Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основной объект юридической техники: текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний



При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Задачи юридической техники:

    1. структурирование правового материала;
    2. совершенствование языка правовых актов (делать его более понятным, точным и грамотным).

Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Технические средства юридической техники:

    • юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта);
    • юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п. - те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.).

Технические правила юридической техники:

    1. ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
    2. сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
    3. последовательность в изложении юридической информации;
    4. взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы юридической техники - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Виды юридической техники:

    • законодательная (правотворческая);
    • систематизация нормативных актов;
    • учет нормативных актов;
    • правоприменительная.

 

ВОПРОС 40 Систематизация нормативных актов: понятие, виды

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

ВОПРОС 47 Предмет и метод правового регулирования

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

1) диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

2) императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;

3) рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;

4) поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

ВОПРОС 48 Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

ВОПРОС 49 Правоотношения: понятие и признаки

Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые отношения имеют следующие признаки:

1) правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2) правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

3) для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

4) правовые отношения охраняются государством;

5) индивидуализированность субъектов правоотношений;

6) наличие идеологического и общественного характера.

Виды правовых отношений:

по принадлежности к отраслям права можно выделить:

1) государственно-правовые отношения;

2) гражданско-правовые отношения;

3) уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

1) на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;

2) охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

По субъектному составу правовые отношения делят:

1) на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей;

2) относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:

1) на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;

2) пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

По длительности можно выделить:

1) кратковременные правовые отношения;

2) длительные правовые отношения.

Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются.

в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей:

1) односторонние;

2) двусторонние;

3) многосторонние.

Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.

Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.

 

ВОПРОС 50 Виды правоотношений

По отраслевой принадлежности можно различать государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и другие правоотношения.

В зависимости от функционального назначения правоотношения делят на регулятивные и охранительные. Выделение у права регулятивной и охранительной функций приводит к делению норм права на регулятивные и охранительные, а затем и к соответствующему делению правоотношений.

Деление правовых отношений на регулятивные и охранительные – это главное деление правоотношений, раскрывающее особенности и закономерности функционирования правового механизма.

В характеристике регулятивных и охранительных правоотношений следует учитывать особенности нормативной основы их возникновения, юридических фактов, их порождающих, содержания, субъектного состава, целевого назначения.

Для регулятивных правоотношений характерно то, что они:

• возникают на основе регулятивных норм (диспозиций);

• порождаются жизненными обстоятельствами (юридическими фактами), которые не противоречат требованиям правовых норм;

• устанавливают субъективные юридические права и обязанности позитивного, положительного содержания;

• имеют целью достижение полезных как управомоченному субъекту, гак и обществу в целом результатов (благ);

• представляют собой основную массу существующих в обществе правовых отношений и составляют естественную, нормальную основу правопорядка.

Таким образом, регулятивные правоотношения– это правоотношения, которые возникают на основе нормальных жизненных обстоятельств в силу действия регулятивных норм, осуществляют регулятивную функцию права и составляют основную массу правовых отношений в системе правопорядка.

Для охранительных правоотношений характерны следующие черты:

• возникают на основе охранительных норм (санкций);

• в значительной массе порождаются деяниями, противоречащими требованиям правовых норм;

• устанавливают субъективные юридические права и обязанности, связанные с осуществлением мер правового принуждения;

• направлены на обеспечение нормального действия (функционирования) регулятивных правоотношений;

• в своем составе всегда имеют властного субъекта – специально уполномоченный (компетентный) орган государства.

Таким образом, охранительные правоотношения – это правоотношения, которые возникают на основе охранительных норм (санкций), устанавливают юридические права и обязанности, связанные с осуществлением мер правового принуждения и направлены на обеспечение функционирования регулятивных правоотношений.

В зависимости от характера выполняемой регулятивной функции (динамической или статической) регулятивные правоотношения разделяют на правоотношения активного типа и правоотношения пассивного типа.

Правоотношения активного типа – это правоотношения, выражающие динамическую функцию права. Они складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что возлагают на лицо обязанность положительного содержания, т.е. совершить определенные действия (произвести ту или иную работу, передать имущество и т.п.). Интересы управомоченного в этом случае удовлетворяются в результате совершения положительных действий обязанным лицом.

Правоотношения пассивного типа – это правоотношения, выражающие статическую функцию права. Они складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что положительные действия совершаются управомоченным (ему предоставлено право на положительные действия), а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания: воздерживаться от правонарушающего поведения (правоотношения собственности, многие конституционные правоотношения и др.).

По способу индивидуализации субъектного состава правоотношения делят на относительные, абсолютные и общерегулятивные.

Относительные правоотношения – это правоотношения, в которых точно, поименно определены (индивидуализированы) все участники. Таковы, в частности относительные правоотношения в гражданском праве (обязательственные), в трудовом, административном и т.д.

