- музеи деревянного зодчества под открытым небом. 17 - 18
3.Словарь терминов 19 - 20
4.Список литературы 20
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Устройство храмов
Слово «архитектура» в переводе с греческого означает высшую ступень строительного искусства. Есть исконно русское слово «зодчество», что означает создавать, строить, сооружать.
Церкви на Руси имели не только культовое, но и общественное значение. В них проходили церковные службы, проводили церемонию утверждения князей на правление, в них принимали послов, здесь хранили казну, книги. Здесь находили спасение люди во время набегов завоевателей. Около храмов происходили собрания горожан – вече. Храм возвышался над рядовой деревянной застройкой и был виден издалека, поэтому особое внимание уделяли верхней части сооружения - «небесной», а нижняя часть была лаконичной и считалась «земной».
Храм – собирательный термин для обозначения зданий, в которых происходит богослужение. У православных – церковь, у католиков – костёл, у мусульман – мечеть.
Собор – главный храм города или монастыря.
Первоначально во всех древнерусских храмах купол был шлемовидный. Церковь всегда ориентирована в сторону востока. Полукруглые выступы с востока называются апсиды, это алтарная часть храма. Мирянам входить в алтарь запрещено. Иконостас отделяет алтарную часть от остального пространства храма (рис.1).
Храмы на Руси богато украшались иконами. Нигде и никогда икона не играла такой важной роли, как на Руси. Наименование «икона» - переделанное на русский лад греческое слово «эйкон», что значит изображение, образ. Вся жизнь и быт народа был связан с иконой. Перед написанием иконы освящались доски, краски, и даже вода для их разведения. Иконы хорошего письма очень ценили, их упоминали в завещаниях, дарили царям при рождении наследника престола.
Многоярусный иконостас – создание русских мастеров, это алтарная преграда. В Византии такой преградой была невысокая мраморная стенка. В центре иконостаса находятся царские, или «райские» врата. Главный ряд иконостаса – деисусный чин, его иконы самые большие по размерам. Деисус в переводе с греческого означает «моление».
Каждый храм посвящён какому – нибудь событию или святому, например, храм Вознесения, Преображения – посвящены Христу; Благовещения, Успения – посвящены Богородице; Петропавловские, в честь Апостолов Петра и Павла; Архангельские в честь Архангелов Михаила и Гавриила.
Самых видных героев, князей, царей, митрополитов хоронили внутри храмов.
Для постройки храмов приглашали лучших мастеров: зодчих, каменотёсов, плотников, иконописцев. Люди не жалели сил, чтобы русскую землю украшали храмы.
АРХИТЕКТУРА КИЕВА
В скандинавских сагах Русь называли «Гардарики» - страна городов. Главнейшие города древней Руси – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев, Чернигов. Древнерусское государство представляло собой могущественную державу, с которой вынуждена была считаться даже Византийская империя. И заслуга в этом исторических личностей – великих князей Руси.
Князь Владимир Красное Солнышко (960-1015 гг.) с 980 года правил в Киеве. В 988 году христианство приято в качестве официальной религии.
Слово «город» первоначально означало «укрепление». «Срубить, поставить город» - значило обнести место оградою, стеной, частоколом. Административным и идеологическим центром города был «детинец». В детинце, защищённом деревянной стеной, валом и рвом, располагались дворы князя, бояр, дружинников. Вокруг него формировался «окольный град» - «посад», там жило торгово – ремесленное население, его территорию окружали деревоземляные укрепления. В городе были одни ворота, вёл к ним дощатый мост, переброшенный через овраг. Позже эти ворота получили название Батыевых. Через них в 1240 году хлынули в Киев полчища Батыя. Городские укрепления при Владимире Красное Солнышко охватывали территорию 10 га.
Главным сооружением города стала каменная церковь Успения Богородицы, которую князь Владимир возвёл с помощью византийских мастеров в 989-996 годах. Понимая идеологическое значение первого каменного храма на Руси, князь выделил 1/10 часть своих доходов на её содержание, поэтому церковь получила название Десятинной. Это была трёхнефная крестово – купольная постройка. Она по богатству отделки не уступала византийским: полированный мрамор, мозаика. Церковь построена из плоских кирпичей византийского типа плинфами (высота 2-4 см.). На этой стройке вырастали собственные мастера каменного дела. При раскопках были обнаружены кирпичи с клеймами не только греческих, но и русских мастеров.
Десятинная церковь поднялась на месте древних кумиров. Золотые главы Десятинной церкви напоминали о боге – солнце, о золочёных головах прежних идолов, и люди собирались тайком, чтобы помолиться старым богам.
Появившись на свет с расцветом Киевской державы, этот памятник погиб вместе с её концом. Когда в 1240 году в Киев ворвались орды Батыя, в Десятинной церкви укрылось множество горожан. Церковь не выдержала страшного приступа стенобитных машин, своды рухнули и погребли под собой людей. Десятинная церковь долго простояла в руинах, в XIX веке на этом месте построили новую церковь.
Князь Ярослав Мудрый (978-1054 гг.) – сын князя Владимира Красное Солнышко. После смерти отца с 1019 года стал киевским князем.
Расцвет Киева приходиться на княжение Ярослава Мудрого. На территории 70 га он построил новую крепость. Главным въездом стали Золотые ворота (как и знаменитые Константинопольские Золотые ворота). Все ворота Киева были каменными, но только над Золотыми сооружён надвратный храм Благовещения. Внизу в воротах находились помещения для стражи. Золотые ворота, сложенные из кирпича и булыжника, на крепком известковом с примесью толчёного кирпича цемяночном растворе, выглядели как настоящие крепостные сооружения, к их боковым сторонам примыкали земляные валы. Стены выполнены в характерной ещё для Рима смешанной кладке. Слои камня чередовались с двумя – тремя выравнивающего рядами тонкого плоского кирпича плинфы. Поверхность стены частично затиралась раствором, что придавало розоватый оттенок. Ворота были разрушены во время монголо – татарского нашествия и находились в развалинах до XX века.
