Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственная власть как вид социальной власти

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

подполковник милиции

_____ В.В.Пономарёва

«___»_________ 200 -г.

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

курс лекций

 

 

Красноярск 200_


Теория государства и права: курс лекций по специальности 030501.65 Юриспруденция. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 200_. – С.156.

 

Подготовили: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин к.ю.н., доцент Н.А. Рябинин, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин к.ю.н., В.А. Красицкая

 

Обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД РФ. Протокол № ___ от «___» _______ 200_г.

 

 

Курс лекций посвящён характеристике основных вопросов современной теории государства и права.

Предназначен для курсантов, студентов и слушателей учебных заведений юридического профиля, а также лиц, интересующихся теорией государства и права.

 

Рецензенты:

- Доцент кафедры правоведения Сибирского государственного аэрокосмического университета к.ю.н. В.В. Сафронов

- Заместитель начальника учебного отдела СибЮИ МВД России к.ю.н. Н.Ю. Тетерятников

 

© В.А. Красицкая

© Н.А. Рябинин

© Сибирский юридический институт МВД России, _____


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………... 5

Раздел I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

§ 1. Предмет и методология теории государства и права . . . . . . . ………. …….8

Раздел II. Государствоведение

§ 2. Происхождение, понятие и сущность государства. . . . . . . . . . . ………….. 10

§ 3. Государственная власть как вид социальной власти . . . . . . . ………. . … .13

§ 4. Государство в политической системе общества. . . . . . . . . . . . . ………..…16

§ 5. Функции государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. ... .20

§ 6. Механизм государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . … .22

§ 7. Форма государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . ….24

§ 8. Правовое государство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . . …29

§ 9. Типология государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . ...31

Раздел III. Правоведение

§ 10. Происхождение, понятие и сущность права………………….…....34

§ 11. Право в системе социального регулирования. . . . . . . . . …………... 42

12. Правосознание и правовая культура. . . . …………… . . ……… . . … .46

§ 13. Правовое воздействие и механизм правового регулирования. …51.

§ 14. Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов. 58

§ 15. Норма права. . . . . . . . . . . . ………………………………………………..65

§ 15. Формы (источники) права. . . . . . . . . . . . …………………...…………..73

§ 16. Система права. Основные правовые системы современности. . ..83

§ 17. Правовые отношения. . . . . . . . . . . . ……………………………………...88

§ 18. Реализация права. . . . . . . . . . . . ………………………………………….98

§ 19. Правоприменительная деятельность…………………………….....104

§ 20. Толкование норм права. Пробелы в праве и способы их восполнения…………………………………………………………………109

§ 21. Правомерное поведение……………………………………………...123

§ 22. Правонарушение………………………………………………………128

§ 23. Юридическая ответственность……………………………………...135

§ 24. Формальное и сущностное понимание законности………………142

Список литературы рекомендуемой для изучения………………………..……149

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовые и политические учения прошлого включены во всемирно-исторический процесс определения формы и содержания различных социальных явлений, немаловажными из которых являются право и государство. Формирование правоведческой и государствоведческой наук проходило практически параллельно, также как и возникновение самих государства и права.

Еще в Древнем мире сложились представления о праве как определенном регуляторе человеческого поведения, который являлся проявлением сверхъестественных сил, проявлением божественной справедливости. Однако наблюдения за практической политической жизнью показали, что нормы права формулируются, изменяются и отменяются без всякого вмешательства извне. Тезис софиста Протогора: «Человек есть мера всех вещей» положил начало учениям о праве как мере поведения, устанавливаемой самими людьми. Софистами, Сократом, Аристотелем и римскими юристами была заложена школа естественного права. Учение о государстве в Древнем мире также связанное с именами Сократа, Платона и Аристотеля, базировалась на политической добродетели (социальной справедливости). С точки зрения политической добродетели, с одной стороны, оценивались реально-существующие государства, а с другой – создавались проекты идеального государства, воплощающего этический принцип добродетели. Этический подход сочетался в указанных учениях с исследованием социально-экономических условий устойчивости государства, предотвращением в нем внутренней борьбы. Государство образуется, как считал Аристотель, ради «общего блага» «благой жизни», которая возможна лишь на определенной территории, при определенной количественной норме населения. Всякое государство по мнению античного философа должно, кроме того, удовлетворять необходимые потребности граждан.

В средние века наука о праве и государстве складывалась в условиях теократического государства, которое противопоставляло реально существующие государственно-правовые явления идеальному "небесному" сообществу, подчиненному естественному праву, которое в свою очередь обусловлено божественным разумом. Государство («земной град») по мнению Августина Блаженного не знает подлинной справедливости и поэтому представляет собой magna latrocinia – шайку разбойников в больших размерах.

