Кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры социально-гуманитарных и экономических
Дисциплин
Полковник полиции
_________________ Ю.С.Протасов
« ____» ___________2012 г.
План
Проведения практического занятия
По дисциплине « Юридическая психология»
Тема № 3 (1). Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста.
Разработал:
доцент кафедры СГ и ЭД,
кандидат психологических наук, доцент, полковник полиции
С.Е. Кораблев
Воронеж – 2012 г.
Тема № 3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста.
Вопросы:
1.Визуальная диагностика темперамента.
2.Диагностика основных свойств темперамента и нервной деятельности (выполнение теста, общее знакомство с процедурой тестирования).
3.Эскпресс-диагностика типа темперамента методом наблюдения.
Материал для самостоятельного изучения
Особенности типов темперамента и их внешние проявления
1. Психодиагностика (от греч. diagnostikos—способный распознать)—область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
Психодиагностика является и теоретической дисциплиной и практической. Как теоретическая дисциплина она рассматривает закономерности развития психики человека, ее устойчивости к различным факторам реального мира. Важной задачей психодиагностики как науки является разработка различных надежных методик исследований индивидуально-психологических особенностей человека. Таким образом, теоретическая часть психодиагностики изучает психологические явления и психометрику (измерение индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практическое использование психодиагностических знаний).
Практическая психодиагностика представляет собой свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющего инструментария, а также разработку различных рекомендаций, направленных на формирование целесообразного поведения человека, рациональное распределение кандидатов по специальностям, профессиям, совершенствование профессиональной подготовки, решение системы практических вопросов по оптимизации человеческого фактора в профессиональной деятельности.
Психодиагностика применяется: при прогнозировании социального поведения личности, оказании помощи в расстановке кадров, профотборе и профориентации; консультации и психотерапевтической помощи; коррекции поведения личности в группе, коллективе и обществе; прогнозировании законопослушности группы; судебной психологической экспертизе и т.д. Цели психодиагностики в сфере деятельности ОВД заключаются в оценке психических особенностей сотрудников ОВД, должностной расстановки и индивидуальном психологическом консультировании.
Перед психодиагностикой ставятся следующие задачи:
а) получение диагностической информации в относительно короткий срок;
б) предоставление информации об определенных особенностях человека (интеллект, тревожность, самоотношение, самооценка, личностные черты);
в) получение информации в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;
г) получение информации, полезной с точки зрения выбора средств психологического вмешательства, прогнозы его эффективности.
Психодиагностика проходит следующие этапы:
- анализ объективной предметной структуры деятельности (профессиональной, служебно-ролевой, учебной);
- психологический анализ предмета диагностики через определение психической структуры деятельности, психологических механизмов, участвующих в регуляции данной деятельности;
- создание диагностических ситуаций, предъявляющих особые требования и вызывающих такой ход действий, который позволяет выявить уровень и регулирующие компоненты деятельности;
- испытание и проверку психодиагностических методов с точки зрения их применения для измерения определенных на предыдущих этапах психологических параметров, достижение поставленных целей и задач исследования.
2. По способу проведения психологического обследования методы психодиагностики подразделяются на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся наблюдение, опрос, анкетирование и эксперимент. Нетрадиционным является тестирование.
Тестирование —метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу знаний. Он применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Основным инструментом проведения тестирования является тест, т.е. система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тест позволяет с определенной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых знаний, навыков, личностных характеристик и т.п. По своей направленности тесты подразделяются на интеллектуальные, личностные, профессиональные и клинические.
Интеллектуальные методики предназначаются для определения интеллекта индивида и позволяют получить данные не только по уровню интеллекта, но и выявить его структуру. Интеллектуальные тесты широко используются в целях прогнозирования профессиональной пригодности. Для исследования общего интеллекта используется шкала Векслера, которая содержит 11 субтестов, дающих оценки вербального, невербального и общего интеллекта. К невербальным тестам общего интеллекта относится тест Равена, состоящий из 5 серий по 12 заданий возрастающей трудности. Испытуемый должен выбрать скрытую закономерность и подобрать соответствующую фигуру. К тестам общего интеллекта относят так называемые общие тесты Г.Ю. Айзенка. Это тесты, предназначенные для определения общего уровня способностей. В них используется словесный, цифровой и графический материал в сочетании с различными способами формулировки и предъявления заданий. Смешанный характер тестов лучше всего позволяет дать общую оценку интеллектуальности слушателя.
Личностные тесты-опросники позволяют получить информацию, характеризующую испытуемого в широком диапазоне—от способностей, его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли определить какое-либо свойство или состояние индивида. Полученные данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы. В настоящее время создано большое количество различных опросников, выявляющих те или иные свойства личности. С помощью личностных методик исследуют такие качества индивида, как темперамент, акцентуация, психические свойства личности и т.д. К таким методикам принадлежат тесты Айзенка (темперамент), Леонгарда-Шмишека (акцентуация), Томаса (направленность личности в различных ситуациях), 3 “Т” (психические свойства личности) и др.