В 1037 году Ярослав Мудрый начал строительство главного христианского храма Руси – Софийского собора. Он назван в честь главного собора столицы Византии Константинополя – собора Святой Софии.
София олицетворяла градоохранительницу, мудрую устроительницу «дома». Киевская София (55х37м. высота 26 м.) была поменьше Царьградской (75х68 м. высота 51 м.), но и она стала крупнейшим зданием Руси и была им до конца XV века. Это храм с 13 главами. Стены Софийского собора сложены из рядов кирпича и камня на цемяночном растворе (известковый раствор с примесью толчёного кирпича). Строительство собора закончено в 1044 г.
Этому сооружению уже не было аналогий в Византии. И, несмотря на участие иноземных мастеров, София Киевская обладала ярким национальным своеобразием. Как дань местным традициям храм окружён двумя галереями – хорами площадью около 300 кв. м. при общей площади здания 600 кв. м. На хоры поднимались по двум широким лестницам, расположенным в лестничных башнях, что стояли у входа. Великий князь во время богослужения находился со своими приближёнными на хорах, он как бы возносился над простыми смертными. Пространство хоров, окружённое отдельными помещениями, выполняла множество функций. В торжественной обстановке князь принимал на хорах послов, обсуждал государственные дела, в особых помещениях переписывались и хранились книги. В храме проводилась ответственная церемония «посажения на стол» князя. Мирские дела сменяли церковную службу. Сочетание светского и духовного начал есть и в оформлении. Строгость внешнего облика сочеталась с ослепительной роскошью внутренней отделки. Мозаики украшали алтарь и центральный купол, фрески покрывали стены и столбы, внизу они облицованы полированным камнем. Сочетание мозаик с фресками – новшество, неслыханное в Византии, где во внутренней отделке зданий применялось либо та, либо другая техника. В центральном куполе расположено мозаичное изображение Христа.
В главной алтарной апсиде – фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаичная фигура Богоматери на вогнутом своде словно склоняется над людьми, обнимая их распростёртыми руками. Этот тип изображения называется Орантой (от греческого оro - молюсь). В мозаиках использовано 130 оттенков смальты. Для золотых фонов в каждый кубик смальты вплавляли листик золота. Ряды смальты укладывались не в одной плоскости, а с различными наклонами, что создавало разные углы отражения света, в этом одна из тайн их воздействия.
Напротив изображения Богоматери на западной стене портрет князя и его семьи. Мудрость земная против мудрости небесной.
На хорах и в лестничных башнях фрески светского содержания дворцового быта – Византийского и Киевского: пляски, охота, кулачные бои.
На Руси мрамора не было, поэтому мраморные детали (капители, карнизы) привезли из Византии, вместо мраморных колонн сделали кирпичные столбы и облицевали мрамором. Пол из местного камня и керамических плиток.
Храм претерпел много изменений. Его разрушали и грабили татаро-монголы, переделывали духовные пастыри. В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко. Интерьер сохранил значительную часть своего первоначального убранства.
АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА
Новгород – это торговый город, раскинувшийся по берегам реки Волхов (фото). В Новгороде был водопровод, были мостовые с Х века. Это второй по значению после Киева город Руси. В XII в. его земли простирались от Балтики до Урала; по обширности им не было равных в средневековой Европе. Это – первая республика в истории русского средневековья. С XII века князь превращается в военачальника, деятельность которого контролируется народным собранием – вечем. Нарушил князь договор с вечем, его изгоняют, а на его место призывают другого.
В Киевской Руси сооружение церквей было заботой княжеской. Величие храма служило наглядным выражением княжеского величия и могущества. Новгород был по преимуществу деревянным. Деревянным был и первый христианский храм этих мест – тринадцатиглавая дубовая София (989 г.). Каменный храм построили на месте сгоревшей дубовой Софии как княжеский и одновременно общегородской собор во время правления сына Ярослава – Владимира. Строительство возглавили мастера, строившие Киевский храм.
Новгородская София (1045-1052 гг.) – пятинефный крестово- купольный храм высотой 28,5 м., на 2 метра выше Киевской Софии (фото). План во многом схож с планом Киевской Софии, но схема, как бы подчиняясь иерархии, упрощена. Собор имеет одну галерею, и одну башню – лестницу, вместо 5 апсид здесь 3. София Новгородская увенчана 5 главами, а Киевская – 13. Стены сложены из местного грубо отколотого камня – известняка. Новгородцы имели торговые связи с Прибалтикой и переняли опыт строительства, распространённый в романской архитектуре. В соборе была превосходная библиотека, на хорах и в тайниках хранилась казна. Здесь начали вести новгородские летописи. В Софии принимали иноземных гостей. Здесь устроили школу. В интерьере нет мозаик, они заменены фресками. Собор расписан в XII веке. Во время войны многие фрески были утрачены.
Архитектура Новгорода запечатлевает эстетические идеалы народа. Идеал новгородца – сила и красота его – красота силы. Поверхности стен неровные, промежутки между камнями заполняли цемяночным раствором, не любили симметрии, окна расположены свободно, но с чувством меры. Мастера использовали местный камень известняк. Для большей долговечности стены затирали известью. Над входом храмы были украшены фресками.