Фома Аквинский в свою очередь полагал, что сотворенное по воле Бога государство может выступать против его заветов, а естественное право служит связующей нитью между Богом и человеком, образуя незыблемый фундамент существующего правопорядка. Этот богословский (теологический) вариант теории естественного права, не потерял актуальности и в наши дни; именно такой его интерпретации придерживается школа неотомистов, до недавнего времени возглавляемая Жаком Маритеном.

В этот же период светские феодалы развили патриархальную теорию государства, зародившуюся еще в античности не без участия Платона, согласно которой все подданные подобно детям должны повиноваться монарху-государю как «отцу». Это типично патерналистское воззрение на государство выразилось в дальнейшем в патримониальном государствоведческом учении. В соответствии с ним государство, его территория, население есть объект собственности монарха. Концепция государства-объекта была общей формой средневекового юридического этатизма, то есть правового попечения государства, на которое переносились теоретические конструкции, почерпнутые из римского права.

В новое время стали закладываться основы современного учения о государстве и праве.

В XV – XVI вв. Николо Макиавелли в своем трактате «Государь» подчеркнул независимость политики от религиозной морали. Жан Боден определял государственную власть как центральный элемент государства, выступающий как единый, неделимый и независимый его признак. Несколько позже Шарль Монтескьё выдвинул теорию разделения властей. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга»[1]. Эта идея обосновывает одну из гарантий правового государства. Учение Монтескье отражало реалии того времени и предполагало компромисс между феодалами и новым сословием (классом) – буржуазией.

В отличие от Монтескьё Жан-Жак Руссо выдвигает теорию народного суверенитета, который един, неделим, неотчуждаем и осуществляется общей волей народа. Теория народного суверенитета исключала компромисс с феодальным дворянством и была связана у Руссо с революционно-демократическими выводами.

Главным направлением правовой мысли в XVII – XVIII вв. была возрожденная и обновленная теория «естественного права» (Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Джеферсон, Томас Пейн, Жан-Жак Руссо и др.). На естественном праве формировалась теория прав и свобод человека и гражданина. Естественные права принадлежат человеку по праву его существования, а, вступая в общество, люди приобретают гражданские права. Право определяется как мера свободы и становится основой законности, равного участия граждан в управлении государством, равенством перед законом и судом. Выдвинутый лозунг господства права («rule of law») обосновывал теорию правового государства, что означало ограничение деятельности государства, его органов исключительно юридическими рамками, прежде всего законами, принятыми парламентом.

Указанный подход определял государство как юридическое лицо, как субъект права, обладающий тремя основными признаками: территорией, населением и властью. Государственная власть рассматривалась как субъективное право, выражающееся в суверенитете государства. Такое определение и взаимосвязь права и государства, хотя и в различных вариантах, встречается у И. Канта, Г. Гегеля, Г. Еллинека. Тезис Канта о том, что «государство есть соединение множества людей под господством права», является основой для понимания правового государство и в настоящий период.

В середине XIX века начинает формироваться теория экономического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса, получившая в последствии название «марксизма-ленинизма», которая объясняла государственно-правовые явления исходя, прежде всего из уровня развития экономических отношений и классовой борьбы. Эта теория получила распространение в Западной Европе, а также и в России, где практически осуществлялась. Развитие «базиса» – экономических отношений – было определяющим для «надстройки», куда входило и государство, и право. Высокий уровень развития экономических отношений, уничтожение частной собственности и ведущая роль пролетариата, как самого передового класса должна была привести через социалистическое государство и право к бесклассовому, безгосударственному реально-идеальному обществу – коммунизму. Государство при этом, по словам Ф. Энгельса, сдается «в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором»[2].

После второй мировой войны оформляется политико-социалистическое направление, в котором проблема власти является центральной и с развитием научно-технического прогресса вырабатывается технорактическая теория власти.

В развитии теории права следует отметить психологическую школу права русского юриста Л. И. Петражицкого, по мнению которого наряду с «официальным правом» действующим во всем государстве, существует и «неофициальное», складывающаяся под воздействием эмо­ций в различных социальных группах. Психологический подход отодвинул на второй план нормативность права, которая была обоснована школой юридического позитивизма (К. Бергбом, Г. В. Шершеневичем и др.) и открыл большие возможности для расширения правотворческих функций судьи. Это приводит в свою очередь к вторичному возрождению естественного права и подчеркивает определяющие значения идеальных, ценностных, этических начал права.

Теории, составляющие доктрину естественного права чрезвычайно разнообразны, но главное заключается в том, что во главу угла ставится человек, его разум, чувства справедливости и свободы.