Профессиональные методики позволяют определить совместимость психологических качеств индивида с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к психике человек. К числу таких методик относятся тесты ОПГ (М), ММРI (профессиональная интерпретация) и др.
По способу проведения тестирование подразделяется на компьютерное и буклетное (бланковое). Компьютерное тестирование в простейшем виде представляет собой предъявление заданий теста на экране компьютера и запись ответов с клавиатуры компьютера или со специально сконструированной клавиатуры. По окончании теста компьютер выдает на экране показатель испытуемого и его простую интерпретацию, основанную на нормах, занесенных в память компьютера. Однако компьютерный вариант тестирования нельзя признать оптимальным, т.к. содержательный анализ машины ограничен. Буклетное тестирование проводится как методом опросников, так и методом рисунков (методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга).
Несовершенство тестовой психодиагностики обусловлено недостаточной откровенностью исследуемого и объективной информацией, определяемой субъективными взглядами испытуемого на вопросы теста. Кроме того, результаты тестов, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться.
3. Существует ряд требований к психологическому инструментарию в ОВД. Одно из положений Кодекса пользователя-психолога гласит: “Пользователь-психолог при выборе методик в программу обследования руководствуется не субъективными предпочтениями и предубеждениями, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики—максимум надежности при минимуме затрат”. Данное требование налагает на пользователя-психолога ответственность за качество предлагаемых им методик (тестов).
Методика оценки тестов, анкет и опросников предполагает рассмотрение следующих позиций: название, тип, кем и когда предложен, источник; авторы и рецензенты; предназначения и ограничения, принципы построения, история развития и усовершенствования; измеряемая единица, обоснованность, надежность, описание применения и обработка результатов; критика, возможные затруднения в использовании, ошибки, приложение (инструкции). Рассмотрим в качестве примеров определение нескольких позиций.
Надежность. В психометрии надежность теста означает точность психологических измерений, свободу от погрешностей процедуры тестирования и выражается, во-первых, в устойчивости и стабильности результатов при повторном тестировании, во-вторых, в степени эквивалентности с другими параллельными тестами, одинаковыми по форме и цели.
Валидность, т.е. пригодность теста для измерения именно того качества, на которое он направлен. Валидность теста означает ответы на вопросы: “Для какой цели применяется тест?”, “Что он измеряет?”. Мерой валидности служит коэффициент корреляции теста с определенным критерием.
Различают следующие виды валидности:
- внешнюю (очевидную), т.е. тест является очевидно валидным, если складывается впечатление, что он измеряет именно то, что подразумевается, особенно с точки зрения испытуемых;
- конкурентную—это валидность, которая оценивается по корреляции результатов одного теста с результатами других тестов;
- прогностическую;
- содержательную;
- конструктивную.
Различают следующие разновидности тестов:
а) индивидуальные и групповые;
б) вербальные и действительные (выполнение каких-либо действий); открытые (испытуемый пишет свой произвольный ответ) и закрытые (дается несколько решений, испытуемый должен выбрать одно из них); дидактические (тест достижений, например, даются несколько ответов на один вопрос) и психологические (тест должен быть включен в психологическую зависимость различных понятий, т.е. логические отношения).
Методики создаются исходя из следующих принципов: анализа информации с учетом интересов профессиональной подготовленности личного состава ОВД; развития (дальнейшего увеличения объема интерпретируемой информации); всеобщей связи (соответствие стимульного материала целям и задачи методики); диалектического единства теории и практики (рассмотрение явления как системы; определение структуры, состава, организации и функции элементов); конкретности исторического подхода; детерминизма; деятельностно-личностного подхода (индивидуальный подход автора к составлению методики).
К психологу (пользователю) предъявляются особые требования. Он должен уметь комплексно использовать методики и фундаментально анализировать результаты, соблюдать профессиональную тайну и т.д.
Проводить обследования могут активисты, но интерпретацией результатов всегда должен заниматься профессионал.
Деятельность и повседневное поведение человека зависит от социальных условий, в которых формировалась личность, и от особенностей природной организации человека.
Темперамент — совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Учение о темпераментах восходит к древности. Гиппократа считают первым, заговорившим о темпераменте. В своём трактате «О природе человека» он указывал, что темперамент происходит от смешения сухого и влажного, холодного и теплого, что тело содержит четыре влаги: кровь (сангвинический темперамент), красно-желтую желчь (холерический), мокроту, или флегму (флегматический) и черную желчь (меланхолический темперамент). Преобладание у человека той или иной жидкости, а также их различное сочетание и дают определенный тип темперамента (само слово «темперамент» переводится с латинского как «надлежащее соотношение, соразмерность»). Последователем Гиппократа был Гален, который развил дальше гуморальное учение о темпераменте. Четыре из девяти выделенных им типов и в наше время рассматриваются как основные — это сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Существуют несколько теорий темперамента (гуморальная — Гиппократ, И. Кант, П.Ф. Лесгафт, морфологическая — Кречмер, Шелдон, Гилфорд - и др.), нообщепризнанной в настоящее время является теория, основанная на учении И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы.
