Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

№ п/п Индикатор Описание
Раздел 1. Общая характеристика бюджетного процесса
Наличие базового закона о бюджетном процессе Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года вступил силу с 1 января 2009 года, действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на всех физических и юридических лиц. Регулирует бюджетные, межбюджетные отношения, устанавливает основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан.
Структура (количество уровней) бюджетной системы В Республике Казахстан функционируют три уровня бюджета: республиканский бюджет; областные бюджеты (14) и бюджеты гг. Астаны и Алматы; бюджеты районов и бюджеты городов областного значения.
Применение методов резервирования бюджетных средств (стабилизационные фонды, резервные фонды, фонды будущих поколений) С 2000 года в Республике Казахстан функционирует Национальный фонд, предназначенный для обеспечения социально-экономического развития государства, в который поступают прямые налоги от нефтяного сектора экономики и поступления от приватизации государственного имущества, от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения. Национальный фонд Республики Казахстан выполняет сберегательную и стабилизационную функции. Национальный фонд Республики Казахстан расходуется в виде гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан определяется в абсолютном фиксированном значении и утверждается законом Республики Казахстан. Министерство финансов с согласованием с Национальным Банком Республики Казахстан на основе прогноза по поступлениям в республиканский бюджет и остатков бюджетных средств на контрольном счете наличности республиканского бюджета определяет необходимые суммы гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет в рамках его объема на текущий финансовый год, утвержденного законом о республиканском бюджете. Для финансирования незапланированных расходов в силу их непредвиденности в составе республиканского и местных бюджетов образуются резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов. Резервы используются на: ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан и на оказание официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан другим государствам; устранение ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей; исполнение обязательств по решениям судов; покрытие дефицита наличности бюджетов нижестоящего уровня.
Закрепление в бюджетном законодательстве базовых международных принципов организации бюджетного процесса Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах: 1) единства (применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан); 2) полноты (отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам); 3) реалистичности (соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития, стратегических планов государственных органов); 4) транспарентности (обязательное опубликование бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации); 5) последовательности (соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений); 6) результативности (разработка и исполнение бюджета, направленного на достижение результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов); 7) самостоятельности бюджета (установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования); 8) преемственности (планирование бюджета, основанного на прогнозах социально-экономического развития, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов); 9) обоснованности (планирование бюджета на основе нормативных документов); 10) своевременности (своевременное планирование и исполнение бюджета); 11) единства кассы (зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте). Единый казначейский счет открывается в Национальном Банке Республики Казахстан в национальной валюте для централизованного осуществления переводных операций и ведения их учета; 12) эффективности (разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучших результатов с использованием предусмотренного объема бюджетных средств или достижения результатов с использованием меньшего объема бюджетных средств); 13) ответственности (принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение показателей результатов и обеспечение ответственности государственных органов); 14) адресности и целевого характера бюджетных средств (направление и использование бюджетных средств государственными органами на достижение показателей результатов).
Применение стандартов качества бюджетных услуг Государственные органы оказывают отдельные функции, направленные на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, носящие индивидуальный характер и осуществляемые по обращению физических и юридических лиц. Государственная услуга оказывается в рамках стандартов и регламентов государственных услуг на платной или бесплатной основе. Реестр государственных услуг определяет Правительство Республики Казахстан.
Применение показателей результативности Для решения стратегических целей и задач, сформулированных в стратегическом плане государственного органа разрабатываются бюджетные программы. Бюджетная программа определяет направление расходов бюджета. Бюджетная программа для оценки ее реализации должна содержать показатели прямого и конечного результатов, а также показатели качества и эффективности. Прямой результат - количественная характеристика объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг в пределах предусмотренных бюджетных средств, достижение которых полностью зависит от деятельности организации, осуществляющей данные функции, полномочия или оказывающей услуги. Конечный результат - целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, деятельностью других государственных органов.  
Применение методов стратегического планирования Стратегическое планирование определяет следующие документы: стратегия «Казахстан – 2030, Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»4 ежегодные послания Главы государства, многолетние программы развития отдельных отраслей. С 2009 года разрабатываются стратегические планы государственных органов, которые утверждаются каждые три года на пятилетний период. Стратегический план государственного органа определяет стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности государственного органа. Для реализации стратегического плана государственный орган разрабатывает операционный план. Операционный план представляет собой документ, содержащий конкретные действия государственного органа в текущем финансовом году, увязанные по ресурсам, ответственным исполнителям и срокам осуществления мероприятий по достижению целей, задач и показателей результатов стратегического плана.
