовности принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способности толковать различные правовые акты (ПК-15); способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); способности преподавания правовых дисциплин на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способности управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способности эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).