Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация чрезвычайных ситуаций



 

Критерий Кол-во пострадавших (чел.) Нарушены условия жизне-деятель-ности (чел.) Матери-альный ущерб (тыс. МРОТ*) Зона ЧС не выходит за пределы Ликвидация осуществляется силами и средствами
Локальная ЧС Не более 10 Объекта производствен-ного или социального назначения Предприятий, учреждений и организаций
Местная ЧС 10—50 100—300 1—5 Населенного пункта, района, города Органов местного самоуправления
Территориальная ЧС 50—500 300—500 5—5000 Субъекта РФ Органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС
Региональная ЧС 50—500 500—1000 500—5000 2-х субъектов РФ Органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС
Федеральная ЧС Свыше 500 Свыше 1000 Свыше 5000 2-х субъектов РФ Органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС
Трансграничная ЧС       Выходит за пределы РФ По решению Правительства РФ в соответствии с нормами права

* МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

 

Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть:

§ стихийные бедствия — чрезвычайные ситуации природного происхождения;

§ аварии и катастрофы вследствие нарушения технологического процесса, превышения сроков эксплуатации техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации – чрезвычайные ситуации техногенного происхождения;

§ загрязнение мирового океана и атмосферы, деградация почв, опустынивание и обеслесение, изменение климата – чрезвычайные ситуации экологического происхождения;

§ эпидемии, войны, общественные беспорядки, террористические акты – чрезвычайные ситуации социального происхождения.

Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС – это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи, как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.

Ликвидацией чрезвычайных ситуаций занимается Министерство Российской Федерацией по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций. К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны РФ, Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.). В главе I закона "Общие положения" разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности информации о ЧС. Глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ; глава III — принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС; глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС; глава V связана с подготовкой населения к ЧС; глава VI — с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; глава VII — с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области; глава VIII посвящена международным договором по защите от ЧС.

Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях составляют отдельные разделы законов «О безопасности», «О военном положении», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «Об охране окружающей среды».

Подзаконные акты исполнения по ЧС включают в себя целый ряд Постановлений Правительства, Положений и Правил Госгортехнадзора, приказов МЧС и Госгортехнадзора. Следует отметить Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Подзаконные нормативные акты по ЧС представлены, прежде всего, системой стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (БЧС), включающей в себя 11 групп стандартов:

§ 0 группа – Основополагающие стандарты.

§ 1 группа – Стандарты в области мониторинга и прогнозирования.

§ 2 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства.

§ 3 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности населения.

§ 4 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов.

§ 5 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений.

§ 6 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения.

§ 7 группа – Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения.

§ 8 группа – Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.

§ 9 группа - Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей.

§ 10, 11 группы – Резерв.

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. В положении определена система мер предупреждения ЧС, организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действий в ЧС.

 

ГЛАВА 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.