Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы практических (семинарских) занятий

 

Семинар № 1. Становление культурной и социальной антропологии
(форма проведения – дискуссия)

1. Эволюционистская и релятивистская концепции культуры в трудах Э. Тайлора, Ф. Боаса.

2. Функционалистский подход Б. Малиновского и А. Радклифа-Брауна в изучении культуры.

Ключевые понятия: эволюционизм, релятивизм, социокультурный институт, функция, функционализм, ритуал.

Литература:

1. Боас Ф. Эволюция или диффузия? Некоторые проблемы методологии общественных наук; Границы сравнительного метода в антропологии; Методы этнологии // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 499-535.

2. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2000. С. 15-136; 139-162.

3. Он же. Избранное: динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. Часть I. С. 18-117.

4. Радклифф-Браун А. Методы этнологии и социальной антропологии; Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами; Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 603-653.

5. Он же. Табу // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: Учеб. пособие. Ч. I. М.: Наука, 1994. С. 266-278.

6. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. Глава I. С. 17-64.

7. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. М.: РГГУ, 1998.

8. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.

9. Она же. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 146-159.

10. Культурная антропология: учеб. пос. / Под ред. Ю.Н. Емельянов, Н.Г. Скворцов СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

 

 

Семинар № 2. Проблематика культуры в социальной и культурной антропологии второй пол. ХХ в.
(форма проведения – дискуссия)

1. Культура и её основные характеристики в трудах Л. Уайта, А. Крёбера, Дж. П. Мёрдока.

2. Концепция культуры и метод её изучения в работах К. Гирца

3. Типология культуры Дж. Фейблмана, М. Мид.

Ключевые понятия:культурология, символизация, интерпретация культуры, тип культуры, культурные универсалии, универсальная модель культуры, постфигуративная, конфигуративная, префигуративная культуры, трансляция культурного опыта.

Литература:

1. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. Главы I, II, III.

2. Крёбер А. Л. Избранное: Природа культуры. М.: РОССПЭН, 2004. С. 933-976.

3. Крёбер А., Клакхон К. Культура: Критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест. РАН. ИНИОН. М., 2001. № 1.

4. Крёбер А. Конфигурация развития культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 465-498.

5. Мёрдок Дж. П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 49-56.

6. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука,1988. С. 322-361.

7. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры М.: РОССПЭН, 2004. С. 609-617.

8. Он же. Понятие культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 17- 48; Наука о культуре // Антология… С. 141-156; Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 439-464.

9. Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры: интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т 1. С. 203-224.

10. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.

11. Она же. Культурная антропология в России и на Западе// Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 146-159.

12. Культурная антропология: учеб. пос. / Под ред. Ю.Н. Емельянов, Н.Г. Скворцов СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

 

 

Семинар № 3. Семиотический метод исследования культуры
Основные понятия семиотики: знак, его строение, виды и функции. Ч. Пирс
(форма проведения – дискуссия)

1. Семиотический подход в работах Р. Барта, У. Эко.

2. Методологические приемы в трудах Московско-тартуской школы (Ю. Лотман, Б. Успенский и др.)

Ключевые понятия: знаковая система, семиозис, семиотизация, денотат и коннотат, референт, семиосфера, семиотический механизм культуры, «взрыв», «точка зрения», бинарная оппозиция.

Литература:

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994.

2. Он же. Пеномоющие средства; «Глубинная» реклама и др. очерки // Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996, 2000, 2004.

3. Он же. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. (Любые статьи на выбор. С. 357-503)

4. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: Языки русской культуры, 1998. Т 1. [Знаковые системы. Кино. Поэтика]

5. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: Учеб. пособие: испр. 2-е изд. и доп. М.: Флинта, Наука, 2004.

6. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры// Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т.3. Таллинн: Александра, 1993.

7. Он же. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000. (Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи по типологии культуры).

8. Он же. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М. «Языки русской культуры», 1999.

9. Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления. М.: «Языки русской культуры», 1998. I, II части.

10. Пирс Ч. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. С. 176-233.

11. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2-е. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. (работы Ч.У. Морриса).

12. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. [раздел «Поэтика композиции» (проблема «точки зрения»)].

13. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2004.

 

 

Семинар № 4. Проблематика элитарного и массового в культуре
(форма проведения – дискуссия)

1. Дискуссии о хронологических рамках и этапах развития массовой и элитарной культуры.

2. Типологическая характеристика и социальные функции массовой и элитарной культуры.

Ключевые понятия: массовый человек, массовое искусство, китч, кэмп, Х. Ортега-и-Гассет, Франкфуртская школа, культурная индустрия, конвергенция массовых и элитарных форм культуры.

Литература:

1. Адорно Т. Социология музыки // Адорно Т. Избранное. М., СПб., 1999.

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. (или в Киноведческие записки. 1988. № 2)

3. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22, а также другие статьи из этого спецвыпуска журнала.

4. Конрадова Н.А. Китч: не искусство не-элиты // Общественные науки и современность. 2000. № 5.Спецвыпуск журнала «Вопросы литературы». 1991. № 1.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Любое издание.

6. Культурология XX в. Словарь. СПб., 1998.

7. Массовая культура: учеб. пособие для вузов /Акопян К.З., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я, и др. М.: Альфа – М.: Инфра, 2004.

8. Землянова Л.М. К вопросу об атрибутах массовой культуры ( по материалам американской коммуникативистики) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 5. С. 70-80.

