Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психология внимания и памяти в правоохранительной деятельности. Искусство мнемотехники

Воронежский институт МВД России

Кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры социально-гуманитарных и экономических

Дисциплин

Полковник полиции

_________________ Ю.С.Протасов

« ____» ___________2012 г.

 

План

Проведения практического занятия

По дисциплине « Юридическая психология»

 

Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №2)

 

 

Разработал:

доцент кафедры СГ и ЭД,

кандидат психологических наук, доцент, полковник полиции

С.Е. Кораблев

 

Воронеж – 2012 г.

 

Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №2)

 

Вопросы:

1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний закономерностей внимания и памяти в профессиональной деятельности юриста.

2. Отработка приемов, повышающих качественные характеристики внимания и памяти. (Выполнение упражнений).

3. Изучения алгоритма наблюдения за сложными объектами.

4. Отработка приема запоминания примет преступников и лиц, находящихся в розыске.

5. Отработка приемов запоминания служебной информации.

 

Материал для самостоятельного изучения

 

Психология внимания и памяти в правоохранительной деятельности. Искусство мнемотехники.

Цель занятия: обучение курсантов и слушателей простейшим приемам, повышающим качественные характеристики внимания и памяти, вы­явление их индивидуальных особенностей, форми­рование специальных навыков управления вниманием и памятью.

Задания и методические указания:

1. Изучить литературу:

 

- Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 1991.

- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 1988.

- Зинц Р. Обучение и память: Пер. с нем.- М., 1994.

- Крутецкий В.А. Психология. - М., 1990.

- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1994.

- Немов Р.С. Психология. - М.. 1990.

- Профессионально-психологическая подготовка офицеров охраны. - М.,1990.

- Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотруд­ников органов внутренних дел /Под ред. А.Ф. Дунаева, А.С. Батышева. - М., 1992.4.2,3.

- Семко М.А. Особенности познавательной деятельности личности: характеристика психических процессов и их учет в работе сотрудников органов внутренних дел. - М., 1994.

- Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. – Л., 1989.

- 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. - М., 1994.

 

2. Ознакомиться с теоретическими аспектами психологии внимания.

 

3. Выполнить практические упражнения на занятии.

1. Понятие о внимании. Организованность сознания – внимание. Одним из свойств психики является ее избирательная направленность.

Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей деятельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов. Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, — организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на значимых объектах.

Направленность сознания — это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность — это отвлечение от побочных раздражителей.

Внимание — организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.

Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде — внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики — внутринаправленное внимание.

2. Нейрофизиологические основы внимания

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты, по терминологии физиолога А.А. Ухтомского. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга.

Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Виды внимания

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации (рис.8).

Способность произвольно направлять психическую деятельность — одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.

3. Свойства внимания

Свойства внимания — направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов (схема 4).

Охарактеризуем кратко вышеуказанные особенности внимания.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Активность Произвольное Непроизвольное Послепроизвольное
Направленность Внешненаправленное Внутринаправленное
Широта Объем Распределенность
Сосредоточенность Высокая Низкая Очень низкая
Переключаемость Легкая Трудная
Интенсивность Высокая Низкая
Устойчивость Устойчивое Неустойчивое
Обусловливающие факторы Тип высшей нервной деятельности Условия психического развития Условия текущей деятельности Текущие психические состояния


Схема 4.Свойства (качества) внимания и факторы их обусловленности

Распределенность внимания — направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания — скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека — уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других — менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания — необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

Устойчивость внимания — продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

4. Индивидуальные особенности направленности сознания

Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и явлений. Это необходимо учитывать при оценке и проверке свидетельских показаний. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт судебного деятеля, А.Ф. Кони пишет: "Обладатель такого внимания нередко с большою подробностью и вкусом будет говорить о Вздоре, действительно только его касающемся и лишь для него интересном, — будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, тесноты обуви, несварения желудка и т.п. — чем о событиях общественной важности или исторического значения, которых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее, родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать".

Внимание — состояние психического взаимодействия индивида со средой. Оптимальный уровень психической активности человека определяется прежде всего естественным циклом чередования сна и бодрствования. Уровень бодрствования определяется содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, его интересами, увлеченностью. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.

Наше восприятие событий и наши действия зависят от наших личностных и ситуативных состояний. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром — личность погружается в субъективный мир "суженного сознания".

