Проходя практику у следователя, дознавателя, студенты изучают приказы, инструкции и обзоры прокуратуры, МВД РК, изданные ими важнейшие методические пособия, знакомятся с организацией работы следственного отдела, следователя и дознавателя, методами и формами руководства работой следственного отдела, начальником этого отдела, опытом борьбы с преступностью и предупреждения преступлений, привлечения к этой борьбе общественности, должны приобрести практические навыки выполнения следственных действий, взаимодействия с органами дознания, прокуратуры, судами и другими учреждениями.
Руководитель практики из числа практических работников органа внутренних дел разъясняет основные процессуальные положения и криминалистические рекомендации по вопросам предварительного расследования, оказывает методическую и практическую помощь в расследовании уголовных дел.
Особое внимание должно быть уделено практике применения научно-технических средств и методов при расследовании преступлений (обнаружению и закреплению следов преступления, собиранию вещественных доказательств и т.д.), практике применения следователем судебной фотографии при производстве различных следственных действий (осмотра, обыска, выемки, следственного эксперимента, проверки и уточнения показаний на месте, допроса и др.) видеосъемки, звукозаписи, передвижной криминалистической лаборатории.
Под непосредственным руководством следователя студенты участвуют в расследовании отдельных уголовных дел.
В процессе расследования отдельных уголовных дел студент принимает участие:
• в рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятии в установленные законом сроки решений о возбуждении или отказе о возбуждении уголовного дела либо передаче по подследственности, а по делам частного обвинения - по подсудности;
• в принятии решений о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
-в производстве обысков, выемок, следственных экспериментов, предъявлении к опознанию живых лиц, трупа, части трупа, предметов, животных;
-в решении вопроса о признании лица потерпевшим, гражданскими истцами и гражданскими ответчиками, разъяснении им или их представителям прав и обязанностей, принятии мер к обеспечению возмещения причиненного материального ущерба или гражданского иска;
• в назначении экспертизы, предварительно собрав необходимые для этого объекты и сформулировав конкретные вопросы эксперту;
• в вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлении обвинения определенному лицу, и проведении допроса обвиняемого;
-в решении вопроса об избрании меры пресечения, обращая внимание на законность и аргументированность избрания мерой пресечения содержание под стражей;
-в ознакомлении участников процесса с материалами оконченного расследования уголовного дела и рассмотрении заявленных ими ходатайств;
в принятии одного из следственных решений по оконченным делам: составлении обвинительного заключения, направлении дела в прокуратуру; о прекращении дела производством, о направлении дела в суд для применения мер административного взыскания, либо для применения принудительных мер медицинского характера к лицу, признанному невменяемым, вынося соответствующее постановление;
• в проведении правовой пропаганды, выступая с беседами и лекциями среди населения.
Выезжает на место происшествия и применяя криминалистическую технику, производит осмотр с целью обнаружения, фиксации и изъятия различных следов, обращая особое внимание на работу с микрообъектами, составляет проект протокола, изготавливает планы и схемы, фототаблицы, производит неотложные следственные действия для раскрытия преступлений «по горячим следам».
Составляет план расследования уголовного дела в целом и отдельных следственных действий.
Изучает порядок взаимодействия органов следствия и дознания в проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий.
Проводит допросы свидетелей, потерпевших, подозреваемых (после тщательной подготовки).
Знакомится с порядком продления сроков расследования и содержания под стражей, приостановлением предварительного следствия.
Информирует подразделение, осуществляющее оперативно-розыскные функции, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для оперативно-розыскной работы.
Знакомится с особенностями расследования дел о преступлениях несовершеннолетних путем участия в их допросе и при совершении других следственных действий.
Студент должен добиться того, чтобы все процессуальные документы (постановление, протокол, обвинительное заключение) составлялись грамотно, четко, ясно, аргументировано и в строгом соответствии с нормами УПК РК и рекомендациями.
Проходя практику, студент должен углубить и закрепить теоретические знания по уголовному праву и приобрести необходимые навыки применения их на практике. При этом должно быть уделено внимание следующим вопросам:
а) имеется ли в расследуемом деянии состав преступления, достигло ли привлекаемое лицо возраста, с которого наступает уголовная ответственность, нет ли оснований сомневаться в дееспособности этого лица;
б) виновно ли лицо в совершении деяния, нет ли обстоятельств, исключающих общественную опасность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.);
в) противоправно ли это деяние, т.е. подпадает ли оно под признаки преступления, предусмотренного Особенной частью УК РК;
г) как квалифицировать данное деяние, какой частью или пунктом статьи УК РК, как разграничить его от смежных составов преступления;
д) нет ли основания для освобождения лица от уголовной ответственности;
е) при наличии соучастия определить основания ответственности и квалификацию деяния в отношении каждого из соучастников.
Студенту следует ознакомиться с соответствующими инструкциями и приказами МВД и усвоить вопросы взаимодействия следователя с оперативными работниками и дежурной частью органа внутренних дел при возбуждении уголовных дел и расследовании преступлений, ознакомиться с формами криминалистического учета органа внутренних дел.
Совместно с оперативными работниками практикант составляет план следственных и оперативных мероприятий по расследуемому делу, осуществляет взаимодействие с ними в процессе предварительного расследования, постоянно информирует друг друга о новых обстоятельствах, имеющих дела, а также в вопросах выяснения и предупреждения причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Студенту необходимо изучить комплекты научно-технического обеспечения, имеющихся в следственных и экспертных чемоданах и приобрести навыки практического применения их при производстве отдельных следственных действий в целях обнаружения потожировых следов папиллярных узоров рук, дактилоскопирования живых лиц и трупов, изготовления слепков, оттисков, применения фотосъемки, аудио видеозаписи, организации, производства судебных экспертиз.
Один экземпляр каждого процессуального документа, а также копии фотоснимков, схем и планов, в составлении или изготовлении, которого принимал участие студент, оставляет у себя и приобщает к отчету по практике.