Характеризуя состояние и перспективы развития науки теории права и государства в современный период, следует отметить, что она рассматривает государство и право как явления, обеспечивающие и охраняющие интересы граждан. При этом государство, не устанавливая и не затрагивая основные права и свободы граждан, строит свою деятельность только на основе права. Право же каждого государства должно воплощать в себе те общечеловеческие ценности, которые закреплены в международно-правовых документах по правам человека.

 

 

РАЗДЕЛ I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

§ 1. Предмет и методология теории государства и права

 

В системе юридических дисциплин теория государства и права занимает ведущее место, так как исследует наиболее общие закономерности государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, теория государства и права как учебная дисциплина непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов. Теория государства и права позволяет обучаемым со строго научных позиций дать адекватную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрыть их действительную сущность, понять их социальное назначение, место и роль в политической и правовой системах общества.

В качестве основных функций теории государства и права как учебной дисциплины традиционно выделяют: образовательную, воспитательную, организаторскую.

Изучение теории государства и права происходит по определенной схеме, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной учебной дисциплины. Предметом же теории государства и права выступают основные и наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования явлений государственно-правовой действительности, их сущность, структура, основные элементы и принципы.

Соотношение теории государства и права как учебной дисциплины с теорией государства и права как науки – это соотношение частного и целого. То есть теория государства и права как наука включает в себя теорию государства и права как учебную дисциплину. При этом теория государства и права как наука первична, а как учебная дисциплина – вторична, поскольку учебная дисциплина содержит только те знания о государственно-правовой действительности, которые имеют прикладную направленность и могут пригодиться практикующему юристу.

Вместе с тем, система учебных юридических дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических наук. Преподавание учебных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение обучаемыми знаний о государстве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правовой действительности.

Для того чтобы уяснить место теории государства и права в системе наук, необходимо сперва рассмотреть их классификацию. Так существуют науки общественные (гуманитарные) – такие, как философия, социология, политология, юриспруденция; есть науки естественные – физика, химия, биология; а также выделяют еще точные (технические) науки – математика, информатика и другие. Систему юридических наук можно подразделить на три основные группы: теоретико-исторические, отраслевые и специальные (прикладные). К первой группе относится теория государства и права, история государства и права, римское право и т.п. науки; ко второй – такие дисциплины как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, муниципальное право и т.д.; в группу прикладных наук включают криминалистику, криминологию, экспертологию, судебную медицину и иные вспомогательные дисциплины.

Велико значение теории государства и права как науки и учебной дисциплины и для юриспруденции в целом. Теория государства и права эффективно воздействует на расширение кругозора обучаемых и развивает интеллектуальный потенциал будущих юристов, прививает им одновременно и правовую, и общечеловеческую культуру.

Вместе с тем теория государства и права как наука представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями. В качестве функций теории государства и права как науки принято выделять: гносеологическую (познавательную) функцию, онтологическую (изучение бытия государственно-правовых явлений), методологическую, эвристическую, прогностическую, идеологическую и системообразующую.

Методология теории государства и права с одной стороны представляет собой учение о методах познания государственно-правовой действительности и правильном их применении, а с другой – совокупность этих методов. Методами науки при этом выступают приемы и способы изучения реальной действительности, научные подходы к ее изучению, общие исходные принципы, на которых базируется наука. Таким образом, можно сделать вывод, что методология теории государства и права – это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений. Традиционно среди методов теории государства и права выделяют общие методы познания, характерные не только для различных наук, но и для ненаучных сфер человеческого знания – искусства, религии и т.д. (например, такие методы как наблюдение или сравнение). Также разновидностью методов теории государства и права выступают общенаучные методы – методы, используемые если и не во всех науках, то в большинстве из них (это системный, структурный и функциональный методы). Еще одним самостоятельным видом методов теории государства и права являются частнонаучные методы, заимствованные теорией государства и права у других отдельных наук, по которым они и называются (скажем, статистический, социологический или кибернетические методы). Особый вид методов теории государства и права составляют специальные методы, разработанные юриспруденцией для собственных нужд; здесь речь идет о таких методах как формально-юридический метод, метод сравнительного государство - и правоведения, метод государственно-правового моделирования, правовой эксперимент и т.п.

Обобщая, можно сказать, что теория права и государства это:

- фундаментальная историко-теоретическая юридическая гуманитарная (общественная) наука, изучающая такие социальные явления как государство и право;

- общая наука о государственно-правовых формах жизнедеятельности общества;

- наука, изучающая государство и право в их неразрывном единстве и взаимодействии;

- вводная юридическая дисциплина, знакомящая с исходными понятиями и положениями государство- и правоведения;

- методологическая наука, разрабатывающая коренные теоретические положения, направляющая развитие отраслевых юридических дисциплин;

- наука, широко использующая достижения отраслевых и прикладных юридических дисциплин для своего развития.