Последний княжеский храм в Новгороде – церковь Спаса на Нередице (1198 г.) был в загородном княжеском дворе. Название «нередица» происходит от того, что церковь стояла «не в ряду» города, а за его пределами. Одноглавый храм имел росписи фресок редкостного мастерства и имел всемирную ценность. В 1943 г. гитлеровская артиллерия била по храму прямой наводкой. Рухнули стены, рассыпались в прах фрески. После войны храм был отстроен заново, но фрески утрачены навсегда.
В Новгороде строили много, записи о закладке новых храмов делаются по несколько раз в год. Стали ставить свои церкви купцы, ремесленники, и горожане, объединяясь улицами – уличанские храмы. Получили распространение храмы с одной главой. Их приспособили к будничным потребностям. Под стенами церквей ремесленных братств устраивались шумные пиры – братчины. Купеческие гильдии в церкви хранили деловые бумаги и свои товары.
Наиболее известные памятники: церковь Фёдора Стратилата на Ручью - XIV век, церковь Спаса Преображения на Ильине улице - XIV век (иначе, на торговой стороне), церковь Николы на Липне - XIII век (липна - болото), церковь Петра и Павла - XV век.
В Киеве важные совещания князь устраивал в гридницах, во Владимире – в сенях княжеского терема и только в Новгороде для этих целей выстроили специальную Владычную палату в 1433 году, предназначенную для официальных приёмов правительственных и судебных заседаний. Позже, по аналогии с московской, её стали называть Грановитой палатой.
В XV веке завершается «золотой век» новгородской культуры. В 1478 году Новгород присоединен к Москве Иваном III и его культура развивается в русле общих тенденций русского зодчества.
АРХИТЕКТУРА ПСКОВА
200 км. отделяют Новгород от Пскова. В 903 году город уже существовал согласно летописи. Псков входил в состав новгородских земель и считался его пригородом Псков – это вторая после Новгорода феодальная республика в истории русского средневековья. В Пскове был определяющим суровый военный образ жизни города.
Псковское зодчество, создававшееся руками местных мастеров, уходит корнями в народное искусство. Здесь строили из местного камня плитняка на известковом растворе. Чтобы камень не выветривался, стены снаружи белили. Чтобы увеличить вместимость небольших зданий, их окружали пристройками – притворами, папертями, крыльцами. Храмы приземистые. Для большей прочности мастера расширяли стены книзу. Вместо сложного позакомарного покрытия переходят к поскатному (фото). Неизменным компонентом псковских церквей становятся звонницы. Чтобы не строить дорогостоящих колоколен, экономные псковичи придумали открытую звонницу.
До середины XIV века Псков юридически зависел от Новгорода, поэтому много общих черт с новгородской архитектурой. В 1348 году Псков получает независимость. К концу XV века Псков превращается в огромный по тем временам город с 5 оборонительными поясами и его сравнивали с Парижем. В XV веке Псковская республика строит свой Денежный двор и чеканит собственную монету.
Центральное укрепление Пскова – Кром, его каменные стены построены в XIII - XIV вв. В Кроме находились запасы оружия, пороха, хлеба.
Главный собор города – Троицкий стал таким же символом города как и София в Новгороде. В XIV веке этот собор после обрушения сводов был перестроен. Он не сохранился, в 1699 году возвели третий по счёту храм.
Строили много, только в XIV веке сооружено 24 храма. Практичные псковичи строят церкви у городских ворот и переправ, возле мостов, как ориентиры в путанице средневековых улиц. Церкви были центрами общественной жизни. Здесь хранились боеприпасы для обороны, продовольствие, находились лавки и даже кабаки. Порой церкви причудливо срастались по двое. Храмы невысоки, приземисты. В отличие от новгородских, псковские храмы не расписывали фресками. Их белили известью и украшали только иконами. Купола крыты белой («лужёной») жестью. Белый цвет символ святости на Руси.
Названия храмам часто давали, просто бросая жребий. Названия необычные, удивительно бытовые: Георгия со Взвоза. Василия на Горке, Николы со Усохи (на месте высохшего болота), Покрова в Углу, Козьмы и Демьяна с Гремячей Горы, Сергия с Залужья, т. е. стоящая за лужей.
Такого сращения церкви с жизнью на Руси больше не встретишь нигде.
На псковской земле монастырское строительство особого развития не получило.
Искусство Псковских зодчих получило в XV веке широкое признание, и они строят в Москве, способствуя формированию общерусской архитектуры.
В 1510 году псковские земли мирно входят в состав русского государства. Централизация власти смазало индивидуальный характер архитектуры.
АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРА
В X – XI вв. северо – восточная окраина Киевской Руси получило название «Залесье» («за горами - за лесами»). Первое упоминание в летописи 1024 года, когда Ярослав Мудрый прибыл на усмирение восстания; по его приказу построена первая крепость Суздаль. Переселенцы с киевских земель на новых местах давали названия рекам, как в Киеве: Лыбедь, Трубеж, Почайна, Ирпень и городам: Переславль – Залесский, Звенигород, Галич, Стародуб.
Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1108 году на реке Клязьме поставил крепость, и назвал её в свою честь Владимиром. В этом же году во Владимире он строит первую каменную церковь Спаса. Она не сохранилась. В Суздале в это же время построили церковь в честь Богородицы. Когда она разрушилась, то на этом месте поставили существующий Суздальский собор. При Владимире Мономахе столицей княжества (княжий город) являлся Ростов. Юрий Долгорукий был сыном Владимира Мономаха. За его политику длинных рук захватить Киевский престол и дали ему прозвище Долгорукий. Он основал новые крепости: Юрьев – Польский, Стародуб, Дмитров, Москву. Княжим городом стал город Суздаль.
