В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности, соответственно спортсмены с пониженной тревожностью ставят более высокие цели и достигают их.
Было также установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характерна высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неуспеха. В то же время не следует забывать и о физиологической цене успеха: активные, честолюбивые, нетерпеливые, беспокойные, ориентированные на успех люди больше подвержены стрессу, чем люди с низким уровнем притязаний, не претендующие на высокое положение в обществе и высокий денежный доход.
Существует мнение, что верующие люди легче переносят стресс, чем атеисты. Например, было установлено, что люди, склонные к религии, имеют более низкие показатели фрустрированности. В этой же работе установлено, что одним из важнейших мотивов религиозности является стремление людей искать в религии поддержку и утешение со стороны высших сил, что помогает им переносить жизненные стрессы.
3. Факторы социальной среды
Социальные условия и условия труда
К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся:
· социальные перемены;
· повышенная ответственность за работу;
· значительное преобладание интеллектуального труда;
· постоянный дефицит времени;
· хроническая усталость;
· нарушение режима труда и отдыха;
· падение личного престижа;
· отсутствие элементов творчества в работе;
· длительные ожидания в процессе работы;
· частая смена рабочего стереотипа;
· ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмовщина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна;
· нерациональное и несбалансированное питание;
· курение и систематическое употребление алкоголя.
Ближнее социальное окружение
Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его устойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие люди как бы принимают часть удара на себя. Человек, окруженный благожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и легче воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположностьэтому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу и чаще болеют.
4. Когнитивные факторы
Уровень сензитивности
Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрессе психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов:
1) чувствительности рецепторов:
2) типа высшей нервной деятельности;
3) легкости образования условно-рефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга;
4) повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта;
5) наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки.
Первый фактор из этого списка определяется врожденными анатомо-физиологическими особенностями и мало подвержен изменениям.
Второй и третий факторы формируются в течение первых лет жизни и могут подвергаться незначительным модификациям.
Четвертый фактор зависит от объективных жизненных обстоятельств, которые влияют на развитие сензитивности. Например, у настройщика роялей и взрывника горнорудного карьера чувствительность к звуковым воздействиям будет значительно отличаться.
Пятый фактор связан с сознательной тренировкой сензитивности. Например, у психотерапевта, использующего методы нейролингвистического программирования или эриксоновского гипноза, чувствительность к проявлению эмоций у клиента будет выше, чем у стоматолога или травматолога.
Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды
Человек воспринимает ситуацию как потенциально стрессовую и реагирует на нее соответствующим образом, если логический анализ имеющихся в распоряжении человека фактов приводит его к выводу о возникновении угрозы. Шахматист, обнаруживший вероятность получения мата через несколько ходов, водитель, который на трассе понял, что у его машины плохо работают тормоза, чиновник, которого внезапно стали игнорировать коллеги, — все они испытывают определенный стресс после логического анализа ситуации. При этом человек с низким уровнем мышления будет более спокойным, так как обладает меньшей способностью к анализу и синтезу информации.
В этом плане развитое мышление, с одной стороны, провоцирует стрессы, обнаруживая потенциальную опасность там, где ее еще нет, но, с другой стороны, помогает найти выходы из трудных стрессовых ситуаций.