РАЗДЕЛ II. Государствоведение

§ 2. Происхождение, понятие и сущность государства

 

Рассматривая происхождение государства, следует помнить, что общество возникло гораздо раньше этого социально-политического института. При этом общество в широком смысле есть совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Происхождение государства как процесс зарождения, возникновения и развития государства осуществлялось в рамках политогенеза. Политогенезом называется определенный вид общественного развития, приводящий (приведший) к образованию государства, а в последствии и возникновению других политических институтов. Государство при этом рассматривается как исторически первый политический институт в истории человечества.

Политогенез условно можно разделить на два основных этапа. Первый этап – потестарный – характеризуется периодом с момента зарождения государственности до возникновения государства в качестве самостоятельного социально-политического института, а второй – политический этап – с момента образования государства и вплоть до настоящего времени. При этом возникновение государства датируется примерно 4 – 3 тысячелетиями до н.э., а развитие политогенеза проецируется на будущее человечества.

При этом в разных обществах процесс происхождения государства протекал по-разному, в результате чего основными вариантами политогенеза стали синтезный и бессинтезный. Бессинтезный вариант политогенеза предусматривает спонтанное зарождение и возникновение государственности в отдельном обществе в силу внутреннего развития определенных социальных тенденций (таких как переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике, наличие прибавочного продукта, имущественное, профессиональное и социальное расслоение населения, рост его численности и т.п.). Синтезный же вариант предполагает возникновение государственности в отдельном обществе под влиянием уже имеющейся государственности других народов, построивших свое государство как бессинтезным, так и синтезным образом.

При этом государство как явление вторичное по отношению к обществу выступает посредником между обществом как субъектом властной деятельности и этим же обществом только уже как объектом управленческого воздействия со стороны государства. То есть общество из субъекта властно-организационной деятельности превращается в объект государственного управления. Государство же, опираясь на общество, на базисные экономические общественные отношения, силы и средства производства выступает элементом «надстройки» (наряду с правом, идеологией и политикой как таковой). Отсюда и зависимость формы государства, его специфики от культурно-исторических особенностей породившего его общества.

Вместе с тем все государства – как древние, так и современные – обладают общими признаками, на основании которых можно вывести обобщенное определение государства как социально-политического института. К таким признакам относят:

- наличие государственного суверенитета, то есть присущее государству верховенство на своей территории (внутренний суверенитет) и его независимость в международных отношениях с другими странами (внешний суверенитет);

- наличие государственной территории – части земного пространства в пределах государственной границы, включающую в себя сушу, воды, недра под ними и воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет государства;

- наличие населения – совокупности физических лиц, постоянно или преимущественно проживающих на территории государства и имеющих с ней устойчивую правовую связь; понятие населения включает в себя граждан (подданных) государства, иностранцев, прибывших на постоянное место жительства в страну, и лиц без гражданства, проживающих на государственной территории;

- наличие постоянно действующих органов управления и принуждения, осуществляющих публичную политическую власть от имени государства в отношении населения страны;

- наличие системы налогообложения населения для сбора средств в целях обеспечения непрерывного функционирования и развития материальной базы органов управления и принуждения;

- правовой характер государственно-властной деятельности как в отношении населения, так и при взаимодействии между различными органами государства.

Также к признакам государства относят такие факультативные (дополнительные и необязательные) черты преимущественно современных стран как:

- наличие государственной символики (флага, герба, гимна и столицы государства);

- наличие государственных вооруженных сил (армии);

- наличие государственной денежной единицы и т.п.

Обобщая основные признаки государства, можно сформулировать и понятие этого явления, которое должно характеризовать любое государство – как современное, так и ранее существовавшее. Представляется, что под государством следует понимать суверенную политико-территориальную организацию публичной власти в обществе.

При этом необходимо помнить, что государство – единственный официальный представитель всего общества (народа) как на международной арене, так и внутри страны.

Что касается сущности государства, то под сущностью какого-либо явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства – значит выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает. Сущность государства – это то неизменное и главное, что присутствует в любом явлении, относящемся к государству. Таковым (сущностью государства) выступает публичная политическая власть, ее принадлежность, назначение и функционирование.

Принадлежность публичной политической (государственной) власти, как элемента сущности государства, определяется тем, кто является носителем суверенитета в стране – правитель (глава государства, монарх или правящая династия) или же народ.

Назначение государственной власти состоит в том, в чьих интересах эта власть отправляется – в интересах общества (народа) или в интересах правителя (правящей верхушки общества).