За 2 года до смерти в 1155 году Киев достался сыну Юрию по наследству, вызвал он своего старшего сына Андрея в Киев и посадил его княжить в Вышгороде. Это была крепость, спрятанная в лесах, где киевляне укрывались при набегах кочевников. Андрей не захотел там остаться, он бежит в свои земли, взяв икону Богородицы, считавшийся чудотворной, которая была привезена из Византии. Икону везли с почестями два священника, закутав её в золотые парчовые ризы. Андрей был очень набожным человеком, поэтому он получает прозвище Андрей Боголюбский. Столицей княжества он сделал город Владимир. Суздаль получает статус особого города, который остаётся при великом князе Владимирском. Отсюда и двойное название земли Владимиро – Суздальское княжество.
Княжеская резиденция Боголюбово (1158-1164 гг.) построена в 12 км. от Владимира на высоком берегу реки Клязьмы. Центром ансамбля был собор Рождества Богородицы, с боков две лестничные башни. Одна соединяла дворец князя с хорами собора, другая вела на крепостную стену. Купол храма и крыша дворца покрыты золочёными листами. Характерная особенность владимиро – суздальской архитектуры – это аркатурно – колончатый пояс, который опоясывает весь комплекс. Аркатурно – колончатый пояс отделяет нижнюю – «земную» часть от верхней - «небесной», как бы проводя грань между материальным и духовным. Аркатурно – колончатый пояс является переработанным декоративным мотивом, взятым из романской архитектуры. Оттуда же позаимствовано и оформление входа в виде перспективного портала.
В этом храме поместили икону, которая стала называться «Владимирская Богоматерь». Для неё отлили золотой оклад. Андрей принимал послов на галерее храма, сидя в золочёном кресле. Внутри храма везде сверкало золото.
Перед храмом стоял необычный киворий. Его построили византийские мастера. Восемь колонн из камня поддерживали шатровый верх с крестом. Внутри стояла каменная чаша со святой водой.
Одновременно с резиденцией Андрей Боголюбский начинает грандиозные оборонные работы во Владимире (1158-1164 гг.) за 6 лет город был опоясан рвом и 10 метровым валом со стенами длиной 7 км. Главные ворота, как и в Киеве, назывались Золотыми.
Золотые ворота, хоть и перестроенные, уцелели. Над воротами помещалась церковь Ризположения (Положения риз Богоматери). К воротам примыкал земляной вал со стенами, перед ним был ров. Перед Золотыми воротами горожане присягали на верность князю, здесь встречали гостей, отсюда начиналась главная улица. Дубовые полотнища ворот и стены были покрыты медными коваными листами с золотыми узорами сказочных птиц, зверей, растений. Всё это исчезло во время нашествия татар, а верх ворот перестраивался в XV, XVII, XIX веках.
Главное культовое здание Владимира – Успенский собор (1158-1160 гг.) высотой 32 м. Одна глава, внутри шесть столбов. Входы имели глубокие перспективные порталы. Новые для русской архитектуры мотивы исходили от романской традиции. Порталы были окованы золочёной медью. В декорацию Успенского собора введена скульптура из резного камня. Львы как эмблема княжеской власти появились в интерьере, но живых львов владимирские мастера не видели, и получались у них не львы, а коты, да ещё и улыбающиеся.
Камень добывали в каменоломнях у села Мячникова на Москве – реке за 180 вёрст. Камни раскладывали на земле и мастера выводили на них резьбу, сбивая фон, не трогая узоров, так рисунок получался выпуклым. Пышностью наружного убранства собор превзошёл Киевскую Софию.
С помощью религии распространяется культ Богородицы, внушается мысль о покровительстве ее князю и земле Владимирской. Объявил Андрей своей властью праздник Покрова Богородицы. Покров есть покровительство и защита русским людям. Политический смысл праздника в том, что покровительство Богоматери уравнивало Русь с Византией, а город Владимир с Царьградом.
В 1164 году в одной из битв погибает старший сын князя Изяслав. Потрясенный горем князь в память погибшего приказал воздвигнуть храм Покрова на реке Нерль (1165г.) в 1,5км. от Боголюбова там, где река Нерль впадает в Клязьму. Река была судоходной, все, кто ехал во Владимир, видели этот храм, но весной там разливалась вода. Мастера соорудили высокий искусственный холм, облицевали его каменными плитами до самого дна реки. Фундамент имеет глубину 5 м. Стены толщиной 98 см., внутри 4 столба. Храм построили быстро, за 1 год. На храме есть изображения львов и грифонов, как символ княжеской власти. Есть изображение царя Давида на троне, но вместо арфы он держит славянские гусли. В аркатурно – колончатом поясе по концам отдельных аркатурин расположены женские маски. К реке вела широкая парадная лестница. Внутри храма были фрески. Одна шлемовидная глава венчала храм. Вход оформлен в виде перспективного портала.
После смерти Андрея церковь долго стояла заброшенная. В XVIII веке монахи хотели церковь разобрать на постройку монашеских келий, они получили разрешение епископа, но стены были сделаны так прочно, что их не смогли сломать. Храм не раз подвергался переделкам. Старинные фрески были оббиты. В начале XIX века вместо шлемовидного купола сделали новую главу луковку. Этот купол как бы слился со всем обликом здания. Храм этот занесён Юнеско в список всемирного наследия.
Стремительным был взлёт города Владимира. К 1165 году Владимир по своим размерам уже превосходил Киев. Преобладающими его жителями были ремесленники и торговцы. Расцвет Владимира был при Андрее Боголюбском. Андрей не хотел зависеть от Киевского митрополита, захотел иметь своего священника, но в Киеве его посланника казнили. Разгневался Андрей и с союзными князьями в 1169 году пошёл и захватил Киев, но не остался там княжить, а отдал во владение своему младшему брату Глебу. Это было неслыханное унижение для Киева. С 1169 года Владимир выше Киева поставлен, он стал столицей. Андрей понимал, что только единая Русь сможет отражать нападения иноземных врагов, он хотел объединить княжество и боярство, но бояре организовали заговор и 29 июня 1174 года убили Андрея в Боголюбовском дворце. После убийства Андрея запустел Боголюбов. Православная церковь канонизировала Андрея, объявила его святым, погибшим мученической смертью от рук злодеев.
