Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психология ощущений и восприятий в правоохранительной деятельности

Воронежский институт МВД России

Кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры социально-гуманитарных и экономических

Дисциплин

Полковник полиции

_________________ Ю.С.Протасов

« ____» ___________2012 г.

 

План

Проведения практического занятия

По дисциплине « Юридическая психология»

 

 

Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №1)

 

 

Разработал:

доцент кафедры СГ и ЭД,

кандидат психологических наук, доцент, полковник полиции

С.Е. Кораблев

 

Воронеж – 2012 г.

 

Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №1)

 

 

Вопросы:

1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний закономерностей ощущений и восприятий в профессиональной деятельности юриста

2. Отработка приемов, повышающих полноту и точность отдельных видов ощущений и восприятий. (Выполнение упражнений).

Материал для самостоятельного изучения

Психология ощущений и восприятий в правоохранительной деятельности.

Цели занятия:

1. Развитие осязания, глазомера и профессионального слуха у слу­шателей.

2. Развитие точности восприятия времени и навыков ориентировки в пространстве.

3. Цель занятия: обучение слушателей простейшим приемам повышающим качественные характеристики восприятий, вы­явление их индивидуальных особенностей, форми­рование специальных навыков.

 

Задания и методические указания:

1. Изучить литературу:

 

- Гиппиус С. Гимнастика чувств.- Л.,1967.

- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 1988.

- Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1994. Т. 1. Гл. 5.

- Краткий словарь терминов по курсам «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел» и «Судебная психи­атрия» / Авт. - сост. В.Н. Волков, С.И. Янаев, А.З. Агаларзаде. - М.,1993.

- Крутецкий В.А. Психология. - М., 1990.

- Ловиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987.

- Попов В.Г. Использование элементов актерской психотехники в деятельности сотрудников ОВД // Библиотечка сотрудника ОВД. Выпуск 8.-М., 1992.

- Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны. - М., 1990.

- Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Дунаева, А.С. Батышева. - М., 1992. Ч.3,4.

- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1991. Т. 1.

- Семко М.А. Особенности познавательной деятельности личности: характеристика психических процессов: Учеб. - методич. пособие. - М., 1994.

2. Ознакомиться с теоретическими аспектами психологии восприя­тия.

З.Выполнить практические упражнения на занятии.

 

Вопросы для рассмотрения:

-понятие об ощущениях, их виды и особенности;

-понятие о восприятии, основные принципы их организации; -особенности восприятия времени и движения;

-ограничения, связанные с органами чувств;

-адаптация и привыкание.

 

 

Наше представление о мире стабильно. Наш мир состоит из определен­ных материальных элементов: камень - это камень, дерево -это дерево, кошка это кошка. Нам кажется, что иначе быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определяемыми нашими органами чувств. Речь идет об относительном образе, существенно отличным от того, который может быть у инфузории-туфельки, дождевого червя, летучей мыши или слона. Для неко­торых животных реальность состоит из запахов, большей частью нам неиз­вестных, для других - из звуков, в значительной части нами не восприни­маемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму полу­чать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е.у каждого вида свое собственное восприятие реаль­ности.

ВОСПРИЯТИЕМ называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В

ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощуще­ний в целостные образы вещей и событий. В отличие от ОЩУЩЕНИЙ, в кото­рых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

В зависимости от того, какой анализатор включается в отражение объективных воздействий, различают: зрительные; слуховые; обонятель­ные; вкусовые; проприорецептивные (двигательные или суставно-мышечные); интерорецептивные или органические (сигнализирующие состояние внутрен­них органов); кожные, в свою очередь, состоят из тактильных (ощущений прикосновения, гладкости и шероховатости) и температурных (ощущений тепла, холода и болевых ощущений); вестибулярные или статические, как ощущения положения головы тела в пространстве, а также сохранения или нарушения его равновесия и пр. В зависимости от того ощущения какого характера (модальности) преобладают в восприятиях, их обычно разделяют на ЗРИТЕЛЬНЫЕ, СЛУХОВЫЕ, ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ, ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ и ВКУСОВЫЕ.