Раздел 2. Формирование бюджета
Даты начала и окончания финансового года Финансовый год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года.
Применение годового или среднесрочного бюджетного планирования (срок, метод) До 2009 года применялось традиционное годовое бюджетное планирование. С 2009 года введено трехлетнее бюджетное планирование на скользящей основе.
Продолжительность процесса составления проекта бюджета и соблюдение графика Процесс составления проекта республиканского (местного) бюджета включает в себя следующие этапы: 1) разработка проекта Прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан (региона) и его одобрение Правительством Республики Казахстан (местным исполнительным органом); 2) разработка проектов стратегических планов центральных государственных (местных исполнительных) органов, бюджетных заявок (до 15 мая и их рассмотрение Республиканской бюджетной комиссией (бюджетной комиссией нижестоящего бюджета); 3) разработка проекта закона о республиканском бюджете (решения маслихата о местном бюджете не позднее 1 октября текущего года) не позднее 1 августа текущего года.
Наличие ежегодных посланий и других документов стратегического характера, предшествующих годовому бюджетному процессу Подготовка бюджета основана на ежегодных посланиях Главы государства, программах развития отдельных отраслей, государственных программах, стратегических планах государственных органов.
Применение среднесрочного макроэкономического прогнозирования (используемый вариант, число корректировок в течение года) В целях установления взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования ежегодно разрабатывается прогноз социально-экономического развития на скользящей основе на пятилетний период. Прогноз социально-экономического развития содержит: прогноз макроэкономических показателей, прогноз социальных параметров, тенденции, приоритеты, целевые индикаторы и показатели социально-экономического развития; прогноз бюджетных параметров на три года (основные направления налогово-бюджетной политики, прогнозируемые объемы расходов государственных органов).
Орган исполнительной власти, наделенный полномочиями составления бюджета и полнота его компетенции Министерство финансов является органом, уполномоченным за составление и исполнение бюджета. В его полномочия входят разработка проекта республиканского бюджета и проектов внесения изменений в бюджет (уточнение бюджета), формирование перечня бюджетных программ, определение порядка составления бюджетных заявок, осуществление бюджетного мониторинга, определение порядков ведения бюджетного учета и составления и представления отчетности, проведение оценки эффективности деятельности государственных органов по управлению бюджетными средствами.
Применение методов единого/раздельного бюджетного планирования (доходов и расходов, инвестиционных и текущих расходов) Используется метод единого планирования доходной и расходной части бюджета. Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов. В целом бюджетный процесс осуществляется на основе единой бюджетной классификации. Единая бюджетная классификация (ЕБК) является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Единую бюджетную классификацию составляет Министерство финансов, как орган, уполномоченный за планирование бюджета. Классификацией поступлений бюджета ЕБК является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам (по экономическим признакам, по их источникам и видам). Функциональной классификацией расходов бюджета ЕБК является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов. Экономической классификацией расходов бюджета ЕБК является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.
Форма подготовки проекта бюджета (единый акт/несколько актов об ассигнованиях) Бюджет готовится в форме единого акта, включающей доходной и расходной части бюджета. Республиканский бюджет на соответствующий год и на плановый период утверждается законом Республики Казахстан. Текст проекта закона о республиканском бюджете должен содержать на очередной финансовый год: - объемы доходов, поступления трансфертов, затрат, чистого бюджетного кредитования, сальдо по операциям с финансовыми активами, дефицита (профицита), финансирования дефицита (использования профицита); - минимальные размеры заработной платы, пенсии, размер месячного расчетного показателя, прожиточного минимума и государственной базовой пенсионной выплаты; - объемы бюджетных изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет; - объемы бюджетных субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в местные бюджеты; - объем гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан; - размер резерва Правительства Республики Казахстан; - лимит предоставления государственных гарантий Республики Казахстан; - лимит предоставления поручительств государства; - лимит правительственного долга; - лимит концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан и др. Местный бюджет на соответствующий год и на плановый период утверждается решениями маслихатов.
Наличие документов, разъясняющих проект бюджета Одновременно с проектом закона о республиканском бюджете представляются следующие документы и материалы: 1) прогноз социально-экономического развития республики; 2) проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы центральных государственных органов; 3) данные о состоянии государственного и гарантированного государством долга; 4) пояснительная записка, раскрывающая решения, заложенные в проекте республиканского бюджета.
Раздел 3. Утверждение бюджета законодательным органом
Полномочия палат законодательного органа при рассмотрении и утверждении проекта закона о бюджете Парламент путем раздельного заседания палат (последовательного рассмотрения сначала в Мажилисе, а затем в Сенате) одобряет республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения.