Через 2 года после смерти Андрея княжеский престол достался Всеволоду III, самому младшему сыну Юрия Долгорукого. Всеволод Большое гнездо княжил 37 лет. У него было 8 сыновей и 4 дочери, не сосчитать его потомков, среди которых и московские князья Иван Калита и Дмитрий Донской. Поэтому летописцы и дали ему прозвище «Большое гнездо».
В 1185 году случился большой пожар во Владимире. Из огня успели вынести икону Владимирской Богоматери, но в стенах Успенского собора появились трещины, осели своды.
Успенский собор (1185-1189 гг.) Собрал Всеволод русских мастеров, и решили они заключить обгорелый остов как бы в новый футляр. Стены разобрали, оставили от них столбы, так, вместо 6 столбов стало 18. Площадь собора увеличилась в 2 раза. В соборе 5 глав. Большая глава в золотом шлеме, по бокам 4 главы серебряных. Вход оформлен перспективным порталом. Собор стал грандиозной усыпальницей великих князей и владык в специальных нишах – аркасолиях в каменных саркофагах.
Собор не имеет нарядной резьбы, ибо епископскому собору не подобает светское узорочье. Фрески писали мастера из Византии. Этот собор один из наиболее почитаемых на Руси. Здесь первые московские государи венчались на великое княжение; они посылали во Владимир богатые вклады. Сын Дмитрия Донского Василий Дмитриевич в 1408 году послал лучших художников Руси – Андрея Рублёва, Даниила Чёрного с помощниками писать фрески и иконы в Успенский собор.
В 200 метрах от Успенского собора для себя на княжеском дворе Всеволод строит Дмитриевский собор (1194-1197 гг.) Он посвящён небесному покровителю князя Дмитрию Солунскому. Собор одноглавый, две лестничные башни вели на хоры и соединялись с княжеским дворцом. Аркатурно – колончатый пояс отделяет нижнюю – «земную» часть храма от верхней – «небесной». Вход в виде перспективного портала. Собор украшен роскошным резным нарядом – 600 резных камней украшают его верхнюю часть. Рельефные композиции: вознесение Александра Македонского на небо, крещение Христа, изображение царя Давида, святых князей Бориса и Глеба. Есть портрет самого Всеволода с 5 сыновьями (двое старших умерли до строительства собора, младший ещё не родился).
В XIX веке при Николае I затеяли реставрацию. В 1843 году в соборе оббили фрески времён Всеволода. В ходе реставрации были уничтожены и лестничные башни.
2.ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА
РУССКАЯ ИЗБА
Русский человек считал вредным для здоровья жить в каменном доме. На Руси из камня строили только храмы, но даже в ХVII веке их было очень мало по сравнению с деревянными. Жилые дома, дворцы и церкви строились из дерева. На Руси, стране бескрайних лесов, где дерево было самым доступным материалом, топор был главным инструментом. Деревянные постройки возводили без применения гвоздей: все соединения делались на врубках. Такие постройки назывались срубами. Слово «строить» распространилось в петровские времена, а прежде говорили «рубить», потому что строили из дерева, орудуя топором. Брёвна сопрягали весьма плотно, «сплачивая» их (отсюда слово «плотник»). Четыре соединённых друг с другом бревна образовывали венец.
Строительство избы начиналось с возведения сруба – клети. Изба иногда ставилась на подклеть – невысокое помещение для хозяйственных нужд. В жилую часть – клеть – вела лестница крыльца. Если клеть предназначалась для жилья и имела печь, то называлась «избой». Помещение называли «клеть», слово «комната» - греческого происхождения, распространилось в ХVII веке. По мере надобности жилая площадь клети увеличивалась за счёт прируба. Эта простая конструктивная система из клети, подклети и прируба стала применяться в храмовом и дворцовом строительстве.
К архаичным формам жилья относятся так называемые курные избы, которые отапливались беструбными печами. Дым поднимался к потолку и выходил в специальное отверстие в виде оконца в стене. Оно закрывалось особой задвижкой и называлось «волоковым». Потолком служил бревенчатый настил, смазанный глиной и засыпанный сверху землёй.
Кровлю делали из тёса (тёсаных досок) или лемеха (дощечек, укладываемых наподобие черепицы) (рис.2). Тёс делали вручную из брёвен, которые с помощью клиньев и молота раскалывались на плахи, а из них делали доски.
На гребне крыши закрепляли охлупень – длинное бревно с продольным жёлобом, фасадный конец которого украшался изображением головы коня (отсюда «конёк»).
Северный тип дома – дом – усадьба. В нём объединялось в одно целое жилище, двор и хозяйственные постройки. В нижней части избы – подклете – хранился инвентарь и продукты. В верхней части дома находились жилые помещения: изба, сени, боковушка, кладовые. Иногда на чердаке устраивалось дополнительное помещение, называемое светёлкой. Примыкающая к задней стене дворовая часть делилась на два яруса, в нижней части размещались клети для скота, верхняя служила сараем, в которую с улицы вёл въезд. Взвоз – наклонный бревенчатый помост.
На один сруб хорошего жилого дома шло 150 – 170 брёвен. Срубы жилых и общественных зданий чаще всего ставились на землю без фундаментов. Под стены подкладывали камни или закапывали в землю обрезки толстых брёвен. Позднее появляются пятистенки и шестистенки, жилые помещения расширяются путём устройства горниц, летних комнат, светёлок. Оконные коробки и резные наличники на окнах появились лишь в ХVII веке.
ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ
В основе деревянной церкви лежит сочетание трёх срубов (клетей): большого центрального для самой церкви и двух меньших – для притвора (сеней) – на запад и алтаря (апсиды) – на восток. Каждый сруб перекрывался высокой двускатной кровлей с главой и крестом, выделявшими церковь из других строений. Такой тип храма носит название клетского. Вокруг притвора может быть галерея – гульбище. Необходимость увеличения площади храма привела к появлению восьмерика. Логика появления восьмистенных срубов привела к появлению шатра. Этот тип храма получил широкое распространение, став одной из национальных форм русской архитектуры. Они являлись чёткими ориентирами и возводились до конца ХVIII века, несмотря на то, что уже с середины ХVII века реформы патриарха Никона запрещают одноглавый шатёр, как не отвечающий церковному чину, то есть пятиглавию.
В шатровых храмах олицетворялась устремлённость вверх, к богу, и воплощение мечты о высоте как идеале красоты, они являлись чёткими ориентирами, по которым издалека узнавалось селение, они как нельзя лучше подчёркивали спокойные очертания ландшафта центральной и северной Руси.
Наследницами языческих обрядов являются древнерусские «братчины» - пиры около или внутри церкви в трапезной. Церкви зачастую обнесены гульбищем, которое обходило храм с трёх сторон, оно не было пригодно ни для богослужения, ни для крестного хода, а служило для праздничной трапезы. Во многих храмах трапезные более обширны, чем само молитвенное помещение церкви.
Причина гибели многих селений – опустошительные пожары из-за плотной застройки. В 1369 году выгорели Псков и Новгород, в 1183 году сгорел Владимир, а в нём 32 церкви. У многих русских городов деревянные стены служили вплоть до ХVIII века. Стены Тобольского Кремля с 1643 по 1680 год горели 6 раз и 6 раз рубились вновь. Стены крепостей состояли из деревянных срубов, заполненных землёй или камнями. Такое устройство стен было распространено на Руси повсеместно. Во многих крепостях стены и башни из дерева покрывали слоем глиняной обмазки. Обмазка в некоторой степени предохраняла деревянные конструкции от поджогов неприятеля и защищала от огня во время пожара. Но это не спасало деревянные крепости от разрушения.
Частые пожары систематически опустошали города, но погорельцы быстро отстраивались. В предвидении пожаров срубы и части жилых домов заготовляли впрок, их продавали на специальных рынках (Скородом). Срубы продавали в разобранном виде, стоили они не дорого. Сруб можно было перевезти на место пожарища и установить за несколько дней. Дома были самых разных размеров. У богатых людей хоромы с башенками и теремами, у бедняков – избы в одну комнату. Бояре стремились перещеголять друг друга причудливыми фигурными крышами на своих хоромах. Они украшали их резьбой, росписью, золочёными решётками, флюгерами. Так же богато украшали крыльцо, которое вело на второй, жилой этаж дома.
ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ
Своим происхождением Коломенское обязано жителям разорённой ханом Батыем Коломны. Они основали новое поселение вблизи Москвы на высоком берегу реки. И стали называть их коломненскими, букву «н» в середине слова чаще всего не проговаривали, и таким образом село стало Коломенским.
Есть и другое объяснение этого названия. Считают, что Коломенское происходит от «коло», что значит «около», неподалёку, то есть расположенное около, вблизи Москвы.
В ХVI- ХVII веках село превратилось в излюбленную загородную резиденцию московских царей. В 1532 году на высоком берегу Москвы – реки построен храм Вознесения в честь рождения Ивана Грозного. Это самое высокое сооружение того времени в Москве (62 метра).
С «лёгкой руки» отца Петра I, царя Алексея Михайловича пошло выражение «коломенская верста». Царь по дороге туда распорядился установить высокие, заметные верстовые столбы, к тому же поставленные друг от друга более чем на версту. Так и стали называть длинную версту коломенской.
В ХVII веке в Коломенском строится целый дворцовый комплекс царём Алексеем Михайловичем с 1666 по 1671 год. Дворец состоял из множества срубов в 2 – 3 этажа. Постройки назывались клетями, подклетями, теремами, горницами, сенями, присенями, комнатами, вышками, повалушами. Каждая клеть отличалась по высоте и имела свою кровлю в виде колпака, шатра, бочки, крещатой бочки (рис.3). Такие разнообразные покрытия придавали дворцу особый, сказочный вид. Все хоромы живописно соединялись между собой переходами и террасами – гульбищами. Во дворце насчитывалось около 250 помещений, щедро украшенных резьбой по дереву, росписями и позолотой. Живописная артель трудилась во дворце под руководством Симона Ушакова.
Дворец имел 7 хором (для царя, царицы, царевича и четырёх царевен). Каждые хоромы состояли из нескольких клетей со своими сенями и крыльцами.
У ворот, ведущих к дворцу, по рассказам очевидцев, стояли деревянные львы, одетые в овчинные шкуры. Часовой мастер Пётр Высоцкий научил их вращать глазами и время от времени издавать страшное рычание, разместив внутри львов специальные механизмы.
Своей грандиозностью и красотой царские хоромы поражали воображение не только соотечественников, но и иностранцев. Дворец называли не иначе как «осьмым чудом света».
К концу ХVIII века все строения комплекса требовали ремонта. Для этого нужны были огромные по тем временам деньги (48460 рублей). В 1768 году дворец был разобран из-за ветхости по указу Екатерины II. В ХIХ веке по сохранившимся чертежам и гравюрам изготовили модель дворца в масштабе 1:40. Её можно увидеть в музее Коломенском. Сейчас это музей-заповедник «Коломенское» с экспозицией предметов ХVI- ХVII веков.