Следует также заметить, что наши восприятия организованы на основе определенных принципов. Самый важный из них состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фо­не. То, что имеет для нас какой-то смысл воспринима­ется как фигура т.е. более структурировано, на менее определенном фо­не. Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувс­твам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. «Она» сразу выступает как "фигура" на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы розы. Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становит­ся в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном. Второй принцип -это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мело­дия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостаю­щие части./см. кодосхему N 2./ Итак, вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица. А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов -это еще один аспект органи­зации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, нап­ример таким, как близость, сходство непрерывность(воображаемая) или симметрия.

По принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные эле­менты в единую форму./См.кодосхему 2/а/Легче воспринимать три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Принцип сходства состоит в том ,что нам легче объединить схожие элементы./См. кодосхему 2/б/.Например, цифры предстают перед нами ско­рее в форме столбиков, чем в форме строк. Что касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.

Элементы будут также организовываться в единую форму если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности./См.кодосхему 2/в/.На рисунке слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три несвязанных элемента вроде тех, что изображены рядом.

И, наконец, форма будет воспринята как "правильная",когда имеет од­ну или несколько осей симметрии./См.кодосхему 2/г/.Таким образом, из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно се­рии элементов, наш мозг чаще всего выбирает, самую простую, самую полную или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных выше принципов.

Что касается организации восприятия движения и времени, то оно мо­жет осуществляться также с помощью точек отсчета, которые используют наши рецепторы, и с помощью некоторых характеристик, присущих нашему пространству. Любая деятельность содержит в себе движение в пространс­тве, а любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвяза­ны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способнос­тей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке.

Восприятие движения. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он перемещаясь на каком -либо фоне, вызывает после­довательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движении предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового луча при ско­рости меньше 1/3 ов секунду .Поэтому невозможно непосредственно воспри­нимать движение минутной стрелки на ручных или стенных часах: она пе­редвигается за секунду всего лишь на 1/10ю.Однако даже при отсутствии фона, например в темной комнате,можно следить за движением световой точ­ки(например,кончика заженной сигареты)/Видимо, мозг истолковывает движе­ние глаз как показатель движения предмета/.Однако,чаще всего фон име­ется, и однородным он бывает редко.Поэтому мы можем при восприятии дви­жения дополнительно использовать и показатели ,связанные с самим фо­ном,-элементы,перед которыми или позади которых передвигается наблюда­емый объект

Восприятие времени. Время - это человеческая конструкция, которая позволяет нам размечать распределять свою деятельность. Однако мы можем точно и надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени в пределах от 1/18 и 2 секундами.

Действительно под нижней границей моменты не воспринимаются боль­ше как таковые:18 изображений в секунду уже сливаются в одно непрерыв­ное движение. Так медленный для человеческого глаза процесс, как распус­кание цветка снятый с частотой один кадр в минуту, при демонстрации пленки(18 кадров в секунду), превращается в великолепное зрелище орга­низма в движении.18 вибраций воздуха в секунду превращаются для нашего уха в один звук (самый низкий),а 18 легких ударов по коже воспринима­ется как одно надавливание. Такова по- видимому, разрешающая способность наших чувств во времени. Над верхней границе в 2 секунды мы можем лишь приблизительно оценивать время по ориентирам, связанным с нашей дея­тельностью. Однако различные факторы могут несколько изменять оценку протекающего времени. Некоторые биологические изменения, например повышение температуры тела, могут вызвать переоценку времени, а понижение температуры - наоборот недооценку. То же происходит под влиянием моти­вации или интереса, проявляемого к чему-либо(предмету, деятельности и.д.),а так же под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозгом, напро­тив, влекут за собой преувеличение отрезков времени.

Ограничения, связанные с органами чувств. Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть, Человеческое ухо не способно улав­ливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бес­конечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких(гам­ма-лучи, рентгеновские лучи)до самых длинных(радиоволны).Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Тем не менее че­ловек способен более чутко реагировать на изменения окружающей обста­новки если осознает какими "ограниченными" возможностями воспринимать окружающий мир обладает он. Но предварительно необходимо ответить на вопрос: Когда то или иное изменение окружающей среды становится ощутимо человеком? Какой должна быть минимальной степень воздействия раздражи­теля на органы чувств человека, чтобы реально ощутить его?

Существует абсолютный порог ощущений, иными словами тот предел степени воздействия раздражителя, после которого он становится реально ощутим. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. См.таблица.