Продолжительность рассмотрения законодательным органом проекта бюджета Проект закона о республиканском бюджете вносится Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому. Закон о республиканском бюджете принимается Парламентом Республики Казахстан до 1 декабря года, предшествующего плановому.
Право Правительства (Главы государства) заблокировать поправки, вносимые в бюджет законодательным органом Поправки депутатов, предусматривающие сокращение доходной части или увеличение расходной части республиканского бюджета в целом, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Заключение Правительства формируется с учетом предложений Республиканской бюджетной комиссии.
Принятие законодательным органом законов о внесении изменений в бюджет текущего года (регулярное/нерегулярное) Внесение изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете осуществляется в форме уточнения бюджета на основании предложений Правительства или депутатов Парламента Республики Казахстан. Уточнение бюджета производится регулярно, не менее одного раза в год. В 2010 году уточнение республиканского бюджета происходило дважды (в марте и октябре). Уточнение местного бюджета по инициативе местного исполнительного органа допускается не чаще одного раза в квартал в течение текущего финансового года. Уточнение областного бюджета, бюджетов городов Астаны и Алматы, районов (городов областного значения) в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений соответствующего местного исполнительного органа и (или) депутатов маслихата.
Раздел 4. Исполнение бюджета, учет и отчетность
Наличие единого счета бюджета или множественных бюджетных счетов В Национальном Банке Республики Казахстан в национальной валюте Министерству финансов, как уполномоченному органу по исполнению бюджета открывается единый казначейский счет для централизованного осуществления переводных операций и ведения их учета. На единый казначейский счет зачисляются в полном объеме поступления в бюджет в денежной форме. Единый казначейский счет включает остатки денег контрольных счетов наличности. Контрольные счета наличности открываются государственным учреждениям Министерством финансов.  
Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета и полнота обеспечиваемого им охвата бюджетной системы Кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляет органы казначейства (Комитет казначейства и департаменты казначейства), в функции которых входят: - организация исполнения республиканского бюджета; - обслуживание местных бюджетов, в том числе счетов государственных учреждений; - составление сводного плана финансирования и внесение в него изменений; - зачисление поступлений на единый казначейский счет; - регистрация договоров государственных учреждений; - проведение платежей и переводов в национальной или иностранной валюте по обязательствам государственных учреждений др.
Возможность превышения потолков (лимитов) бюджетных ассигнований на уровне министерств (ведомств) Министерства не могут самостоятельно превышать установленные потолки бюджетных ассигнований. Решение об увеличении ассигнований, утвержденных законом о республиканском бюджете принимается Республиканской бюджетной комиссией и утверждается законом о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете. Рабочим органом Республиканской бюджетной комиссии является Министерство финансов.
Возможность перераспределения бюджетных средств по статьям бюджета Администраторы бюджетных программ вправе самостоятельно вносить изменения в планы финансирования по обязательствам и платежам, касающиеся специфик экономической классификации расходов и подпрограмм бюджетных программ и не изменяющие годовые и помесячные объемы расходов по бюджетной программе. Необходимые администраторам бюджетных программ изменения помесячных объемов расходов по бюджетной программе осуществляются через уполномоченный орган по исполнению бюджета. Изменения годовых объемов расходов по бюджетным программам осуществляется через Парламент Республики Казахстан. Местным исполнительным органам запрещается перераспределять суммы местных бюджетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет целевых трансфертов на развитие из вышестоящего бюджета в пределах одной бюджетной программы на расходы, связанные с увеличением сметной стоимости бюджетного инвестиционного проекта, а также на финансирование новых бюджетных инвестиционных проектов. В случае образования экономии бюджетных средств по бюджетным инвестиционным проектам в рамках одной бюджетной программы (подпрограммы) и в пределах одной области, городов Астаны и Алматы, одного района (города областного значения), за исключением вышеуказанного случая, осуществляется перенос сумм между местными бюджетными инвестиционными проектами: местными исполнительными органами областей, городов Астаны и Алматы по согласованию с администратором республиканских бюджетных программ без рассмотрения Республиканской бюджетной комиссией; местными исполнительными органами районов (города областного значения) по согласованию с местным исполнительным органом области без рассмотрения соответствующей бюджетной комиссией.
