Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

Программные задачи раздела «Величина» (младшая группа).

ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА(ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ)

Представление о понятиях "большой", "маленький", "высокий", "низкий".

Умение сравнивать практически и на этой основе различать большие и маленькие, высокие и низкие предметы.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА( ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

Представление о понятиях "большой", "маленький", "высокий", "низкий".

Умения:

сравнивать предметы по величине и обозначать словами "больше" - "меньше" результат сравнения, обозначать словами "большой", "маленький" величину предметов;

различать и показывать высокие и низкие предметы, высоту своего тела, сравнивать по высоте, показывать результат сравнения и использовать адекватно ситуации слова "выше", "ниже".

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

Представление о параметрах величины (длина, ширина, высота) и соответствующих им величинных характеристиках объектов окружающего мира (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий, большой, маленький).

Умения:

называть величинные характеристики ("длинный", "короткий", "низкий", "высокий", "широкий", "узкий", "толстый", "тонкий", "большой", "маленький") и показывать параметры величины предмета (длина, ширина, высота), толщину и величину в целом;

сравнивать предметы по параметрам величины (длина, ширина, высота), по толщине и величине в целом наложением, приложением; обозначать результат сравнения словами "длиннее - короче", "шире - уже", "выше - ниже", "толще - тоньше", "больше - меньше";

строить упорядоченные (сериационные) ряды из 3 - 5 предметов;

группировать предметы по параметрам величины.

Предварительная работа

Маленькие дети в процессе игр, самостоятельной и специально организованной деятельности начинают выделять величину как пространственный признак предмета.

В процессе реализации содержания образовательного ком­понента «Величина» используются следующие алгоритмы обучения:

• сравнение объектов по параметрам величины;

• построение сериационного ряда из 3—5 объектов.

Алгоритм обучения сравнению объектов по пара­метрам величины. До трех лет ребенок воспринимает ве­личину недифференцированно, то есть не выделяя отдель­ных параметров величины (длины, ширины, высоты). При сравнении он называет все объекты большими или малень­кими.

Последовательность ознакомления:

Длина - ширина – высота- толщина - величина (размер)

Для обучения выделению параметров и сравнению по ним используется специально подготовленный дидакти­ческий материал — разноцветные полоски, плоские изобра­жения различных предметов, разноцветные геометрические фигуры разной величины. Данный материал может исполь­зоваться для сравнения по величине приемами наложения и приложения.

Особенности наглядного материала. К дидактическим полоскам и плоским изображениям предъявляются следующие требования:

полоски должны отличаться только тем параметром величины, с которым педагог знакомит воспитанников. Если знакомим с длиной, то длина у полосок должна быть разной, а ширина — одинаковой. Если знакомим с шириной, то ширина должна быть разной, а длина — одинаковой. Если два изображения надо отличить по высоте, то ширина изображений должна быть одина­ковой. Если сравнение будет проводиться по величине в целом, то изображения (фигуры) должны отличаться по всем параметрам;

• искомый параметр должен быть четко виден (длина должна превышать ширину в 2 раза);

• размерная разница в изображениях и параметрах по­лосок должна составлять 1/5 большей величины;

• полоски, изображения и фигуры должны быть разно­цветными, чтобы при наложении не произошло слияние цвета и чтобы ребенку легче было описать результат сравнения, отношения между объектами по величине.

Длина: ленты, веревки, шнурки, полоски, лыжи, дорожки и др.

Ширина: ленты, полоски, дорожки, ручейки и др.

Высота: дома, башни, деревья, люди и др.

Толщина: палки, карандаши, деревья и др.

 

Обучение должно носить практико-ориентированный ха­рактер, то есть сравнение по параметрам величины или по величине в целом должно быть способом ответа на ситуа­цию выбора, значимую для персонажа занятия или для са­мого ребенка, а не сравнение ради сравнения.

Алгоритм (методика) обучения:

1. Предъявляем персонаж (персонажи), объекты для срав­нения (полоски) и создаем проблемную ситуацию. Напри­мер, пришли куклы — Аня и Соня. Принесли ленты. Аня хочет взять ту ленту, которая длиннее, а Соня хочет взять ленту покороче. Но они не знают, кому какую взять. Надо им помочь.

2. Выявление искомого параметра, его показ. Рассматри­ваем одну полоску. Задаем вопрос: «Какого цвета?» (Крас­ного.) Показываем длину (проводим пальцем или рукой слева направо) и говорим: «Вот длина ленты, вот она какая длинная». Просим нескольких вос­питанников показать длину, сказать «длинная», «длина». Те же действия проводим со второй полоской (желтой).

3. Сравнение полосок, определение размерных отноше­ний. Предлагаем сравнить ленты по длине. Показываем и объясняем способ наложения (положить одну полоску на другую, соединив один край (левый)). Задаем вопросы: «Красная полоска длиннее или короче желтой?», «Кому какую отда­дим? Почему?».

Аналогично проводим сравнение по другим параметрам и по величине в целом. Ширина показывается движениями сверху вниз (или снизу вверх), высота — только движением снизу (от основания) вверх (до вершины), толщина — све­дением и разведением пальцев или рук по горизонтали, величина в целом (большой, маленький) показывается кру­говыми движениями пальцев, рук, ног. Важно, чтобы дети почувствовали, что параметры величины — это протяжен­ности, поэтому движения рук, пальцев должны прослеживать эту протяженность.

 

Фрагмент 1:

Программная задача: дать понятия «длинный — короткий».

Наглядный материал: две ленты одного цвета, одинаковой ширины, контрастность длины примерно в 3 раза.

— Что это? — Какого цвета ленты? — Чем ленты отличаются?

— Посмотрите, эта лента длинная, эта лента короткая.

Воспитатель проводит рукой вдоль лент. Дети следят глазами, затем проводят рукой сами и проговаривают новые термины.

— Какая эта лента? -А эта?— Покажи длинную ленту.

— Покажи короткую ленту.

Фрагмент 2:

Программные задачи: дать понятия «длиннее — короче». По­вторить понятия «один — много».

Наглядный материал:

демонстрационный: две полоски разного цвета и длины, оди­наковой ширины на фланелефафе;

раздаточный: у детей на столах по две разные полоски и гри­бы (игрушечные или нарисованные).

Организация: дети за партами.

Ход:

I. Работа с демонстрационным материалом.

— Что это? — Какие? Чем отличаются?

— Когда сравнивают, говорят: «красная полоска длиннее си­ней». Повторите.

— Про это можно сказать по-другому: «синяя полоска коро­че красной».

— Повторите.

Замечание: на вопрос «какой по длине?» дети отвечают «длинный, короткий». При сравнении говорят «длиннее, коро­че», не проглатывая окончания предложения. Взаимно обратные отношения «длиннее — короче» даются одновременно. Проговаривание терминов сопровождается проведением пальчиком или рукой вдоль протяженности.

II. Работа с раздаточным материалом

— Покажите длинную полоску. — Покажите короткую полоску.

— Сравните их по длине. Скажите, какая длиннее, какая короче.

— На короткую полоску поставьте один гриб, а на длинную полоску — много грибов. — Расскажите, сколько грибов куда поставили.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.