Функционирование же публичной политической власти выражается в методах ее осуществления – либо с помощью насилия, принуждения, репрессий, либо посредством демократических процедур, убеждения, компромисса.

Именно такова в общих чертах характеристика государства, его происхождения и сущности.

 

Государственная власть как вид социальной власти

Как отмечалось ранее, сущностью государства является публичная политическая власть, являющаяся разновидностью социальной власти. Социальная же власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. социальная власть сопровождала общество на всех этапах его развития, предшествуя государству. Связано это с тем, что общество – это сложная система, которая нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, в поддержании в работоспособном состоянии; все это достигается с помощью власти.

При этом социальная власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде волевого отношения между людьми. Соответственно, не может быть отношения социальной власти между человеком и вещью, между человеком и животным. Здесь же следует учитывать, что власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Оба они являются участниками или субъектами властеотношения. Бессубъектной, то есть никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Случается иногда так, что властный и подвластный субъекты совпадают (например, первобытное общество), однако чаще всего они различаются, занимая различное положение в обществе.

Также необходимо учитывать, что социальная власть – это интеллектуально-волевое отношение, т.е. навязывание власти и подчинение ей должны носить осознанный характер. Власть не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля выступает важнейшим элементом любой социальной власти, без учёта которого невозможно понять её природу и суть отношений властвования. Это обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой стороны, подчинение подвластных этой воле.

Таким образом социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придаёт обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Власть можно определить как способность (свойство) одного субъекта подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Социальная власть может быть различных видов; например, власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, родительская, церковная и т.д. Существуют различные классификации власти. Так, согласно одной из классификаций власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Иногда политическая и государственная власть отождествляются, однако следует все же различать эти категории и употреблять понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно её звено – государство.

В зависимости от способа организации власти её можно подразделить на демократическую и недемократическую.

Известный социолог М. Вебер различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, то есть опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые чётко регламентируют властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счёт особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определённые цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперёд.

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например, криминальные группы.

Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признаётся власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, то есть власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная – это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой её юридическую характеристику, легитимность – её нравственную оценку.

Отметим, что, несмотря на достаточно обширную характеристику видов социальной власти для нас особый интерес представляет власть государственная, являющаяся разновидностью социальной власти и обладающая поэтому всеми её признаками. Вместе с тем государственная власть имеет и свои особенности. Эта власть:

- во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппараты управления и принуждения, которые распространяют свои полномочия на всех без исключения людей, находящихся на территории данного государства;

- во-вторых, публична. Под публичностью понимается то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчужденным от общества, не совпадающим с ним, находящемся над ним;

- в-третьих, суверенна. То есть обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется, прежде всего, в том, что выше неё в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли договоры, соглашения и т.п.;

- в-четвёртых, универсальна; она распространяется на всю территорию страны и всё её население;

- в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех.

Проводя сравнение характерных черт государственной власти и власти в первобытном обществе, выделяют следующие их особенности.

1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных классов, социальных групп, слоёв населения, которые занимают господствующее положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.

2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий. Иначе обстоит дело в государственно-организованном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой деятельностью.

3. При первобытнообщинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественной мнение. Государственная власть широко использует юридические санкции, различные виды государственного принуждения, для чего создаёт специальный карательный аппарат.

4. Для содержания государственного аппарата и всей государственной власти требуются специальные средства, которые взимаются с населения – налоги. Родовому строю они были неизвестны.

5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства, государственная же власть управляет по территориальному принципу. Кроме того, появились понятия «подданство» или «гражданство».

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определённое искусство управления, то есть осуществлять политику.

Кроме того государственная власть имеет свои, присущие только ей формы и методы осуществления. Форма осуществления государственной власти – это деятельность, в ходе которой реализуются функции государства, а также стоящие перед ним цели и задачи. Принято выделять правовые и неправовые формы. К правовым относятся: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность и судебная деятельность. К неправовым относят организационно-регламентирующую деятельность, организационно-хозяйственную деятельность, а также организационно-идеологическую.

Методы – это то, каким образом государство осуществляет свою деятельность, совокупность способов, приёмов и средств осуществления государственной власти. Выделяют: метод убеждения, метод принуждения, метод рекомендаций и метод поощрения.

Более подробный анализ форм и методов осуществления государственной власти будет рассмотрен в параграфе, посвященном функциям государства.

 

§ 4. Государство в политической системе общества

 

Общество представляет совокупность различных взаимодействующих систем: политической, социальной, экономической и духовно-культурной. Государство выступает системообразующим элементом политической сферы (политической системы) общества. Политическая система общества – это система взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев и групп, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление. Иными словами, политическая система общества – это совокупность государственных органов, политических объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества.