Одна из индивидуально-типологических особенностей внимания обусловлена повышенной эмоциональной впечатлительностью некоторых людей и проявляется она в значительном сокращении объема внимания при эмоциогенных воздействиях.

Наряду с типологическими особенностями существуют личностные, сугубо индивидуальные особенности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жизненным опытом человека.

§5. Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания

Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности.

Различный уровень внимательности — показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.

В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.

Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Здесь имеется в виду не та "профессорская" рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого завода, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого разнообразия воздействий.

Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.

Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей деятельностью, сознание ее ненужности или малозначительности. Рассеянность возникает и при непонимании воспринимаемого и т.д.

Уровень организации сознания зависит от содержания деятельности.

Очень длительная, непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению — нейрофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия — состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Итак, для активного взаимодействия со средой необходимо побуждение к деятельности, оперативная ориентация в изменениях среды и регуляция деятельности.

Выше была рассмотрена исходная основа деятельности — механизмы ее побуждения — мотивация. Далее необходимо рассмотреть информационную базу регуляции поведения. Сбор и переработка информации о действительности осуществляется системой познавательных процессов: ощущением, восприятием, мышлением, памятью и воображением. Психическая активность связана с оценкой отражаемых объектов, с эмоциями и волевой регуляцией.

Последовательное рассмотрение этих процессов, к которым мы переходим, не должно создавать впечатления какой-то их очередности в самой структуре психики. Все психические процессы взаимосвязаны в едином потоке сознания человека, в его деятельности.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение внимания.
  2. Назовите свойства (качества) внимания.
  3. Как соотносятся свойства внимания со структурой деятельности и направленностью личности?

 

1. Понятие памяти

Память — психическое отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей деятельности; это совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивидуума.

Память — это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по принципу ее значимости для деятельности. Наиболее значимая информация, как правило, сохраняется на длительное время. Факты, полученные с помощью гипноза, свидетельствуют о том, что следы многих впечатлений, казалось совершенно забытых, на самом деле продолжают сохраняться. Например, если вызвать у человека гипнотическое состояние и внушить ему, что он снова переживает время раннего возраста, то человек начинает говорить с соответствующими интонациями и даже писать таким же почерком, каким он писал в детстве, и делать грамматические ошибки, характерные для того возраста. Наша память ограничена не в запечатлении, а в возможностях сознательного воспроизведения необходимого материала.

2. Нейрофизиологические основы памяти

Физиологическим механизмом памяти является образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание. Условием успешной выработки нервных связей является значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировочной деятельности, отражение его в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга. В настоящее время ведется интенсивное исследование физиологических основ памяти на биохимическом уровне. Установлено, что необходимо определенное время (от 15 с до 30 мин) для того, чтобы вновь образуемые следы консолидировались. Свежие следы, которые возникли в результате непосредственных впечатлений, фиксируются не мгновенно, а в течение определенного времени, которое необходимо для биохимических процессов. Воздействие на нервную клетку вызывает соответствующее изменение рибонуклеиновой кислоты (РНК). Указанное изменение создает возможность специфически отвечать на тот раздражитель, который в свое время вызывал это изменение. Эта способность РНК резонировать на данные воздействия, не отвечая на другие воздействия, и составляет биохимический механизм памяти. Количество специфических изменений в РНК, содержащейся в одной клетке, исчисляется 1015. Следовательно, количество временных связей зависит не только от контактов между отдельными клетками. На уровне одной клетки может быть выработано огромное количество связей. Запоминание сопровождается также изменениями в контактных образованиях между клетками — в синапсах (у клетки имеется свыше 100 синапсов).

3. Классификация явлений памяти и их краткая характеристика

I. В зависимости от целенаправленности процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) делятся на две формы: 1) непроизвольную (непреднамеренную) и 2) произвольную (преднамеренную). II. В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых участков мозга различают виды памяти: 1) образную; 2) логическую и 3) эмоциональную. Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов (зрительная, слуховая, двигательная и т.д.). III. Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов — систем памяти. Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1. Иконическая память — непосредственный отпечаток сенсорного воздействия. 2. Кратковременная память. 3. Оперативная память. 4. Долговременная память. Иконическая память, непосредственное запечатление сенсорных воздействий — это сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с консолидацией следов и быстро исчезают. Иконическая память обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений. Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуаций, это фиксация объектов, попавших в поле восприятия.

Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки. Время функционирования кратковременной памяти непродолжительно (от нескольких секунд до нескольких минут). Объем кратковременной памяти ограничен 5 — 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация. Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы предложения, чтобы осмыслить его в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы — единицы оперативной памяти. Так, чтение по буквам, по слогам, по целым словам или комплексам слов — это примеры использования различных блоков оперативных единиц. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, осуществляет перекодирование материала. Так, запомнить номер АБД 125 легче в следующем виде 125125 (т.е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите). Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых постоянно изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов. Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, с предвидением будущих событий. Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл эта информация имеет для данного индивида. IV. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей различаются типы памяти. Они определяются последующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: 1) объем и точность запоминания; 2) скорость запоминания; 3) прочность запоминания; 4) ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); 5) особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы). Различные сочетания этих индивидуально-типологических особенностей дают большое многообразие индивидуальных типов памяти. Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и в продолжительности его сохранения в памяти. Так, в психологических опытах было установлено, что для запоминания 12 бессмысленных слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому лишь 14. Существенной индивидуальной особенностью памяти является направленность на запоминание определенного материала. (Известный криминалист Ганс Гросс рассказывал об исключительно плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический и экономический материал.) Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие всегда стремятся использовать логические средства. У одних людей память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек вспоминает преимущественно с помощью логических операций. Во многих случаях жизни, например в деятельности разведчика, художника, необходима и образная память. В зависимости от способа запоминания и воспроизведения различают: 1) непосредственную (прямую) и 2) опосредствованную (косвенную) память. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую этот образ входит. Это непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов косвенным путем по ассоциациям. Различаются три вида ассоциаций: 1. Ассоциация по смежности. Это элементарный вид связи без существенной переработки информации (например, если вы встретились с человеком, с которым познакомились в другом городе, то у вас могут возникнуть воспоминания об этом городе). 2. Ассоциации по контрасту. Это связь двух противоположных явлений (например, встретив низкорослого человека, можно вспомнить очень высокого человека и т.д.). Этот вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления. 3. Ассоциации по сходству (например, воспринимая одну конструкцию, инженер может по ассоциации вспомнить другую конструкцию; слушая игру одного музыканта, можно вспомнить другого исполнителя). Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, его обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти (табл. 3).

4. Закономерности процессов памяти, условия успешного запоминания и воспроизведения

Эти закономерности подразделяются по двум формам памяти: непроизвольной и произвольной. Что же лучше всего запоминается и удерживается в памяти, если человек не ставит специальную цель — запомнить? 1. Сильные физические раздражители (громкий звук, яркий свет), 2. Все то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т.п.). 3. Раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы). 4. Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску. 5. Лучше запоминается то, что более всего связано с потребностями данного человека, что является объектом активной деятельности (так, условия задачи, которую мы долго решаем, непроизвольно и прочно запоминаются). Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача — запомнить, т.е. осуществляется специальная мнемическая, (от греч. "mnema" — память) деятельность. Это специфическая человеческая форма психической деятельности. В процессе развития человека в онтогенезе произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном в период школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности. Условиями успешного произвольного запоминания человека являются: 1) уяснение значимости и смысла воспринимаемого; 2) установление логической взаимосвязи между его элементами; 3) составление плана текста, выделение опорных слов и т.п.; 4) схематизация материала. Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом активной умственной деятельности, подвергается логической переработке, обобщению, систематизации и т.п. Запоминание становится более успешным при установлении ассоциаций. Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы (особенно их самостоятельное составление). При заучивании следует активно воспроизводить, систематизировать и применять материал, а не прибегать лишь к многократному его повторению. В тех случаях, когда материал не поддается логической обработке, используются специальные мнемические приемы — создаются искусственные ассоциации (мнемический прием для запоминания последовательности цветов спектра — Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны; последовательность начальных букв каждого слова этой фразы соответствует начальным буквам цветов солнечного спектра). Мнемическим приемом может быть включение материала в ритмические схемы (табл. 4).