9. Разлогов К. По ту сторону наслаждения (массовая культура в современных политико-экономических условиях) // Свободная мысль. 1994. № 12-18. С. 58-68.

10. Он же. Глобальная и/или массовая// Общественные науки и современность. 2003. № 2.

11. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 138-148.

 

 

Семинар № 5. Постмодернизм как феномен культуры
(форма проведения – дискуссия)

1. Дискуссии об определении постмодерна / постмодернизма.

2. Философско-социальные основы и ключевые понятия постмодерна.

Ключевые понятия: ризома, деконструкция, децентрация, смерть автора, интертекст и гипертекст, дискурс и др.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000.

2. Он же. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.

3. Он же. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Изд-во «Рудомино», 2001.

4. Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993. № 5.

5. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М., 1988.

6. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1993.

7. Он же. Археология знания. Киев, 1996.

8. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы»// Имя Розы. Любое издание.

9. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения// Иностранная литература. 1996. № 2.

10. Он же. Модернизм и постмодернизм…М.: Фолио, 2000.

11. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. М.: ИНИОН, 2001.

12. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

13. Терещенко Н.А. Постмодерн как ситуация философствования. СПб.: Алетейя, 2003.

14. Харт К. Постмодернизм / Пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

 

 

Семинар № 6. Постиндустриальный транзит и творческие индустрии
(форма проведения – дискуссия)

1. Изменения в социальной структуре, системе занятости, ценностных приоритетах в условиях перехода к постиндустриальному развитию.

2. Творческие индустрии: основные компоненты и подвижные содержательные границы понятия.

3. Модели эффективного внедрения творческих индустрий в социальную и культурную жизнь зарубежных стран.

4. Творческие индустрии в современной России.

Ключевые понятия:глокализация, творческий кластер, когнитариат, картирование, творческая экономика, креативный город, 3-Т факторы, арт-конверсия.

Литература:

1. Материалы с сайта Агентства творческих индустрий: http://www.creativeindustries.ru/

2. ФАБРИКИ ВООБРАЖЕНИЯ, ИЛИ КУЛЬТУРНАЯ КОНВЕРСИЯ http://www.creativeindustries.ru/rus/publications/factories_of_imagination_and_cultural_conversion

3. «Идеепровод» как основа экономики (реферат статьи Т.Флеминга) http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=26234

4. Лендри Ч. Креативный город. – М. 2005

5. Кастельс м. информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М. 2000.

6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М. 2005

7. Эволюция культурной деятельности в новом столетии. Социально-экономические аспекты культурной политики: в 3 т. - СПб. 2005

8. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005 № 4 // http://www.strana-oz.ru/?article=1106&numid=25

9. Материалы специального номера «Цена культуры» журнала «Отечественные записки» № 4 за 2005 г. http://www.strana-oz.ru/?ozid=25&oznumber=4

10. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. – М. 2010.

 

 

Семинар № 7. Феномен «Новые медиа»(2 часа)
(форма проведения – дискуссия)

1. Определение новых медиа. История создания и распространения Интернета. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий.

2. История Рунета. Культурная специфика Рунета. Феномен «ЖЖ»: русскоязычная блогосфера. Анализ авторских стратегий топ-блоггеров.

3. Виртуальные сообщества как новая форма социальности. «Одноклассники», «В контакте», «Фейсбук».

4. Может ли Интернет быть платформой для гражданского/ политического действия?

http://drugoi.livejournal.com/
http://navalny.livejournal.com/
http://zyalt.livejournal.com/
http://tosainu.livejournal.com/
http://miumau.livejournal.com/
http://doctor_liza.livejournal.com/
http://fronja.livejournal.com/229921.html
http://besttoday.ru/posts/1999.html

Литература:

1. Ioffe J. Facebook’s Russian Campaign // Bloomberg Businessweek (29.XII.10), http://www.businessweek.com/magazine/content/11_02/b4210032487137.htm.

2. Андрей Горных, Альмира Усманова. Эстетика Интернета и визуальное потребление: к вопросу о сущности и специфике Рунета // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006 http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm

3. Гл. 2. Культура Интернета. С. 52-82.

4. Гл. 7. Мультимедиа и Интернет: гипертекст после конвергенции. С. 220-240.

5. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.

6. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. Гл. 4. Виртуальные сообщества или сетевое общество?

7. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое сообщество. – Мир России. 2000, № 1. http://www.rus-lib.ru/book/30/eko/02/02-1/023-052.html

8. Кузнецов С. Ощупывая слона. Заметки по истории русского Интернета. М., 2004.

9. Наталья Конрадова. «За границей». Проблема идентичности в русскоязычном Интернете // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006. http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm

10. Наталья Соколова. Рунет для телефанатов: пространство (без?) политики http://www.digitalicons.org/issue01/issue1/natalia-sokolova.php?lng=English

11. Носик А. Интернет не оправдал надежд // Сноб (11.X.10), http://www.snob.ru/selected/entry/25351

12. Ольга Горюнова. «Мужская литература» Удаффкома и другие художественные практики культурного сопротивления // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006. http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm

13. Скобкин А. Составлен рейтинг социальных сетей в России //. LibyMax.ru (7.IX.10), http://libymax.ru/?p=14253.

14. Флориана Фоссато. Рунет как инструмент адаптации // Pro et Contra. 2009.март-апрель. С. 91-99. http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2009/2/pec_2009_2.htm

15. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. Гл. 4.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.