Помимо теории государства и права политическую систему общества изучает политология. Однако основной предмет исследования теории государства и права – это соотношение и взаимосвязь политики с государством и правом в процессе функционирования и развития последних. Политология же изучает данные процессы сквозь призму политики – участия в государственном управлении делами общества.

Вместе с тем, основной целью существования политической системы является борьба за власть, достижение власти и ее осуществление. Основными же компонентами политической системы общества выступают:

- совокупность политических объединений (государство, политические партии, органы местного самоуправления, профсоюзы);

- политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

- политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

- политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

- политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Основными объединениями, осуществляющими борьбу за власть, являются политические партии. Основной характеризующий признак политических партий – прямая связь с политикой: они создаются и действуют для достижения определённой политической цели, решения политических задач. Цель и задачи обязательно закрепляются в уставах и направлены на формирование и осуществление определённой политики на разных этапах развития общества и государства.

Политические партии основаны на различных политических интересах разных слоёв населения и, несомненно, оказывают идеологическое воздействие через своих представителей на различные существующие в обществе слои и классы, а также на общество в целом. Политическая партия представляет собой политическую организацию, имеющую свою внутреннюю структуру и внешнее оформление, выражающую интересы определённых общественных классов, социальных слоев, групп и имеющую цель – получить политическую власть для осуществления определенной программы, социальных, экономических и политических преобразований.

Партии принимают активное участие в политической жизни общества в различных формах, таких как:

- участие в выборах, формировании и работе представительных (законодательных) органов государства всех уровней;

- участие в осуществлении местного самоуправления;

- осуществление предвыборной агитации и т.п.

Появление политических партий – процесс объективный, позволяющий выявить общие интересы различных социальных групп и их представителей, сформировать их, преобразовать в правовые требования и добиваться их осуществления. Партии, в своих политических программах, обозначают идеологические представления о политической власти и способах её осуществления, указывают на пути и цели развития общества и т.п.

Человек, гражданин также является звеном, структурным элементом политической системы общества. Его участие может быть как непосредственное, через выборы или референдум, так и посредством поддержки или участия в деятельности определённых партий.

Вместе с тем исторически первым и наиболее значимым элементом, входящим в политическую систему общества, является государство, которое определяет саму структуру политической системы и особенности деятельности ее элементов, в том числе и политических партий.

В свою очередь политическая идеология – это определённая интересами любого политического института система ценностей, отвечающая на такие вопросы как определение основных направлений деятельности государства и развития общества, способы борьбы за власть и методы использования власти. Политические нормы – это общие правила, регламентирующие весь спектр политических отношений. К ним относятся как нормы правовых актов, направленных на установления правил «политической игры», так и нормы, издаваемые самими политическим институтами, определяющие основные задачи, цель и способы их участия в политике, различные политические обычаи и т.д. Политические отношения – это отношения, регулируемые вышеперечисленными нормами, участники которых (политические институты) имеют определённые политические права и обязанности. Политическая же деятельность – это деятельность всех политических институтов в реальной действительности, на основе политических правил (политических норм) с целью достижения и осуществления политической власти.

Как уже отмечалось, государство выступает в качестве основного, важнейшего политического института. Причём его роль в политической системе общества неоднозначна. Государство, являясь общесоциальной организацией, возникло в целях реализации определённых человеческих потребностей и сразу же вошло в политическую сферу общества в качестве главного института, посредством которого люди и их объединения могут выразить свои интересы и устремления. Это предопределило следующие особенности государства как политического института:

- государство, явившись первым результатом политической деятельности людей, стало постоянным, центральным составляющим элементом любой политической системы;

- государство посредством права официально закрепляет (юридически оформляет) политическую систему, устанавливает правила осуществления политической деятельности на своей территории;

- посредством имеющегося в своём распоряжении судебного аппарата государство выступает в роли арбитра политических споров, а посредством аппарата принуждения – в роли исполнителя вынесенных по спорному делу решений.

Обобщая указанное, можно отметить, что центральное место в по­литической и общественной сферах государство занимает по следующим причинам.

1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противо­речивыми интересами. Оно предотвратило самоуничто­жение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе обще­ства в современном ее понимании.

2. Государство можно рассматривать как организаци­онную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологичес­кие, социально-экономические связи индивидов с госу­дарством получают концентрированное выражение в по­литико-правовой категории гражданства. Как гражда­нин индивид приобретает устойчивые первичные поли­тические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности политических партий. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политичес­кую систему общества.