Абсолютные правоотношения – правоотношения, в которых точно, поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права. Обязанными же по таким правоотношениям являются все другие лица – "всякий и каждый". К правоотношениям указанного вида принадлежат отношения, закрепляющие право собственности отдельных лиц на ту или иную вещь, авторские и изобретательские права. Рассматриваемые права именуются "абсолютными" потому, что псе субъекты ("всякий и каждый") обязаны воздерживаться от нарушения данного конкретного субъективного права.

Общерегулятивные правоотношения – это правоотношения, в которых субъекты определены общеправовыми, типовыми признаками. К таким правовым отношениям относится, например, правоотношение гражданства. В общерегулятивных правоотношениях тоже присутствует индивидуализация, но на своем уровне. Так, если конституционными правами и свободами пользуются все граждане, то это не означает, что правоотношение здесь не вносит нужной определенности и индивидуализации в состав субъектов. Субъектами государственно-правовых (конституционных) правоотношений являются все граждане, но именно граждане данной страны.

Если относительное правоотношение может быть обозначено формулой "один к одному", абсолютное – "один к каждому", то общерегулятивное – "каждый к каждому". Общерегулятивные правоотношения опосредуют общее правовое положение субъектов, их правовой статус, правосубъектность и т.п.

В зависимости от принадлежности к той или иной стороне (блоку) правовой системы правоотношения делят на материальные и процессуальные, частные и публичные.

Можно различать также простые и сложные правоотношения. Сложные правоотношения могут иметь в своем составе несколько участников и у каждой стороны – комплекс субъективных юридических прав и обязанностей. Самым простым (элементарным) можно считать правоотношение, состоящее из двух субъектов, у одного из которых имеется юридическое право, а у другого – корреспондирующая юридическая обязанность.

ВОПРОС 51 Понятие и виды субъектов правоотношений

Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1) на индивидуальные;

2) коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

1) граждан Российской Федерации;

2) иностранцев;

3) лиц без гражданства;

4) лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

1) государство;

2) государственные органы и учреждения;

3) общественные объединения;

4) административно-территориальные единицы;

5) субъекты Российской Федерации;

6) религиозные организации;

7) юридические лица.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.

ВОПРОС 52 Объект правоотношения

Объект правоотношения – это то, на что непосредственно направлено действие правоотношения. Объектом правоотношений является действительное поведение его участников. Участники правоотношения строят свое поведение в соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности.

Объектом правоотношений выступает поведение людей:

1) в имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ;

2) объектом правоотношения, возникающего на основе заключения между двумя организациями договора о поставке продукции, считается деятельность этих организаций, которая выражается в поставке продукции одной организации другой;

3) субъективные юридические права и обязанности возникают не всегда по поводу вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников.

Два основных подхода к пониманию объекта правоотношения:

1) монистический. Согласно монистической теории объектом правового отношения выступает поведение субъектов, так как именно их поступки могут подвергаться регулированию юридическими нормами и только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие;

2) плюралистический. Эта теория считается более реалистичной, ее сторонниками являются большинство ученых. Она разделяет объекты правоотношений:

– на материальные блага. Материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты);

– нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. Нематериальные блага – объекты охраны в уголовно-правовых отношениях, а также они характерны для процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношений;

– культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты;

– ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений;

– поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т. д.

Сегодня в качестве объекта как такового не может выступать человек как таковой. Он может являться только субъектом правоотношений.

ВОПРОС 53 Юридическое содержание правоотношений

Субъективное право и юридическая обязанность составляют юридическое содержание правоотношений.

Субъективное право-это закрепленные в законе вид и мера возможного, дозволенного поведения субъекта. Субъективное, означает что данное право принадлежит конкретному лицу, в отличии от объективного права, которое никому конкретно не принадлежит. Носитель субъективного права именуется управомочным лицом.

Структура субъективного права:

1.возможность собственного активного поведения (право поведения)

2.возможность потребовать об обязанного лица выполнения его обязанности (право требования)

3.возможность обратится за защитой своего нарушенного права к соответствующим гос.органам (право притязание)

4.возможность пользоваться определенным социальным благом. (право пользования)

Юридическая обязанность-это закрепленные в законодательстви вид и мера должного поведения субъекта. Носитель юр.обязанности именуется обязанным лицом. Обязанное лицо не может отказаться от исполнения своей обязанности без согласия на то управомоченного лица.

Структура юридической обязанности:

1.необходимость совершить определенные активные действия либо воздержаться от совершения определенных действий.

2.необходимость отреагировать на законные требования управомоченного лица.

3.необходимость претерпеть неблагоприятные последствия за неисполнение или ненадлежащиее исполнение своей обязанности.

Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей лица называется правовым статусом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.