КИЖИ
Кижский остров на Онежском озере имеет в длину 7-8 километров, в ширину – 1,5. Его название связывают со старокарельским словом «кижат» - так назывались языческие обрядовые игрища. Кижи издавна стали пунктом общения, местом праздничных гульбищ. У слова «погост» есть значение «погостить», или старинное северное «погащивать», то есть гостить недолго.
Кижский погост состоит из «летней» Преображенской церкви, «зимней» Покровской и отдельно стоящей колокольни.
Преображенская церковь построена в 1714 году высотой 37 метров, имеет 22 главы. Церковь построена в честь победы русских войск над шведами в северной войне. Часто церкви на Руси строили как памятники победы. Многокупольные церкви строили на Руси издавна. Новгородский Софийский собор Х века имел 13 глав.
Церковь сооружена с помощью топора и долота, без пилы, хотя пила в то время давно была в ходу. Русский плотничий топор родился в России и здесь усовершенствовался настолько, что был принят повсюду. С помощью топора валили строевой лес, очищали стволы от коры и сучьев. С помощью топора делали врубки, вязали венцы (так называется горизонтальный ряд в срубе – прямоугольник или многоугольник, связанный врубками). С помощью топора готовили брусья, пластины, тёс (то есть доски – от слова «тесать»). В старину топор называли теслом, а на Украине и теперь плотников зовут теслярами. А слово «строить» распространилось в петровские времена. Прежде говорили «рубить». Даже брёвна поперёк рубили топором. Пила разрушала волокна древесины, и торцы брёвен начинали «тянуть» воду, тогда как топор при перерубке уплотнял их.
Преображенская церковь сделана в форме восьмерика. Восьмерик – это восьмигранный сруб, форма, применявшаяся для высоких, объёмистых строений. Строили из целых брёвен, не сращивая в длину. Восьмигранник давал большую площадь пола и он был устойчивее четырёхгранного, что было важно для севера, где сильные ветра. Кроме этого восьмигранная основа давала большие возможности для обстройки приделами, галереями, крыльцами, что было удобно и вместе с тем придавало сооружению величественность и живописность.
Преображенская церковь имеет 4 одинаковых фасада. В основе строения три последовательно уменьшающихся восьмерика, поставленных один на другой и обстроенных понизу четырьмя прирубами – по сторонам света.
Здание построено из так называемой кондовой сосны. Раньше на севере это понятие имело самый положительный смысл. Оно произошло от архангельско-вологодского слова «конда» - так называли здесь особенно крепкую смолистую сосну, выросшую на очень сухом грунте.
Церковь срублена из дерева - вся, от основания до вершины. Принято говорить, что она поставлена без единого гвоздя; это не совсем верно. Чешуйчатая одежда куполов – так называемый лемех – прибита коваными гвоздями, по гвоздю на каждую чешуйку. Коваными, значит четырёхгранными в сечении: это для того, чтобы чешуйки стояли точно, не двигались. Лемех – это до 40 сантиметров длиной вытесанная топором пластина (рис.2). Пластины кладутся внахлёст, на манер черепицы. Лемех делают из осины. Она не трескается, не коробится под солнцем и дождями, со временем приобретает серебристый оттенок, шелковиста на ощупь, с неё легко скатываются капли дождя.
В церковь ведёт высокое крыльцо, крытое двускатной крышей с резными балясинами. Такие крыльца были непременной принадлежностью деревянных сооружений, строившихся на подклете, то есть на высоком бревенчатом основании. Из деревянного зодчества подклет перекочевал в каменное. В подклетях церквей хоронили священнослужителей. Крыльцо служило вроде трибуны, у которой собиралось вече, мирской сход – решать общественные дела.
Первоначально иконостас был скромным. Иконы стояли на горизонтальных брусьях. В конце ХVIII века прихожане заказали в Петербурге новое обрамление, резное из дерева, золочёное, выполненное со всей парадной пышностью Екатерининского времени.
В ХIХ веке много говорили об уважении к памятникам прошлого. Тогда же Преображенскую церковь «приодели» под каменную: обшили снаружи досками, побелили извёсткой, а все лемеховые покрытия обили жестью. Кондовые доски сохранились, а лемех на куполах потом пришлось сменить, его испортила ржавая вода от гвоздей. В 1982 году провели реставрацию, разобрали и заменили обветшавшие элементы.
Покровская церковь построена в 1764 году, имеет 9 глав. Это многоглавый восьмерик, стоящий на четверике.
Ещё один тип сооружений – колокольня – ставшая с ХVII века неотъемлемой частью каждого храмового комплекса. Первоначально колокола размещались в звонницах на самих храмах. Увеличение количества и веса колоколов привело к выделению звонниц в самостоятельные постройки. Колокольня в Кижах построена в 1874 году.
Сейчас в Кижах музей под открытым небом, сюда свезли со всей округи десятки разных строений. Есть ветряная и водяная мельница, крестьянские избы и амбары. Бревенчатые часовни ХVII, ХVIII веков. Древнейшая из доживших до наших дней северная деревянная церковь Лазаря Муромского (из Мурома). Считается построенной в 1390 году. Музей народного зодчества здесь стали создавать с 1951 года.
МУЗЕИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Срок жизни деревянного здания не долог. При благоприятных условиях церковь живёт до 400 лет. Солнце, ветер, перепады температуры, дожди и снег, грунтовые воды, химическое загрязнение воздуха – всё это сокращает жизнь строений. Первые христианские храмы напоминали избы. Их называли клетскими, от слова «клеть», которая составляла основу избы. Деревня называется так потому, что все строения в ней были деревянными.