3. Государство стало первым результатом политичес­кой деятельности людей, каким-либо образом организо­ванных и представляющих интересы определенных со­циальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а призна­ки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политичес­кого общежития различных социальных образований. В законодательном порядке государство устанавливает «правила игры» для политических партий и обществен­ных объединений, пытается учитывать в своей политике весь спектр их многообразных, порою антагонистически про­тиворечивых интересов. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической систе­мой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политичес­кой системы.

5. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального про­исхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий, до энергетичес­кого, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоем­кие отрасли науки и производства, несет бремя расхо­дов на оборону. В качестве органа, управляющего обще­ственными делами, государство посредством аппаратов управления и принуждения со­храняет определенную целостность политической систе­мы, обеспечивает правопорядок в обществе. Для политической системы общества важное консо­лидирующее значение имеет суверенный характер госу­дарственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и об­щества. Вхождение политической системы конкретно­го общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств госу­дарства.

6. Политическая система в силу подвижности социально-эконо­мических отношений, изменчиво­сти идеологии находится в постоянном движении. Все ее элементы работают как бы в равной степени, увязывая, согласовы­вая интересы социальных групп, вырабатывая полити­ческие решения. Когда же возникают чрезвычайные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится госу­дарству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его сущностном проявлении – государственной власти. Только законная государствен­ная власть может обеспечить относительно безболез­ненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий, цель одна: им нужна государственная власть для осуществления дек­ларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве – обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма формирования и осуществления государственной власти.

 

 

§ 5. Функции государства

Функции государства – это основные направления государственной деятельности во внешней и внутренней политике. В функциях государства выражается его сущность и социальное назначение, то есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Существенными признаками функций государства являются:

- общеобязательный характер;

- реализация социального назначение государства;

- системность, обозначающая, что каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы государственных функций.

Поскольку функций у каждого государства множество, их целесообразно классифицировать. Так, по времени действия функции государства делятся на постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования) и временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение – их исчезновением).

По сферам политической направленности функции государства делятся на внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества) и внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами). Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, политические, социальные, осуществляемые в духовной сфере. В зависимости от принципа и системы разделения властей функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), исполнительные и судебные.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Формы реализации функций государ­ства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы же осуществления функций государства представляют собой способы и средства, ис­пользуемые при функционировании государства.

Формы реализации функций государства классифицируются на правовые и организационные (критерием является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций). При этом под правовыми фор­мами понимается весь механизм правового регулирования, кото­рым располагает государство, а также однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствия) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства от­носятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную. Деление форм осуществления функций государства на право­вые и организационные не означает умаления или тем более от­рицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы – правовые.

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Правоприменительная же деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Правоохранительная деятельность, в свою очередь, – это форма осуществле­ния функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав по обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, про­тесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям про­филактики преступлений и иных правонарушений, восстановле­ния нарушенного права, реализации юридической ответствен­ности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях, – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличают­ся чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. Выделяются следующие организационные формы деятель­ности государственных органов по осуществлению функций го­сударства: а) организационно-регламентирующая деятельность; б) организа­ционно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность – это опе­ративная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационно­му обеспечению функционирования различных звеньев государ­ственного механизма. Организационно-хозяйственная деятельность – это оператив­но-техническая, текущая хозяйственная деятельность (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтер­ский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государст­венных функций. Организационно-идеологическая деятельность – это повсе­дневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (на­пример, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Что касается методов осуществления функций государства, то кроме традиционных методов убеждения и принуждения можно также выделить:

1) метод нормативного правового регулирования;

2) метод рекомендаций, т.е. ориентации на конкретный вари­ант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность;

3) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

4) методы надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество, и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за ис­полнением действующих законов и других нормативных право­вых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами;

5) метод информационного воздействия на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о при­нятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние пред­ставляет собой косвенно-регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, ин­ститутов.

Возможно, выделить и иные методы осуществления функций государства, но названные являются ключевыми, основополага­ющими для функционирования государства.

§ 6. Механизм государства

 

Рассматривая государство как социально-политическую организацию, возникающую на определенном этапе общественного развития в целях защиты членов сообщества, обеспечения условий, способствующих стабильному, поступательному развитию человеческой цивилизации, необходимо обратить внимание на то, что государственная деятельность носит не стихийный, а целенаправленный характер. При этом различные направления государственной деятельности (функции государства) реализуются многочисленными государственными органами, в совокупности образующими государственный механизм. Механизм государства олицетворяет государство в целом, представляет собой его материальное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства. Понятие «государственный механизм» тесно связано с категорией «аппарат государства». В отечественной юридической науке эти понятия иногда отождествляются, что не вполне оправданно, так как механизм государства включает в себя помимо самого государственного аппарата еще и государственные функции. Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, нежели понятие механизма государства. Государственный аппарат представляет собой совокупность органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются функции государства. Деятельность государственного аппарата направлено на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм), использования их в процессе социально-политической регуляции, обеспечения эффективности системы юридических гарантий и санкций.