органы чувств величина абсолютного порога ощущения, представленная в виде условий, при которых возникает едва заметное ощущение данной модальности
Зрение Слух Вкус Запах Осязание Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза Различение тиканий ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 км. Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе содержащем 8 л.воды Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см.

Исходя из описания порогов отдельных видов ощущений, можно заклю­чить ,что чувствительность основных анализаторов человека к воздейс­твию внешних стимулов довольно велика.

Адаптация и привыкание

Хотя наши органы чувств и ограничены в возможностях восприятия сигналов, тем не менее они находятся под непрерывным воздействием разд­ражителей. Мозгу, который должен вырабатывать получаемые сигналы, нередко угрожает перегрузка информацией, и он бы не успевал ее сортировать, ес­ли бы не было регулирующих механизмов, которые поддерживают количество раздражителей на более или менее постоянном приемлемом уровне. Первый из этих регулирующих механизмов действует в самих рецепторах (глаз, уши, кожа, другие органы чувств. это т.н. сенсорная адаптация, кото­рая уменьшает чувствительность к повторяющимся или длительно воздейс­твующим стимулам. Например, когда мы в солнечный день выходим из киноза­ла, яркий свет мешает некоторое время различать отдельные элементы в де­коративном оформлении фойе. Однако, через некоторое время, мы уже сможем рассматривать важные детали, выступающие на фоне, к которому наши глаза начали привыкать. Нужно отметить, что наблюдается и обратное явле­ние: мы входим в зал, и нам кажется, что вокруг нас полная темнота, но по­том глаза приспосабливаются и начинают различать все детали.

Точно также уши рабочего, пришедшего на завод ,уже спустя несколь­ко минут"перестают слышать"шум машин. То же происходит с запахом мыла или туалетной воды, которой мы и наши близкие очень быстро перестаем чувствовать. Наша кожа мгновенно привыкает к контакту с надеваемой утром одеждой, к давлению очков на нос или к кольцу на пальце.

Таким образом если раздражение становится постоянным, рецепторы перестают на него реагировать: чем слабее стимул, тем скорее наступает адаптация, и, наоборот, чем он сильнее, тем труднее к нему адаптировать­ся. Слишком яркий свет, сильный холод или сильная жара, резкий запах или громкие звуки обычно способны продлить возбуждение соответствующих ре­цепторов, и тогда организм должен предпринять меры, чтобы изменить или устранить ситуацию, которую его рецепторы не могут адаптироваться.

Другой механизм адаптации выполняется в основании мозга. Речь идет о привыкании, когда определенные раздражители становятся настолько при­вычными, что перестают влиять на активность высших отделов мозга. Именно этот участок мозга блокирует передачу импульсов, чтобы они не загромож­дали наше сознание. Например, зелень лугов и листвы после долгой белой зимы кажется нам в начале весны такой яркой, а через несколько дней, мы так к ней привыкаем, что просто перестаем замечать. Сходное явление наб­людается у людей живущих вблизи аэродрома или автодороги. Они уже "не слышат" шума взлетающих самолетов или проезжающих грузовиков. То же самое происходит и с горожанином, который перестает ощущать химический привкус питьевой воды, а на улице не чувствует запаха выхлопных газов автомашин или не слышит автомобильных сигналов. Мозг человека обеспечивает ему формирование таких ощущений и восприятий, которые в своей совокупности намного превосходят возмож­ности отражения других живых существ. Правда, в отдельных случаях встречается частное превосходство некоторых животных в отражении свойств предметов, например запахов, как следствие эволюции, при кото­рой сигнальное значение этих свойств для определенных животных явля­лось более важным, чем для современного человека. Кажущееся "огрубле­ние" анализаторов у людей по сравнению с некоторыми животными сопро­вождалось бурным прогрессом его умственного развития, позволяющего глубже и детальнее познать окружающий мир. Человеческое восприятие кардинально отличается от комплексов ощущений животных тем, что, поми­мо их, включает в свою структуру и ПОНИМАНИЕ отражаемого, его ПРЕДМЕТ­НОСТЬ. "Орел видит значительно дальше чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обла­дает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не разли­чает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются опреде­ленными признаками различных вещей" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.2, с.490).