Произвольное запоминание может быть и механическим, но по своему объему оно довольно ограниченно. Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроизводит лишь 3 — 4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии). Такая ограниченность объема удержания и воспроизведения материала объясняется торможением, которое испытывают одни следы со стороны других следов. Когда испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние слоги запоминаются значительно хуже. Чем объясняется этот факт? Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов, средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих членов ряда (это называется проактивным торможением), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное — обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется "фактором края". При переходе от запоминания одного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают отрицательную индукцию ретроактивного торможения. Предположение, что следы не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием побочных следов, подтверждается также явлением реминисценции. Часто бывает так, что при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством материала, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие проактивного и ретроактивного торможения. Явление реминисценции должно учитываться при производстве допроса и очной ставки. Следователь должен учитывать, что в ряде случаев бóльшая полнота показаний получается при повторном допросе. Для расширения объема механической произвольной памяти очень важно придавать воспринимаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, например, кто-нибудь сможет запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011

Буквы и цифры по коду Морзе Словоформы, соответствующие знакам кода Морзе
А .- ай-да
Б -... ба-ки те-кут
В .-- ви-да-ла
Г --. га-ра-жи
Д -.. до-ми-ки
Е . есть
Ж ...- же-ле-зи-сто
3 --.. за-ка-ти-ки
И .. и-ди
Й .--- йес-на-па-ра
К -.- как де-ла
Л .-.. лу-на-ти-ки
М -- ма-ма
Н -. но-мер
О --- о-ко-ло
П .--. пи-ла по-ет
Р .-. ре-ша-ет
С ... си-не-е
Т - так
У ..- у-не-сло
Ф ..-. Фи-ли-мон-чик
X .... хи-ми-чи-те
Ц -.-. ца-пли на-ши
Ч ---. ча-ша то-нет
Ш ---- ша-ро-ва-ры
Щ --.- "ща" вам не "ша"
Ь -..- то мяг-кий знак
Ы -.-- "ы" не на-до
Э ..-.. э-ле-ро-ни-ки
Ю ..-- Ю-ли-а-на
Я .-.- я-мал я-мал
1 .---- и толь-ко о-дна
2 ..--- две не хо-ро-шо
3 ...-- три те-бе ма-ло
4 ....- че-тве-ри-те-ка
5 ..... пя-ти-ле-ти-е
6 -.... по ше-сти бе-ри
7 --... да да се-ме-ри
8 ---.. во-смо-гo и-ди
9 ----. Но-на но-на-ми
0 ----- ноль-то о-ко-ло
Рзд. -...- ра-зде-ли-те-ка


Таблица 4. Установление искусственных ассоциаций (мнемонический прием) для облегчения запоминания азбуки Морзе

Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел: 10 01 11 01 01 11 00 11, то он запоминается легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 0011. Укрупнение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые вызывают про- и ретроактивное торможение. Наиболее продуктивной является осмысленная произвольная память, основанная на установлении смысловых связей. Чтобы убедиться в этом, проведем простой опыт (табл. 5). Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше механической памяти. Установление смысловых связей, структуры, принципа, закономерности построения объекта — основное условие его успешного запоминания. Трудно механически запомнить цифры 248163264128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей цифры). Произвольное запоминание облегчается выявлением принципа организации материала. Запоминание большого по объему логического материала сопровождается следующими действиями: 1) сложный материал разделяется на самостоятельные смысловые части; 2) устанавливается структура каждой части, отношения между ее элементами, кратко формулируется (своими словами) содержание каждой части; 3) устанавливается логическая последовательность всех частей. Эта последовательность формулируется в виде системы опорных слов. Например, текст своего доклада человек запоминает по следующим словам: введение, значимость проблемы, два факта, вывод.

Механические ассоциации по смежности Смысловые ассоциации
десять - норка звонок - урок
шесть - рамка топор - дрова
три - крышка ведро - вода
восемь - невод книга - знание
одиннадцать - дерево спор - здоровье
два - жало право - преступность
пятнадцать - книга закон - кодекс
четыре - лес вина - наказание
тринадцать - шапка труд - отдых
семнадцать - ложка хлеб - соль


Таблица 5. Тест на эффективность запоминания по механическому и смысловому основанию. Прочтя один раз вышеприведенные пары слов в левой части, отдайте книгу товарищу и попросите его называть лишь начальные слова каждой пары, а сами попытайтесь по ассоциации воспроизвести каждое второе слово во всех парах. Запишите все воспроизведенные вами слова. То же самое проделайте и с материалом правой части. Сравните результаты.