Признаками государственного аппарата являются:

- формируется по воле государства с целью реализации целей и задач, стоящих перед государством;

- от имени государства разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;

- обладает монополией на государственное принуждение;

- в основу формирования и функционирования государственного аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не занимаются иной общественно-полезной деятельностью кроме как управленческой);

- государственный аппарат включает органы государственной власти и материальные придатки (армию, полицию, налоговую и таможенную службу), необходимые для обеспечения реализации государственно-властных предписаний;

- формирование государственного аппарата осуществляется путем создания органов государственной власти, деятельность которых непосредственно связана с реализацией функций государства.

Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организацию, материальную силу государства. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

- формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органы государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации требований института власти;

- выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

- наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими как государственными, так и негосударственными органами и организациями;

- в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений, государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка министра правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом, будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

§ 7. Форма государства

Форма государства показывает политическое, структурное и территориальное внешнее устройство государства. В теории государства и права принято выделять три основных элемента, составляющих форму государства – это форма правления, государственное устройство и политический режим. Следовательно, форму государства можно представить в виде набора трёх обязательных составляющих, которые характеризуют организацию и порядок образования высших органов государства, территориальную организацию государственной власти и политическое состояние в государстве. Именно совокупность всех трёх составляющих формы государства позволяет проследить существование определённого государства в реальной действительности. В связи с этим определяющими факторами в становлении конкретной формы государства являются: национальный состав населения, географический и территориальный факторы, различные исторические традиции и т.п.

Форма правления как первичный элемент формы государства характеризует организацию, порядок образования и взаимоотношений высших органов государственной власти, а также формы воздействия со стороны населения на эту власть. Теория государства различает две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия (с греч. – единовластие, единодержавие) – это форма правления, при которой высшая власть осуществляется единолично. Лицо, осуществляющее такую власть, обладает ею по наследству, чаще всего пожизненно и не несёт ответственности перед населением страны. Признаками монархии выступают следующие:

- в государстве существует единый носитель власти, это может быть – монарх, фараон, король, царь, император, великий князь, шах, шейх и т.д.;

- единоличная власть передается по наследству и осуществляется пожизненно. Однако могут быть исключения, например монархия в России возникла в итоге выборов правящей династии Романовых;

- правитель представляет государство по собствен­ному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха);

- следствием третьего признака выступает отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Все выше перечисленные признаки характерны лишь для абсолютной (неограниченной) монархии, в современном мире встречающейся всё реже и реже. В странах, где в качестве формы правления закреплена абсолютная монархия, монарх имеет всю полноту государственной власти:

- выступает в качестве правотворческого органа;

- является главой исполнительной власти (следовательно, управляет и всеми вооружёнными силами);

- является высшей судебной инстанцией, тем более что всё правосудие осуществляется от его имени;

- во внешней политике единолично представляет государство.

Основной признак ограниченной монархии – это правовое ограничение власти монарха. В зависимости от объёма таких ограничений можно выделить монархию дуалистическую и парламентарную (конституционную).

Дуалистическая монархия характеризуется наличием у монарха всей полноты исполнительной власти, а также отдельных полномочий в рамках законодательной и судебной властей. По сути, этот вид монархии является переходным от абсолютной к парламентарной монархии.

В парламентарной (конституционной) монархии монарх выступает в качестве символа, традиции, идеи, номинального главы государства. Формула осуществления им власти следующая: «монарх царствует, но не правит». Законодательная власть в парламентарных монархиях принадлежит избираемому парламенту. Парламент формирует правительство, которое становиться главным органом исполнительной власти в стране. За монархом в силу сложившихся традиций могут оставаться некоторые полномочия, например, подписывать законы или назначать главу правительства.

Вторая форма правления – республика отличается тем, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, состав которых избирается населением на определённый срок. Данные органы ответственны перед избирателями. Республика обладает следующими признаками:

- наличие избираемых на определённый срок органов государственной власти;

- наличие всенародно избираемого поста – главы государства;

- характер государственной власти в республики производен, то есть, власть осуществляет властные полномочия не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

- воплощение в государственную жизнь принципа разделения властей;

- наличие юридической ответственности всех избираемых органов перед населением государства.

Основным критериям деления республик на различные виды выступает характер взаимоотношений между властями. По этому основанию выделяют парламентскую, президентскую и смешанную республики.

Парламентская республика. Основным характеризующим её признаком является верховенство

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.