Однако сказанное вовсе не обозначает, что ощущения и восприятия или, по крайней мере, уровень их развития достигли у людей своего пре­дела. Требования профессии ведут к функциональному совершенствованию того анализатора, который является основным приемником информации, не­обходимой для выполнения этой деятельности. Например, опытные слеса­ри-инструментальщики, шлифовальщики способны на глаз определять класс обработки поверхности; ткачи видят такие дефекты ткани, которые не воспринимаются обычным человеком; парфюмеры обладают значительно более развитой способностью к различению запахов и так далее. Таким образом восприятия ТРЕНИРУЕМЫ и РАЗВИВАЕМЫ.

Какие же требования являются ведущими в милицейской профессии? Зачастую сотрудник органов внутренних дел представляется эдаким уни­версальным профессионалом, у которого предельно развиты все способнос­ти и качества. Этот подход нельзя признать верным, более того, завы­шенные требования обычно приводят к полной утрате человека желания ра­ботать над собой и дальнейшего профессионального совершенствования.

Для рационального ответа на поставленный вопрос обратим внимание на тот факт, что деятельность органов внутренних дел по своей сути яв­ляется преимущественно коллективной. Действительно, совершено преступ­ление, оперативная группа выехала на место и произвела необходимые ме­роприятия по сбору информации, на ее основе начинает работать следова­тели и оперативный работники, можно привести аналогичные примеры и в деятельности патрульно-постовой, других служб, подразделений. Естест­венно, чем более исчерпывающей будет первоначальная информация, тем быстрее будет раскрыто преступление, особенно важным это обстоятельст­во становится при раскрытии преступления "по горячим следам". Таким образом, существенно необходимым качеством профессионального восприя­тия является - его ПОЛНОТА, иными словами: способность милиционера с максимальной эффективностью использовать свои органы чувств.

С другой стороны, объективно существуют индивидуальные особеннос­ти сотрудников, связанные с физиологическими и психическими различия­ми. Разными людьми по-разному воспринимаются величина, форма, угловые размеры объектов, их скорость, цвет и так далее. Имеются различия в порогах восприятий: абсолютного (измеряемого наименьшей величиной раздражителя - света, цвета, звука, запаха и прочих, которая впервые вызывает едва заметное ощущение) и дифференциального (измеряемого наи­меньшим изменением силы и характера раздражителя, которые впервые под­мечаются как различие). Индивидуальные вариации имеются и в адаптации

- скорости и степени изменения чувствительности под влиянием изменений раздражителей. Наконец, на восприятие объектов влияют и внешние обста­новочные условия. Например, цвет предмета при различном освещении бу­дет определен даже одним и тем же человеком не однозначно. Вместе с тем, как показывает практика, именно противоречивый разноплановый ха­рактер информации, получаемой из различных источников, самым сущест­венным образом влияет на раскрываемость преступлений, удлиняет сроки расследования или приводит его в тупик. Следовательно, вторым необхо­димым требованием является - способность сотрудника милиции учитывать индивидуальные и обстановочные особенности восприятий, что является основой повышения их ДОСТОВЕРНОСТИ.

Таким образом, первоочередной задачей профессионального развития восприятий сотрудника органов внутренних дел является ПОВЫШЕНИЕ их ПОЛНОТЫ и ДОСТОВЕРНОСТИ. Она может решаться двояко: во-первых, путем специальных упражнений, тренингов или довольно длительного осуществле­ния конкретной практической деятельности, что более предпочтительно, но редко возможно при обучении, и, во-вторых, за счет овладения СПЕЦИ­АЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ И ПРИЕМАМИ, которые основаны на психофизиологичес­ких закономерностях, и дают положительный эффект, так как наблюдатель или изначально создает оптимальные для себя условия для восприятия объекта, или способен внести коррективы, повышающие их адекватность.

В ходе осуществлении оперативно-служебной деятельности выполнение нижеследующих действий или их совокупностей (приемов), которые сгруп­пированы по восприятиям различной модальности, позволяют существенным образом улучшить их качественные характеристики.