Современной наукой установлено, что в основе каждого из четырех типов темперамента лежат особые сочетания свойств нервной системы. Их выделил, как уже отмечалось, И. П. Павлов. Он открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу процессов, их уравновешенность и подвижность. Различные сочетания этих свойств дают определенней тип нервной системы:
1) сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвинический темперамент;
3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерический темперамент;
4) слабый тип – меланхолический темперамент.
Каждый тип включал компоненты, которым он давал следующую характеристику.
Сильный. Человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже потеряв силу на время, он быстро ее восстанавливает. В сложной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не реагирует на слабые воздействия, не раним. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия.
Уравновешенный. Человек ведет себя спокойно и собранно в самой возбуждающей обстановке. Без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений.
Подвижный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже негодных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.
При первом типе нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) человек обладает всеми перечисленными качествами – это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами.
При втором (сильный, уравновешенный, инертный) – он обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но «тяжел на подъем» и не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, для него затруднено включение в новые ситуации. Он с трудом входит в работу и выходит из неё, но эмоции проявляются замедленно и несильно. Люди с инертным типом прочно закрепляют всё усвоенное, не любят менять привычки, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей; трудно и замедленно приспосабливаются к новым условиям.
Человек с третьим типом (сильный, неуравновешенный)– работоспособен, готов к быстрой реакции, но его «лихорадит», ему трудно бороться с собой. Люди неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них легко возникает раздражительность и агрессивность.
Для человека четвертого (слабого) типа нервной системы характерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительные или резкие напряжения, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные способности.
Выделив и описав четыре типа нервной системы, И.П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяет давно описанные темпераменты.
Таким образом, темперамент – это тип нервной системы, определяющий динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. Особенности темперамента обусловлены биологически и являются врожденными.
Современные исследования позволили уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Так, учеными школы Теплова-Небылицина было обнаружено, что слабость нервной системы человека компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более чутко и правильно улавливать изменения в окружающей действительности.В связи с этим нельзя говорить о «хороших» н «плохих» темпераментах, а вести речь можно лишь о существовании различных способов поведения и деятельности.
Например, у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного дела на другое, но его безудержность в поведении, неуравновешенность нервной системы уменьшают уживчивость (иначе говоря, совместимость) с другими людьми.
У сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переключается в деятельности и общении, но недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям.
У флегматика, как у холерика и сангвиника, сильная работоспособная нервная система, но он чрезвычайно тяжело переключается на другую работу, его трудно выбить из «наезженной колеи».
Меланхолик с точки зрения работоспособности нервной системы – самый «невыигрышный» тип темперамента, зато он легко переключается с одного дела на другое, в отличие от «сильных типов» обладает чувствительностью ко всему, что происходит вокруг него.
Принимая по внимание накапливающиеся сегодня факты, психологи склоняются к представлению, что при классификации темперамента нужно учитывать также индивидуальную склонность реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций. Как показали исследования, человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) особенно склонен к реакции страха; с сильным (холерик) – к гневу и ярости, сангвиник – к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к положительным эмоциям. Современный исследователь Я. Стреляу описывает основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной реакции следующим образом.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешенны. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него живая мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, потому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольных реакций. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Без усилий переключается не только с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Флегматик. Это человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Он обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп речи и движении. Он не находчив, с трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Меланхолик. Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий и движения бедны. Обычно он неуверен и себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присущи легко отвлекаемое н неустойчивое внимание и замедленный темп всех психологических процессов. Среди меланхоликов большинство интроверты.
Исследования современных ученых показывают, что сама структура нервной системы как нейрофизиологических изменений темперамента много сложнее, а число основных комбинаций этих свойств типов темперамента гораздо больше и не сводится только к четырем типам. Множественность сочетаний различных свойств типов темперамента называют сложным типом темперамента. Наиболее встречающиеся типы сложных темпераментов следующие: холерико-сангвинический, сангвинико-флегматический, флегматико-меланхолический и меланхолико-холерический.
Для отнесения работника к определенному типу темперамента следует убедиться (в частности, на основе наблюдения за внешними особенностями поведения) в выраженности у него, прежде всего, таких черт как:
а) активность. О ней судят по тому, с какой степенью энергичности работник стремится к новому, пытается воздействовать на окружающее, изменить его, преодолеть препятствия;
б) эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциональным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоции становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим;
в) особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.
Роль темперамента в трудовой деятельности заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь— профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата1.
Темперамент— это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет незначительно1.
Осуществляя служебное общение, сотрудникам ОВД необходимо предвидеть особенности реакций лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и законопослушная, и социально опасная, преступная личность. Следующей индивидуально-типологической особенностью личности является характер.