Все процессы памяти неразрывно взаимосвязаны. От того, как мы запомнили материал, зависит его сохранение и воспроизведение. Воспроизведение является основным критерием запоминания.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием. Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций.

Воспроизведение, связанное с временной и пространственной локализацией прошедших событий называется воспоминанием. Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.). Особенностью представлений является их наглядность. Но представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представления связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объектов, которые для данной деятельности наиболее существенны. Представление памяти всегда содержит в себе обобщение. Это обобщенные образы действительности. В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасываются случайные, поэтому представления являются более высокой ступенью познания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной формой от ощущений к мысли. Представления всегда бледнее и менее полны, чем образы восприятия. Представляя образ хорошо знакомого объекта, например фасад вашего дома, вы обнаружите, что образ представления фрагментарен, он всегда несколько реконструирован. В одном опыте испытуемым показали картинку с изображением идущей женщины, которая оглядывалась на шедшего за ней мужчину с собакой. Воспроизводя образы этой картинки, некоторые испытуемые утверждали, что на картинке изображена собака, нападающая на женщину, а мужчина охраняет ее. Типичные представления о нападающей собаке, о том, что мужчина должен охранять женщину повлияли на формирование образов представления по данной картинке. У отдельных людей некоторые типы представлений бывают особенно яркими и полными (гак, у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов — слуховые, а у танцоров — двигательные). Различия в показаниях свидетелей нередко вызываются особенностями их представлений. Выявление особенностей представлений лиц, дающих показания по делу, содействует объективной оценке их показаний. (В следственной практике бывали случаи, когда у допрашиваемого лица смешивались представления о цвете: красное называлось коричневым, и следствие первоначально было дезориентировано.) У отдельных людей возникают полные красочные представления после однократного и непродолжительного восприятия объекта. Такие образы представлений называются эйдетическими (от греч. "eidos" — образ). Наряду с запоминанием, сохранением, воспроизведением процессом памяти является и забывание. Физиологической основой этого процесса является торможение временных нервных связей (но временные связи только угасают, а не исчезают полностью). Забывание связано также с ослаблением дифференцировочного торможения, в силу его воздействия в первую очередь забываются детали. В основе временного забывания лежит явление отрицательной индукции (влияние торможения на возбудимость соответствующих нервных центров), а также охранительное торможение, возникающее в результате крайнего переутомления. Процесс забывания протекает неравномерно. Наиболее интенсивно забывание осуществляется в первое время после запоминания, а затем оно несколько замедляется (эта закономерность, изображенная графически, называется кривой Эббингауза). Забывание — целесообразный процесс, если оно касается того материала, который не имеет существенного значения.

5. Использование знаний о закономерностях памяти в следственной практике

Свидетельские показания в большинстве случаев формируются в результате непроизвольного (непреднамеренного) запоминания.

