1. Боас Ф. Эволюция или диффузия? Некоторые проблемы методологии общественных наук; Границы сравнительного метода в антропологии; Методы этнологии // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 499-535.
2. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2000. С. 15-136; 139-162.
3. Он же. Избранное: динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. Часть I. С. 18-117.
4. Радклифф-Браун А. Методы этнологии и социальной антропологии; Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами; Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 603-653.
5. Он же. Табу // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: Учеб. пособие. Ч. I. М.: Наука, 1994. С. 266-278.
6. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. Глава I. С. 17-64.
7. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. М.: РГГУ, 1998.
8. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.
9. Она же. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 146-159.
Семинар № 2. Проблематика культуры в социальной и культурной антропологии второй пол. ХХ в. (форма проведения – дискуссия)
1. Культура и её основные характеристики в трудах Л. Уайта, А. Крёбера, Дж. П. Мёрдока.
2. Концепция культуры и метод её изучения в работах К. Гирца
3. Типология культуры Дж. Фейблмана, М. Мид.
Ключевые понятия:культурология, символизация, интерпретация культуры, тип культуры, культурные универсалии, универсальная модель культуры, постфигуративная, конфигуративная, префигуративная культуры, трансляция культурного опыта.
Литература:
1. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. Главы I, II, III.
2. Крёбер А. Л. Избранное: Природа культуры. М.: РОССПЭН, 2004. С. 933-976.
3. Крёбер А., Клакхон К. Культура: Критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест. РАН. ИНИОН. М., 2001. № 1.
4. Крёбер А. Конфигурация развития культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 465-498.
5. Мёрдок Дж. П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 49-56.
6. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука,1988. С. 322-361.
7. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры М.: РОССПЭН, 2004. С. 609-617.
8. Он же. Понятие культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 17- 48; Наука о культуре // Антология… С. 141-156; Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 439-464.
9. Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 203-224.
10. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.
11. Она же. Культурная антропология в России и на Западе// Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 146-159.
Семинар № 3. Семиотический метод исследования культуры Основные понятия семиотики: знак, его строение, виды и функции. Ч. Пирс (форма проведения – дискуссия)
1. Семиотический подход в работах Р. Барта, У. Эко.
2. Методологические приемы в трудах Московско-тартуской школы (Ю. Лотман, Б. Успенский и др.)
Ключевые понятия: знаковая система, семиозис, семиотизация, денотат и коннотат, референт, семиосфера, семиотический механизм культуры, «взрыв», «точка зрения», бинарная оппозиция.
Литература:
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994.
2. Он же. Пеномоющие средства; «Глубинная» реклама и др. очерки // Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996, 2000, 2004.
3. Он же. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. (Любые статьи на выбор. С. 357-503)
4. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: Языки русской культуры, 1998. Т 1. [Знаковые системы. Кино. Поэтика]
5. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: Учеб. пособие: испр. 2-е изд. и доп. М.: Флинта, Наука, 2004.
6. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры// Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т.3. Таллинн: Александра, 1993.
7. Он же. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000. (Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи по типологии культуры).
8. Он же. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М. «Языки русской культуры», 1999.
9. Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления. М.: «Языки русской культуры», 1998. I, II части.
10. Пирс Ч. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. С. 176-233.
12. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. [раздел «Поэтика композиции» (проблема «точки зрения»)].
13. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2004.
Семинар № 4. Проблематика элитарного и массового в культуре (форма проведения – дискуссия)
1. Дискуссии о хронологических рамках и этапах развития массовой и элитарной культуры.
2. Типологическая характеристика и социальные функции массовой и элитарной культуры.
Ключевые понятия: массовый человек, массовое искусство, китч, кэмп, Х. Ортега-и-Гассет, Франкфуртская школа, культурная индустрия, конвергенция массовых и элитарных форм культуры.
Литература:
1. Адорно Т. Социология музыки // Адорно Т. Избранное. М., СПб., 1999.
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. (или в Киноведческие записки. 1988. № 2)
3. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22, а также другие статьи из этого спецвыпуска журнала.
4. Конрадова Н.А. Китч: не искусство не-элиты // Общественные науки и современность. 2000. № 5.Спецвыпуск журнала «Вопросы литературы». 1991. № 1.
5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Любое издание.
6. Культурология XX в. Словарь. СПб., 1998.
7. Массовая культура: учеб. пособие для вузов /Акопян К.З., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я, и др. М.: Альфа – М.: Инфра, 2004.
