Правопорядок - порядок, основанный на праве, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим. Назначение права — вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как "состояние урегулированности общественных отношений".
Характер, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Под правом необходимо подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие ценности (справедливость, нравственность, свобода) ("писаное право") - появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования. Когда все субъекты общественных отношений сообразуют свое поведение с требованиями правовых норм, мы получаем правопорядок.
Носит динамичный характер. Основа - правопослушное поведение граждан и их объединений.
Помимо общего правопорядка, в науке выделяют отраслевые его виды - конституционный правопорядок, экологический, гражданский, административный, международный и др.
Установление твердого порядка и управляемости на всех уровнях властной вертикали является насущной задачей современной России, задачей, без решения которой невозможно дальнейшее продвижение реформ. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежением к правовым нормам, с другой — неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Нужен не полицейский порядок, а демократический. И методы его достижения должны быть не тоталитарными, а демократическими. Т.е., не любой правопорядок может устроить общество. В истории России были всякие порядки ("сталинский", например), равно как и разные виды законности ("классовая", "революционная", "социалистическая"). Власть не обременяла себя связанностью правовыми, да и другими нормами. Последствия известны. Но правопорядок немыслим без твердой государственности, эффективной власти. Власть, не ограниченная правом, опасна.
Правопорядок — внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т. д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка (угроза в российской организованной преступности, коррупции).
Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части. Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т. д.). Это — результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.
С другой стороны правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центр. элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).
Различия между ними (разная нормативная основа, по-разному обеспечиваются: особый аппарат принуждения и общественное мнение, при нарушении возникают разные последствия – юридические санкции и меры морального характера
Соотношение законности и правопорядка. Законность – это точное и последовательное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениям, должностными лицами и гражданами действующих в стране законов и основанных на них подзаконных актов. (другое определение – политико-правовой режим государственной и общественной жизни, выраженный в требовании правомерного поведения на основе правовых предписаний, исключающий из общественной жизни произвол).
Они взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность — есть и правопорядок, нет законности — нет правопорядка. Если законы и иные нормативные правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.
И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.
Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок — реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок — продукт, итог законности.