Зрительное восприятие:

Вопросы для рассмотрения:

-роль зрительных ощущений в познании мира;

-особенности темновой и световой адаптации;

-особенности цветовосприятия;

-оптимальные условия зрительного восприятия;

-иллюзии, возникающие в процессе зрительного восприятия;

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они дос­тавляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные дан­ные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам полное и наиболее со­вершенное восприятие предметов. В зрительных ощущениях отчетливо прояв­ляются все основные закономерности рецепторной деятельности, в том числе и адаптация. Адаптация глаза заключается в приспособлении глаза

к воздействию световых раздражителей. Различают темновую адаптацию, све­товую и цветовую. Для того, чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света требуется примерно 40 минут. При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят черно-бе­лые тона. Существуют способы ускорить адаптацию газа к сниженным услови­ям освещения, а именно:

- Адаптация глаза при переходе к сниженным условиям освещения, например - необходимо со света войти в темное помещение, происходит значительно быстрее, если закрыть глаза на 20-30 секунд и снизить дви­гательную активность (остановиться),постараться не прислушиваться.

- В связи с тем, что при различных условиях освещения преобладаю­щими рецепторами сетчатой оболочки глаза являются или колбочки (днев­ное - фотопическое зрение), или палочки (ночное - скотопическое зре­ние) наблюдатель должен располагаться относительно объекта наблюдения по-разному: на свету - зрительный горизонт должен совпадать с центром объекта; в условиях затемнения - должен находится как можно ни­же.

- скорость реадаптации (повторной адаптации глаза) к условиям за­темнения многократно превышает начальное значение, если предварительно находиться в условиях сниженной освещенности около 30 минут.

В условиях затемнения и искусственного освещения изменяется и цве­тоощущения человека. Реальный цвет объекта можно восстановить используя следующие закономерности.

- Вероятность правильного определения цвета объекта в затемненных условиях (слабое или искусственное освещение, движение, удален­ность) больше, если наблюдателем будут учтены следующие закономернос­ти: а) если объект освещается светом, имеющим цвет близкий к цвету объекта, то он воспринимается как серый или значительно более светлый;

б) если объект белый или серый и освещается цветным светом то он при­обретает цвет освещения; в) если объект окрашен сложным цветом, а ос­вещается светом имеющим цвет одного из компонентов, то наблюдатель бу­дет воспринимать цвет объекта таким, каким бы он был при отсутствии или значительном ослаблении соответствующего компонента (например, фи­олетовый цвет будет выглядеть пурпурным при освещении синим светом; на красном фоне серый объект кажется зелено-голубым, тот же серый объект на синем фоне кажется оранжевым).

Психофизическое действие цветов. Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной сторо­ны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с дру­гой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествующего опы­та. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

Еще И.В.Гете отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на: а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие и б)порождаю­щие печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно жел­тые, ко вторым сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует по мнению Гете, состоянию спокойной умирот­воренности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов иг­рают, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом го­лубого неба, зеленый с зеленью, голубо зеленый с водою, оранжевый с пла­менем и т.д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие на организм. Французский невропатолог Ч.Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мускульную силу, изменяются при раз­личных условиях освещения. При кратковременной работе производитель­ность труда увеличивается при красном свете и уменьшается при си­нем, при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом свете и снижается при синем и фиолетовом.

По замечаниям художников и искусствоведов, красный цвет - возбуждаю­щий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями; оранже­вый - веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желто­го с возбуждением красного; желтый - теплый, бодрящий, веселый, привле­кательный несколько кокетливый; зеленый - спокойный, создаст приятное уютное настроение, очень богат ассоциациями; синий спокойный серьезный нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный; фиолетовый соеди­няет эмоциональный эффект красного и синего цветов - одновременно при­тягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.

Оптимальные условия зрительного восприятия.

Восприятие предметов и явлений окружающего мира во многом зависит от пространственно - временных условий в которых оно происходит. К примеру, действие этих условий всегда сказывается на формирующемся у нас образе другого человека. По имеющимся данным, люди с нормальным зре­нием в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения, когда этот человек находится от них на расстоянии 2 километров. На расстоя­нии 1 километра они видят общий контур человека. На расстоянии 700 м­етров индивидуум воспринимает движение рук и ног другого человека, на расстоянии 400 метров он видит головной убор, на расстоянии 300 метров - голову, плечи, овал лица, цвет одежды. На расстоянии 200 метров человек выделяет лицо, кисти рук, на расстоянии 60 метров - различает глаза, нос пальцы, на расстоянии 20 метров - всего человека.

