Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа
Форма проведения занятия: реферативный семинар
Цель занятия: Дать характеристику современным средствам поражения.
План проведения занятия:
1. Современные региональные и глобальные конфликты, их природа и масштабы.
2. Оружие массового поражения и его краткая характеристика.
3. Ядерное оружие, виды ядерных взрывов. Поражающие факторы
ядерного взрыва.
4. Химическое и биологическое оружие и их особенности.
5. Обычные средства поражения.
Методические указания студентам по изучению темы: При ответах на вопрос необходимо дать развернутую характеристику: природа и масштабы конфликта, сравнительный анализ, конкретные цифры и факты по каждому виду оружия, поражающие действия, их отличительные особенности и т.д. Подготовить реферативное выступления на семинаре по каждому вопросу.
Тема № 7: Планирование, организация и проведение спасательных
и других неотложных работ при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций
Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа.
Форма проведения занятия: практическое занятие
Цель занятия: Приобрести практические навыки и умения по принятию решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
План проведения занятия:
Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Основы организации спасательных и других неотложных работ и способы их ведения.
Осуществление оповещение населения и приведение формирований в готовность.
Действия формирований по сигналам ГО.
Обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Оценка необходимых объектов спасательных и других неотложных работ.
Определение состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Методические указания студентам по изучению темы: В начале занятия будет произведен письменный опрос студентов по выносимым проблемам, затем приступим к обсуждению вопросов для закрепления навыков и умений по организации работ при чрезвычайных ситуаций.
Тема №8: Подходы к управлению БЖД. Правовые основы управления БЖД
Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа.
Форма проведения занятия: семинарское занятие.
Цель занятия: Сформировать знания студентов в области управления БЖД, его правовой основы.
План проведения занятия:
1. Подходы к управлению БЖД (системный, детерминистский, нормативный).
2. Правовые основы управления экологической безопасностью.
3. Правовые основы управления безопасностью труда.
4. Правовые основы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: Обратить внимание на изучение особенностей в области управления безопасности жизнедеятельности по указанным проблемам.
Список рекомендуемой литературы
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В.Белова, 5-е изд. - М.: Высш.школа, 2005. – 606 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для средних проф.учеб. заведений/ Под ред. С.В.Белова, 5-е изд. Испр. И доп. - М.: Высш.школа, 2006. – 424 с.
3. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. Учеб. Пос. для вузов. –М.: ИКФ «Каталог», 2003. –344с.
4. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.
5. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Часть 1,2. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М.: Маркетинг, 1999.- 303с.
6. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие для вузов/Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н.Роева и др.; Под ред. Л.А.Муравья. – М.:Юнити-Дана, 2000.
7. Ярочкин, В. И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. –М.: Ось-89, 2000.
8. Гринин, А. С., Новиков, В. Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. – М.:Фаир-Пресс, 2000.
Дополнительная литература:
1. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. – М.: Деловой экспресс, 2004. – 352с.
2. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 г. – М.: ООО «МультиМедиаТехнологии и дистанционное обучение», 2005. – 172с.
3. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 г. – М.: Гос. Центр эколог. Программ, 2004г. – 144с.
4. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002.
6. Козьяков А.Ф. Приложение к журналу БЖД. 2005, №8.
7. Надежность технических систем и техногенный риск/Под ред. М.И.Фалеева. – М.:ЗАО ФИД «Деловой экспрерт», 2002. – 368с.
8. Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации в 2001 г. и меры по их улучшению (Нац.докл.). – М.:ВЦОТ, 2002. – 11с.
9. Совершенствование системы охраны труда на основе концепции профессионального риска/Э.М.Соколов, В.В.Ветров, Е.И.Захаров, И,В.Панферова. – Тула: Тул.гос. ун-т, 1999.
10. Русак, О. Н. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие. – СПб.: МАНЭБ, 1998 - 320с.
11. Мошкин, В., Лысаков, И. Средства самозащиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. -№10. –С.17-21.