Музеи под открытым небом как метод сохранения памятников деревянного зодчества
1. Памятник, перевезённый в музей, имеет гарантию дальнейшего существования.
2. Перевозка памятника и связанная с ней полная его разборка позволяет сделать полноценную реставрацию. Все срубы можно поставить на каменные фундаменты с гидроизоляцией, что намного продлит срок жизни памятников и сократит расходы в дальнейшем на ремонт.
3. Памятники, перевезённые в музей, находятся под постоянным техническим уходом: текущий ремонт, антисептирование, сооружение специального пожарного водопровода.
Музеи такого рода есть во многих странах: в Голландии, Дании, Норвегии, Финляндии, Румынии, Чехословакии, на Кубе, в Латвии, Эстонии.
Первый музей под открытым небом в России создан в 1927 году в селе Коломенском.
В ХII веке вблизи Новгорода существовало село с названием Витославицы. Сейчас это музей старинных построек, собранных с новгородчины. Площадь музея 50 га. Избы кажутся жилыми. Выложены поленницы дров, огороды засажены, палисадники ухожены.
В Суздаль в 1960 году была привезена из села Глотово Юрьев- Польского района деревянная Никольская церковь ( 1766 года) - редкий образец древних "клетских" храмов, наиболее близких рядовой избе. Глотовская церковь положила начало создания в Суздале музея деревянного зодчества. Свезённые в заречную часть города из различных мест Владимирской области крестьянские избы, церкви, ветряные мельницы и другие постройки воссоздают облик деревни прошлых эпох.
Чаще всего такие музеи создаются в лесопарковых зонах, где бывает много людей и где можно удобно расположить архитектурную экспозицию.
Первенцем и эталоном для многих музеев стал шведский музей Скансен в Стокгольме, основанный в 1891 году. На 30 гектарах собрано свыше 250 самых различных зданий и сооружений. Шведский музей Скансен - это парк - музей, здесь расположена Швеция в миниатюре. Есть Швеция ХiVв., ХVв., ХVIIв. и ХIХв. Сюда свезены крестьянские хутора, избы, мастерские дворянские усадьбы. Всё это действует, здесь работают люди, одетые в одежду своего времени. Хуторяне гонят стадо коз, купец в своей лавке, в мастерских работают ремесленники. Там есть всё : и церковь, и школа, и почта, и аптека. Здесь пекут хлеб и готовят национальные блюда, стригут овец; работают гончары, стеклодувы, ювелиры, сапожники. Поэтому этот музей - любимое место отдыха стокгольмцев.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, служащая основанием купола.
Бочка – форма покрытия в виде двух округлых скатов, сходящихся кверху под конёк.
Брус – бревно, обтёсанное с двух, трёх или четырёх сторон.
Венец – один горизонтальный ряд брёвен, связанный в углах врубками.
Взвоз – наклонный деревянный помост для въезда на второй этаж хозяйственной части жилого дома.
Волоковое окно – окно, вырубавшееся в двух смежных брёвнах (на полбревна вверх и вниз), закрывавшееся изнутри доской задвижкой.
Восьмерик – восьмигранный сруб.
Врубка – способ соединения брёвен; основные типы: «в обло» (с остатком), «в лапу» (без остатка), «в реж» (в четверть бревна – с просветами).
Красный угол (передний, большой, святой) – духовный центр избы, обращён к юго – востоку и является олицетворением зари. Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы, украшенные ткаными и вышитыми полотенцами.
Крещатая бочка – одна из форм деревянного покрытия четвериковых срубов в виде двух бочек, соединённых под прямым углом.
Куб – одна из форм деревянного покрытия (кубоватая кровля) четвериковых или восьмериковых срубов.
Курица – элемент безгвоздевой кровли из ствола ели с ответвлением одного из корней, образующим крюк; крепится в слегах и держит «поток» («водотечник»).
Кремль – обозначение цитадели, крепости древнерусских городов; до ХVI столетия более употребительным был термин «детинец».
Лемех – деревянные дощечки, употребляемые, подобно черепице, для покрытия глав, шеек, шатров, бочек, кокошников и других элементов кровель («чешуйчатое обивание»); встречаются три вида декоративного завершения лемеха: ступенчатое («городчатое»), треугольное и округлое.
Охлупень (шелом, конёк) - выдолбленное снизу бревно, прикрывающее стык тёса на коньке кровли; конец охлупня, выходивший на фасад дома, украшался изображением коня или птицы.
Пластина (плаха) – половина расколотого или распиленного вдоль бревна, употреблявшегося для настила полов, потолков, взвозов.
Подклет (подклеть) – нижний этаж деревянного здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.
Посад – торгово-ремесленное поселение около стен феодального города.
Прируб – сруб, прирубаемый к основному.
Причелина – доски на фронтоне деревянной постройки, обычно украшенные резьбой, прикрывающие торцы слег тесовой кровли и предохраняющие их от намокания.
Терем – верхнее светлое помещение в жилом доме.
Тёс (тесины) – деревянные доски, получаемые путём раскалывания бревна вдоль с помощью клиньев с последующей обтёской специальным топором – теслом.
Хоромы – комплекс деревянных строений, связанных между собой сенями и переходами.
Шатёр – крутое многоскатное или коническое покрытие.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гольдштейн А.Ф. Зодчество.- М., 1979 г.
2. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры.- М., 1984 г.
3. Осетров Е.И. Живая древняя Русь.- М., 1976 г.
4.Бусеева – Давыдова И. Каменное зодчество Древней Руси.- М., 1989г.
5.Лапшина Т.И. Суздаль.- М.: Планета, 1989г.
6.Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная.- М., 1981г.