- Максимально благоприятными условиями восприятия (наблюдения) являются: выбор дистанции до объекта таким образом, чтобы он занимал 1/3-1/4 часть поля зрительного восприятия в горизонтальном направлении или для вытянутых объектов - 1/2-1/3 часть в вертикальном направлении; отсутствие посторонних предметов между наблюдателем и объектом, кото­рые частично перекрывали его; ориентация зрительного аппарата (головы) наблюдателя таким образом, чтобы его ведущий глаз был несколько ближе к объекту (наблюдатель смотрит на объект под углом 10-15 градусов).

- Информация об объекте будет более точной и легче впоследствии запоминается, если в процессе зрительного восприятия наблюдатель будет проговаривать про себя увиденное: элементы, качества, параметры, осо­бенности объекта.

- При определении на глаз расстояний, роста человека, размеров объекта погрешность резко снижается, если использовать таблицу опорных эталонов, которая самостоятельно должна разрабатываться сотрудником в соответствии с обстановкой и характером выполняемых задач (например, милиционер должен знать на своем маршруте ширину проезжей части, расс­тояние между осветительными опорами, высоту дверных проемов и тому по­добное). Таким образом, непосредственное измерение "на глаз" заменяет­ся операцией сравнения с эталоном, величина которого известна, что да­ет гораздо меньшую ошибку.

3. Задания, упражнения и задачи.

Задание 1. Установление границ поля острого зрения. Преподаватель задает вопрос аудитории: "В каком горизонтальном угловом диапазоне лю­ди способны видеть предметы резко?", - или, - "Каково поле резкого зрения, выраженное в угловых единицах?" Обычно ответы на эти вопросы самые разнообразные - от 180 до 30 градусов. Предлагается определить эту величину. Инструкция слушателям: "Смотрите вперед и, отведя вытя­нутую руку с ручкой в сторону, перемещайте ее от периферии к центру. Где увидели ручку резко?"

Вывод: человек как и большинство хищных млекопитающих обладает так называемым "туннельным зрением" - 2-3 градуса, т.е. в действитель­ности люди хорошо видят только ту область пространства, куда направлен взгляд, хотя исходные представления другие.

Задание 2. Установление количества разноудаленных предметов, ко­торое человек может достаточно резко видеть в поле острого зрения. Преподаватель задает соответствующий вопрос аудитории. Ответ обычно - 1-3, много. Предлагается определить эту величину экспериментально. Указательными пальцами обеих рук проимитировать прицельные приспособ­ления оружия (мушку и целик), постараться их резко увидеть и сообщить, что происходит с изображением "цели".

Вывод: человек в поле острого зрения способен видеть только два разноудаленных предмета. Таким образом, при правильном прицеливании (т.е. точном совмещении мушки и целика) мишень, цель должны выглядеть размытыми.

Задание 3. Установление функционального различия глаз, и индиви­дуальных особенностей слушателей. Преподаватель задает вопрос аудито­рии: "Как вы считаете, у человека два глаза, есть ли между ними разли­чия?" Обычный ответ: "Есть. Один - правый, другой - левый". Преподава­тель дает объяснения: есть более глубокие функциональные различия один глаз - ведущий, преимущественно отвечает за точность определения мес­тоположения в пространстве, формы, размера и т.п., другой - выполняет вспомогательную функцию. Присутствующим предлагается определить свои индивидуальные особенности. Выбирается удаленный ориентир на него на­водится ручка зажатая в вытянутую руку (смотреть надо двумя глазами), затем поочередно закрываются глаза, предмет или смещается в сторону закрытого глаза, или остается на месте, предлагается запомнить величи­ны смещения. Когда человек смотрит ведущим глазом смещение (искажение) минимально или отсутствует.

Вывод: закрытие ведущего глаза или постановка его в "неудобные условия" приводит к значительным пространственным искажениям восприни­маемых предметов, что впрочем можно сказать и о размере, форме и пол­ноте получаемой информации.