Это значительно снижает объем и точность запоминания и воспроизведения. Однажды на лекции профессора Листа по уголовному праву произошел следующий инцидент. Один из студентов, оскорбленный замечанием другого студента, набросился на него с угрозами. В ответ на это другой выхватил из кармана револьвер и прицелился в нападающего... Инцидент был прекращен в результате вмешательства присутствующих. Дело разбиралось в университетском суде. По нему прошло много свидетелей. Процент непреднамеренно ложных показаний у каждого свидетеля колебался от 20 до 80, а свидетелями были студенты, специализирующиеся по уголовному праву. Причем по основной и наиболее напряженной части события (когда возникла угроза выстрела) процент ошибочных показаний еще более резко возрос. По этой части давались не только ложные, но и прибавлялись вымышленные показания. Этот инцидент специально был инсценирован профессором Листом для изучения формирования свидетельских показаний. Такие эксперименты были неоднократно повторены, в них были получены аналогичные результаты. В опытах Штерна было исследовано изменение показаний свидетелей в зависимости от промежутка времени между запоминанием и воспроизведением. Штерн показывал испытуемым три картинки и предлагал запомнить их содержание (преднамеренное запоминание). Испытуемые знали о последующем опросе по этим картинкам, т.е. у них была установка на запоминание. Первый опрос был произведен тотчас после экспозиции, а второй — через пять дней. Было установлено, что отсрочка воспроизведения на пять дней увеличивает количество ошибок на 10%. В опытах также было установлено, что из всех показаний безошибочным был только 1%. При этом надо учитывать, что восприятие обстоятельств было целенаправленным, с установкой на запоминание, а преднамеренные ложные показания были полностью исключены. В этих и других опытах установлено, что количество ошибок меньше в свободном рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы. Небезынтересно также отметить, что чем выше ответственность лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок. (В опытах Штерна эта ответственность повышалась вопросом экспериментатора: "Можете ли вы дать присягу, что ваши показания правильные?") Показательным является и само содержание ошибочных ответов. Например, один испытуемый, рассказывая про картину "Переезд художника на новую квартиру", ошибочно утверждал, что телегу везет не лошадь, а осел. Испытуемые часто вводили в показания предметы, отсутствующие в картине, но которые обычно бывают в данной ситуации (так, один испытуемый утверждал, что сбоку от лошади бежал пудель, что в руках у художника были часы, в действительности — была лампа). Иногда необычное свойство предмета заменялось другим, более привычным. В следственной практике следует иметь в виду, что сами вопросы следователя могут иметь внушающее воздействие. По степени внушающего влияния вопросы следователя можно разделить на следующие группы:1. Маловнушающими являются вопросы разделительные ("упал потерпевший или не упал?"). 2. Менее внушающими являются прямые вопросы (например, "какого цвета был костюм преступника?"). 3. Более внушающими являются вопросы о наличии или отсутствии определенных вещей, предметов (даже если они ставятся в разделительной форме). Например, вопрос: "был ли стул в комнате или нет ?" несколько побуждает к утвердительному ответу. Это объясняется тем, что когда задается такого рода вопрос, у свидетеля невольно возникает представление о соответствующем предмете, и оно начинает оказывать влияние на показания свидетеля. 4. Значительную внушающую силу имеют вопросы, содержащие подсказку (вопросы типа: "ведь мужчина был в кепке?"). Опыты свидетельствуют, что значительная часть испытуемых дает подсказываемые ответы даже в тех случаях, когда они противоречат действительности. 5. Наибольшей внушающей силой обладают совершенно недопустимые в процессуальном отношении вопросы, предусматривающие ложный ответ, сбивающие свидетеля с толку. (Например: "какой предмет держал в руках Петров в такой-то ситуации?", хотя в действительности Петрова в этой ситуации могло не быть. Растерявшийся свидетель может второпях ответить, что никакого предмета в руках у Петрова не было, вместо того, чтобы ответить, что не было самого Петрова.) Вероятность ошибочных показаний, относящихся к отдельным деталям, несколько выше, нем вероятность ошибочных показаний, относящихся к событию в целом. Показания о событиях, участником которых был сам свидетель, более достоверны (так как лучше запоминается тот материал, который связан с действиями человека). Для получения более полных и достоверных показаний возможно оказание мнемической помощи дающему показание: содействие установлению возможно большего количества ассоциаций, выезд с этой целью на место происшествия, напоминание свидетелю фабулы события, отдельных его деталей. Значительно облегчает дачу показаний хронологическая последовательность воспроизведения, напоминание свидетелю о последовательности достоверно установленных фактов, внимательное выслушивание всего того, что предшествовало событию, даже если это не имеет прямого отношения к делу. Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией ранее воспринятого. Вспоминая те или иные события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям. Например, при испуге преувеличивается степень угрожающих обстоятельств, чувство ненависти содействует воспроизведению прежде всего негативных качеств другого человека и т.п. Направленность воспроизведения зависит также от степени понимания событий, от жизненного опыта и интересов человека. Воспроизведение всегда перестраивается в соответствии с задачами деятельности человека. Нередко люди изменяют последовательность действительных событий, подвергают их обобщениям, опускают различные детали или, наоборот, выдвигают отдельные детали на передний план, преувеличивают отдельные стороны объекта. Следователю необходимо иметь в виду, что, воспроизводя то или иное событие, люди реконструируют его и под влиянием знаний, приобретенных уже после восприятия этих событий. Иногда услышанная свидетелем версия сильно влияет на его показания. Итак, запоминание различных событий и обстоятельств свидетелями обычно бывает непланомерным, специально неорганизуемым. Наиболее характерными ошибками воспроизведения при таком запоминании являются следующие: 1) смешиваются предметы (вместо одного предмета указывается сходный с ним другой); 2) изменяется количество предметов (увеличивается или уменьшается в зависимости от отношения к событию, эмоционального состояния и т.д.); 3) при воспроизведении событий и обстоятельств осуществляется их реконструкция в зависимости от индивидуально-типологических свойств личности и психических состояний. При допросе необходимо установить прежде всего те обстоятельства, которые были объектом сенсорной (чувственной) деятельности свидетеля, а не результатом его суждений и умозаключений. При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, следователю необходимо учитывать особенности процесса узнавания. Этот процесс основан на взаимодействии восприятия и памяти (выше уже говорилось об узнавании в его связи с восприятием). Узнавание в ряде случаев не может быть осуществлено мгновенно и расчленяется на отдельные моменты припоминания. Припоминание начинается с осознания знакоместа предмета, возможности соотнести его с ранее воспринятым образом. Но переживание знакомости может быть и ложным, так же как и само узнавание. Это зависит от физиологического и психического состояния человека. Так, в случаях крайнего переутомления, когда затруднена аналитико-синтетическая деятельность мозга, человеку иногда начинает казаться, что данная обстановка воспринимается повторно, хотя в действительности она воспринимается впервые (явление "deja vu" — уже видел). В стрессовых ситуациях, в обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов в результате торможения ранее образованных связей.

