Тема 1. Предмет, задачи, система юридической психологии (4 ч.)
1. Предмет, задачи юридической психологии. Взаимосвязь юридической психологии с другими науками.
2. Научные основы юридической психологии.
3. Система юридической психологии.
4. Методы юридической психологии. Методы изучения субъектов правоохранительной деятельности.
Задачи: 1,2,3 – с. 105-107
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988.
2. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. – Киев, 1990.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2001.
5. Фрезе А.У. О применении психологии и психиатрии к юридическим вопросам // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 200, с. 62-69.
Раздел II
Личность в сфере правоохранительной деятельности
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности (4 ч.)
Понятие личности в психологии и правовой науке
Структура и содержание личности
Типы личности
Практическая часть: тестирование студентов группы по «Опроснику EPI» для диагностики экстраверсии-интраверсии.
3. Память: понятие, виды, закономерности мнемических процессов. Учет их особенностей в деятельности юриста.
Задача1.
При совершении разбойного нападения участники преступной группы под видом работников райжилуправления проникли в квартиру Савраскиной. Угрожая оружием, они связали хозяйку, заткнули ей рот полотенцем и, чтобы она не могла наблюдать за ними, завязали ей глаза. Преступники перерыли все вещи, забрали деньги и ценности. Один из участников группы с целью запугать потерпевшую предлагал: «А давайте выбросим эту … в окно». И хотя материалами расследования было установлено, что преступники находились в квартире не более 15 мин., потерпевшая на допросе утверждала, что все происходившее длилось не менее часа.
Задание.
Опишите отрицательные факторы, затрудняющие определение времени при отрицательных эмоциях. Укажите , как негативные психические переживания отражаются на определении времени.
Задача 2.
Допрос свидетеля Глубова подходил к концу. Он рассказал об обстоятельствах, при которых случайно увидел, как преступники перетаскивали похищенные товары из легковой машины в грузовую. Свидетель описал некоторые приметы автотранспортных средств, которые сумел различить в ночной темноте, и сообщил, что даже слышал, как один из этих людей окликнул другого по фамилии. Однако, несмотря на все старания следователя, вспомнить эту фамилию свидетель не смог. И чем больше настойчивости проявлял следователя для получения от свидетеля нужных ему сведений, тем дальше оказывался от решения этой задачи.
Задание.
Какие психологические закономерности следует иметь ввиду при затруднениях свидетеля в припоминании забытых фактов и обстоятельств? Чем объясняется неудача в припоминании фамилии Овсова в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»?
Занятие 2. (2 ч.)
1. Мышление как высшая форма отражения человеком объективного мира. Характеристика мыслительной деятельности юриста.
2. Воображение и его виды. Воображение юриста.
3. Внимание: общая характеристика, основные свойства. Особенности внимания юриста.
1. Ковалев А.Г. Психология личности. – 3-е изд., перераб. и доп., - М., 1979.
2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.
3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспекты лекций. – М., 1971.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1994.
5. Райх В. Характероанализ: техника, основные положения для обучающихся и практикующих психоаналитиков / Перевод; Общ. ред. и вступ. А.В. Россохина. – М., 1999. – (Библиотека философской мысли).
6. Селье Г. Стресс без дистресса // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 2000, с. 127-138.
7. Ситковская О.Д. Аффект: криминально-психологическое исследование. – М., 2001.
8. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления, - Киев, 1991.
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности (4 ч. + 2 ч. на итоговый тест по разделам I и II)
1. Характер: понятие и содержание.
2. Акцентуация характера.
3. Темперамент как природная основа характера. Типы темпераментов.
4. Способности: понятие, структура, виды.
Практическая часть: тестирование студентов группы по определению типов темперамента.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988.
2. Ковалев А.Г. Психология личности.-3-е издание, переработанное и дополненное.- М., 1979.
3. Ковалев А.Г., Мясницев В.Н. Психические особенности личности. В 2 томах. Т.1. Характер. – М., 1957.
4. Леонград К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.
5. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е. – Л., 1983.
Раздел III
Криминальная психология
Тема 6. Психология личности преступника (4 ч.)
1. Биологические, социальные и психологические факторы формирования личности преступника.
2. Мотивация преступного поведения.
3. Типологические классификации личности преступника.
4. Психология преступной группы.
Литература:
1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М., 2000.
2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная психология. – М., 1991.
3. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология / Под ред. Ю.М. Антоняна. – М., 1999.
4. Ахмедшин Р.Л. Психолого-криминалистическая характеристика социально-дезадаптированной личности преступника: Дисс. … канд. юрид. наук. – Томск, 1999.
5. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних нарушителей. – М., 1993.
6. Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А.Р. Ратинова. – М., 1979.
7. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. – М., 1991.
8. Мезинов Д.А. Преступная мотивация как объект познания в криминалистике: Дисс…. канд. юрид наук. – Томск, 1999.
5. Радаев В.В. Версии о субъекте при расследовании преступлений, совершенных лицами, страдающими психическими недостатками // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. – Саратов, 1982, с. 97-105.
6. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2001, с. 273-348.
Тема 8. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса (4 ч.)
1. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста.
4. Психология допроса малолетних и несовершеннолетних.
Задачи:
1.У шестилетней Гали, оказавшейся жертвой полового посягательства, спросили( приводится фрагмент допроса, относящийся к личности преступника):
– Какой был дяденька?
–Страшный.
–А еще какой?
–С блестящим зубом.
–А еще что ты запомнила?
– У него на руке был тигр.
Однако преступника с такой приметой установить не удалось. Лишь несколько месяцев на основании других данных было установлено, что преступление совершил Галимчук, у которого действительно на одном из передних зубов имелась коронка из светлого металла. Однако на руке у него была татуировка в виде танка. При уточнении у Гали причин расхождения выяснилось, что она под словом «тигр» имела ввиду танк. Она пояснила, затем это подтвердил ее отец, что как-то при просмотре одного из кинофильмов она спросила, показывая на танк: «Что это такое?». Отец ответил, что это тигр.
4. Кривошеин И.Т. Теоретические и прикладные проблемы допроса обвиняемого. – Томск, 2001.
5. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. – М., 2002, с. 168-198; 314-442.
6. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. – Н.-Новгород, 1992.
7. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2001, с. 207-273.
Тема 9. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 ч.)
1. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы.
2. Подготовка и назначение судебно-психологической экспертизы.
3. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы. Оценка заключения следователем, судом, защитой.
Литература:
1. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1977.
2. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М., 1980.
3. Ситковская О.Д., Коченов М.М., Конышева Л.П. Новые направления судебно-психологической экспертизы: справочное пособие. – М., 2000.
Тема 10. Психологические особенности организационно-управленческой подструктуры профессиональной деятельности юриста. (2 ч.)
Общая психологическая характеристика организационно-управленческой деятельности юриста:
1.1 Понятие и принципы управления;
1.2 Психологическая характеристика процесса принятия решений, его этапы;
1.3 Виды решений их краткая характеристика; факторы влияющие на принятие решений.
Индивидуально-психологические качества, которым должен соответствовать руководитель правоохранительного органа, юридической службы.
Тема 11. Психологические особенности судебной деятельности. (6 ч. +2 ч. Итоговый тест)
Занятие № 1.
Психологическая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности.
Коммуникативная подструктура судебной деятельности.
Психологические особенности организационно-управленческой подструктуры судебной деятельности.
Занятие № 2,3
Психологические особенности познавательной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности участников уголовного процесса.
Психологические особенности познавательной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности участников гражданского процесса.
Психологические особенности познавательной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности участников арбитражного процесса.
(Рекомендуется для успешного проведения занятия посещение студентами судебного заседания (слушания по уголовному, гражданскому делу, спору в арбитражном суде).
Тема 12. Психология осужденного (2 ч.)
Тема 13. История развития и становление юридической психологии (2 ч.)