8. Землянова Л.М. К вопросу об атрибутах массовой культуры ( по материалам американской коммуникативистики) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 5. С. 70-80.
9. Разлогов К. По ту сторону наслаждения (массовая культура в современных политико-экономических условиях) // Свободная мысль. 1994. № 12-18. С. 58-68.
10. Он же. Глобальная и/или массовая// Общественные науки и современность. 2003. № 2.
11. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 138-148.
Семинар № 5. Постмодернизм как феномен культуры (форма проведения – дискуссия)
1. Дискуссии об определении постмодерна / постмодернизма.
2. Философско-социальные основы и ключевые понятия постмодерна.
Ключевые понятия: ризома, деконструкция, децентрация, смерть автора, интертекст и гипертекст, дискурс и др.
Литература:
1. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000.
2. Он же. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.
3. Он же. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Изд-во «Рудомино», 2001.
4. Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993. № 5.
5. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М., 1988.
6. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1993.
7. Он же. Археология знания. Киев, 1996.
8. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы»// Имя Розы. Любое издание.
9. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения// Иностранная литература. 1996. № 2.
10. Он же. Модернизм и постмодернизм…М.: Фолио, 2000.
11. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. М.: ИНИОН, 2001.
12. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.
13. Терещенко Н.А. Постмодерн как ситуация философствования. СПб.: Алетейя, 2003.
14. Харт К. Постмодернизм / Пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.
Семинар № 6. Постиндустриальный транзит и творческие индустрии (форма проведения – дискуссия)
1. Изменения в социальной структуре, системе занятости, ценностных приоритетах в условиях перехода к постиндустриальному развитию.
2. Творческие индустрии: основные компоненты и подвижные содержательные границы понятия.
3. Модели эффективного внедрения творческих индустрий в социальную и культурную жизнь зарубежных стран.
1. Материалы с сайта Агентства творческих индустрий: http://www.creativeindustries.ru/
2. ФАБРИКИ ВООБРАЖЕНИЯ, ИЛИ КУЛЬТУРНАЯ КОНВЕРСИЯ http://www.creativeindustries.ru/rus/publications/factories_of_imagination_and_cultural_conversion
3. «Идеепровод» как основа экономики (реферат статьи Т.Флеминга) http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=26234
4. Лендри Ч. Креативный город. – М. 2005
5. Кастельс м. информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М. 2000.
6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М. 2005
7. Эволюция культурной деятельности в новом столетии. Социально-экономические аспекты культурной политики: в 3 т. - СПб. 2005
8. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005 № 4 // http://www.strana-oz.ru/?article=1106&numid=25
9. Материалы специального номера «Цена культуры» журнала «Отечественные записки» № 4 за 2005 г. http://www.strana-oz.ru/?ozid=25&oznumber=4
10. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. – М. 2010.
2. Андрей Горных, Альмира Усманова. Эстетика Интернета и визуальное потребление: к вопросу о сущности и специфике Рунета // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006 http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm
3. Гл. 2. Культура Интернета. С. 52-82.
4. Гл. 7. Мультимедиа и Интернет: гипертекст после конвергенции. С. 220-240.
5. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.
6. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. Гл. 4. Виртуальные сообщества или сетевое общество?
7. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое сообщество. – Мир России. 2000, № 1. http://www.rus-lib.ru/book/30/eko/02/02-1/023-052.html
8. Кузнецов С. Ощупывая слона. Заметки по истории русского Интернета. М., 2004.
9. Наталья Конрадова. «За границей». Проблема идентичности в русскоязычном Интернете // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006. http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm
10. Наталья Соколова. Рунет для телефанатов: пространство (без?) политики http://www.digitalicons.org/issue01/issue1/natalia-sokolova.php?lng=English
11. Носик А. Интернет не оправдал надежд // Сноб (11.X.10), http://www.snob.ru/selected/entry/25351
12. Ольга Горюнова. «Мужская литература» Удаффкома и другие художественные практики культурного сопротивления // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006. http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm
13. Скобкин А. Составлен рейтинг социальных сетей в России //. LibyMax.ru (7.IX.10), http://libymax.ru/?p=14253.
14. Флориана Фоссато. Рунет как инструмент адаптации // Pro et Contra. 2009.март-апрель. С. 91-99. http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2009/2/pec_2009_2.htm
15. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. Гл. 4.