Слух

- В связи с особенностями восприятия направления на звук (имеются два различных механизма для низкочастотной и высокочастотной части ди­апазона слышимости), в зависимости от его частоты необходимо действо­вать двояко: а) при низкочастотном звуке (гул, шаги, скрипы, шум дви­гателя автомобиля, разговор) - замереть на короткое время и сделать вывод о направлении на источник; б) при высокочастотном звуке (свист, скрип тормозов, высокий женский крик) - резко повернуть голову на мак­симально возможный угол.

- Особенности адаптации слухового при работе в условиях "привыч­ной звуковой помехи" (в городских условиях: транспортные и промышлен­ные шумы, разговоры людей и так далее) приводят к тому, что расстояние до источника занижается наблюдателем на 20-30% в условиях ее отсутс­твия, например - ночью. Поэтому, при несении службы в ночное время, необходимо увеличивать субъективно определяемое расстояние до источни­ка примерно на одну треть.

- При высокой плотности и влажности воздуха, в тумане растет ско­рость распространения звуковых волн, а следовательно и энергия перено­симая ими, что приводит к усилению слуховых ощущений на 20-25%, эта особенность должна учитываться наблюдателем при коррекции (в сторону увеличения) определенного расстояния до источника звука.

- Вследствие 10-15 минутного падения чувствительности слухового аппарата на 50% при резком снижении температуры (на 15-20 градусов) наблюдатель будет завышать вдвое расстояния до источника, что необхо­димо учитывать при несении службы в зимнее время.

- Экспериментально установлено, что при восприятии речи на фоне помехи (посторонних шумов) ее разборчивость возрастает в 2-3 раза, ес­ли человек воспринимает одним ухом комбинацию сигнала и помехи, а дру­гим - чистую помеху, поэтому в подобных условиях необходимо повернуть

голову так, чтобы ведущее ухо было точно ориентировано на разговарива­ющих, а ведомое - попало в зону акустической тени головы и воспринима­ло преимущественно помеху ("Правило подслушивания").

Обоняние и осязание:

- Когда при проведении оперативно-служебных мероприятий необходи­мо иметь максимальную чувствительность к восприятию запахов (например, проведение рейдов по выявлению фактов нелицензированного производства крепких спиртных напитков - самогоноварения) следует учитывать следую­щие основные закономерности: а) слабые и средние по силе запахи перес­тают восприниматься наблюдателем после 10-15 минутного нахождения в атмосфере с их присутствием, чтобы восстановить чувствительность необ­ходимо 2-4 минуты находится в месте с отсутствием запаха (например, на улице или у открытого окна); б) вдыхание паров этилового спирта повы­шает через 10-15 минут обонятельную чувствительность выше исходной, и она остается повышенной примерно в течении часа; в) при вдыхание па­ров, скипидара, особенно формальгликоля, для восстановления первона­чальной чувствительности требуется 30 и более минут, что, зачастую, используется правонарушителями и преступниками.

- При работе в атмосфере с резкими и неприятными запахами (в мор­ге, при эксгумации, в местах аварий, зоне бедствий) снизить чувстви­тельность можно за счет: снижения двигательной активности (избегать резких порывистых и быстрых движений); подавления периодически возни­кающего естественного желания закрыть носовой ход, прочистить его и горло, - все эти действия приведут к усилению обонятельных ощущений. В большой степени сказанное справедливо и при работе в зоне поражения слезоточивым газом.

- При проведении досмотра необходимо использовать активное осяза­ние (гаптику), заключающееся в частичном захвате (ощупывании) кистью руки участков одежды, предметов скрытых под ней. Совместная кожно-мы­шечная деятельность позволяет существенно увеличить точность восприя­тия физических и пространственных свойств предметов.

В заключение необходимо заметить, что при всех видах восприятий самую существенную роль играет явление УСТАНОВКИ. Оно возникает при повторяющихся действиях приводящих к одинаковому результату. Возникает так называемый образ ожидания, который заменяет реально воспринимаемые ощущения. Например, если милиционер производит 10-15 досмотров к ряду и обнаруживает в нагрудном кармане бумажник или пачку документов, при следующем досмотре он вполне может принять за эти вещи и пистолет, бо­лее того, опишет форму обнаруженного предмета как прямоугольную и по­датливую (легко меняющую очертания). Единственный способ избежать это­го явления - знать о нем и постараться дополнить информацию об объекте восприятием другой модальности (например - зрительным), для которого установка еще не сформирована.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.