В заключение отметим, что при допросе несовершеннолетних лиц необходимо учитывать, что особенностью детской памяти является ее образный характер. Дети и подростки лучше запоминают предметы и наглядные ситуации. Из словесного материала они лучше запоминают эмоционально действующие части рассказа и значительно хуже — отвлеченные понятия. В процессе воспроизведения материала подростками не всегда осуществляется систематизация материала, его группировка, выделение существенного; иногда второстепенные, но наглядно яркие стороны предмета выступают на передний план. Дети и подростки более подвержены внушению. При формулировке вопросов на допросе следователю необходимо особенно тщательно избегать того, что может оказать внушающее воздействие. О высокой степени внушаемости подростков свидетельствует следующий факт. У учащихся 5 класса спросили, какого цвета борода у их учителя физики — черная или рыжая. Многие учащиеся дали определенный ответ в отношении цвета бороды их учителя (некоторые сказали, что борода черная, а другие — рыжая), в то время как у этого учителя вообще не было бороды. Дети и подростки более склонны к ложному узнаванию, так как видовые признаки они принимают за индивидуальные. (Так, одна девочка ложно опознала человека, якобы изнасиловавшего ее, показав на сходство цвета туфель, кепки, роста, цвета брюк и волос.) Недостаточность знаний подростка также может быть причиной ложного узнавания. (Один подросток ложно опознал оружие по короткому дулу предъявлявшегося оружия, но предъявлялся карабин, а в преступном действии использовался обрез ружья.) В следственной практике иногда возникает необходимость опроса лиц с различными формами ослабления памяти — амнезией. Особенно часто встречается старческая амнезия, вызванная склерозом мозга. Для нее характерно прежде всего забывание собственных имен, их смешивание. Наибольшему забыванию подвергаются факты недавнего прошлого, тогда как факты далекого прошлого сохраняются в памяти достаточно прочно. Люди, перенесшие физические травмы (например, сотрясение мозга) могут страдать ретроградной амнезией. В этих случаях они прежде всего забывают факты, которые непосредственно предшествовали травме, а затем все более и более отдаленные факты. При выздоровлении начинается обратный процесс. Нередко амнезия связана с поражением отдельных участков коры больших полушарий (при различных ранениях, опухолях, кровоизлияниях). При поражении височной области мозга утрачивается речедвигательное представление (афазия). Афазия может иметь различные формы (человек не может говорить, но понимает чужую речь или наоборот, говорит, но не понимает чужой речи). Афазия часто связана с нарушением осмысленного воспроизведения. Поражение теменно-затылочной области мозга нередко ведет к изменению зрительных образов. В результате крайнего переутомления может затрудняться процесс узнавания (это временное нарушение памяти называется парамнезией).

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение памяти. Назовите формы, виды, системы и индивидуально-типологические особенности памяти. Поясните, что означает непосредственное и опосредствованное запоминание.
  2. Назовите основные закономерности непроизвольной и произвольной памяти.
  3. Что влияет на реконструкцию воспроизводимого материала?
  4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь допрашиваемому лицу?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.