Бюджетный мониторинг и оценка результатов Бюджетным мониторингом является регулярный и систематический сбор, отслеживание и анализ показателей исполнения бюджета, осуществляемые с целью выявления причин несвоевременного принятия обязательств, несвоевременного проведения платежей по бюджетным программам, составления прогнозов исполнения поступлений и расходов бюджета. Бюджетный мониторинг осуществляется администраторами бюджетных программ, Министерством финансов и на местном уровне управлениями финансов. Оценкой результатов является комплексная и объективная оценка влияния деятельности государственного органа на развитие экономики страны или региона, отдельно взятой отрасли (сферы) экономики, общества, анализ достижения показателей результатов деятельности государственного органа на основании оценки реализации стратегического плана и бюджетных программ. Оценку результатов осуществляют администраторы бюджетных программ и государственные органы, уполномоченные Президентом Республики Казахстан. При проведении оценки результатов используется информация неправительственных организаций (общественных объединений) о качестве предоставления государственных услуг, полученной на основании опроса их получателей.
Метод бухгалтерского учета, применяемый при исполнении бюджета Система бюджетного учета построена на кассовом методе учета, которая представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об операциях с единого казначейского счета и счетов государственных учреждений.
Периодичность отчетов об исполнении бюджета Отчеты об исполнении бюджета составляются ежемесячно, ежеквартально и по итогам года. Отчет об исполнении бюджета отражает утвержденный, уточненный, скорректированный бюджеты, принятые, неоплаченные обязательства, исполнение поступлений бюджета и (или) оплаченные обязательства по бюджетным программам. Министерство финансов ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, представляет отчеты об исполнении государственного, республиканского и местных бюджетов в Правительство Республики Казахстан, Министерство экономического развития и торговли и Комитет финансового контроля, ежеквартально - в Администрацию Президента Республики Казахстан, отчет об исполнении республиканского бюджета - в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Министерство финансов не позднее 25 марта составляет и представляет годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за прошлый год в Правительство Республики Казахстан, Министерство экономического развития и торговли и органы государственного финансового контроля. Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за прошлый год представляется Правительством Республики Казахстан ежегодно не позднее 20 апреля в Парламент Республики Казахстан и Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. При этом Министерство финансов обеспечивает координацию работы администраторов бюджетных программ при рассмотрении годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан. После обсуждения в Мажилисе и Сенате Парламента Республики Казахстан годовые отчеты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета утверждаются на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан.
Состав отчетных документов, предоставляемых правительством законодательному органу одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета состоит из: 1) отчета об исполнении республиканского бюджета за соответствующий финансовый год, представляющего собой данные об исполнении показателей республиканского бюджета; 2) аналитического отчета об исполнении республиканского бюджета по поступлениям, выполнении республиканских бюджетных программ на основе проведенных бюджетного мониторинга и оценки результатов, а также о результатах анализа достижения результатов, целей и решения задач стратегических планов государственных органов; 3) пояснительной записки.
Раздел 5. Система государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственного финансового контроля в целях выявления, устранения и недопущения нарушений объектами контроля бюджетного и иного законодательства. 2. Государственный финансовый контроль подразделяется на: 1) внутренний и внешний государственный финансовый контроль в зависимости от органа, который его осуществляет; 2) проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета.
Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (высший орган государственного финансового контроля, осуществляющий внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту); 2) ревизионные комиссии маслихатов (осуществляют внешний государственный финансовый контроль на местном уровне); 3) Комитет финансового контроля Министерства финансов (осуществляют внутренний государственный финансовый контроль на республиканском уровне); 4) службы внутреннего контроля центральных государственных органов; 5) службы внутреннего контроля на местном уровне.
Типы и виды государственного финансового контроля Типы государственного финансового контроля: 1) контроль на соответствие (оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного и иного законодательства); 2) контроль финансовой отчетности (оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля); 3) контроль эффективности (оценка, проводимая в том числе на основе контроля на соответствие и финансовой отчетности, достижения государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, реализации государственных и бюджетных программ и т.д.). Виды государственного финансового контроля: 1) комплексный контроль (контроль и оценка деятельности объектов контроля по всем вопросам за конкретный период); 2) тематический контроль (контроль и оценка деятельности объекта контроля по отдельным вопросам за конкретный период); 3) встречный контроль (контроль третьих лиц, который проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом контроля в рамках проверяемого вопроса); 4) совместный контроль (контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами).
Документы, подтверждающие проведения государственного финансового контроля Акт контроля (документ, составленный органами государственного финансового контроля по результатам контроля); отчет об итогах контроля (документ, составленный органами государственного финансового контроля о результатах проведенной работы по контролю за определенный период времени); постановление (документ, принимаемый Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионной комиссией маслихата); заключение (документ Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионной комиссии маслихата); представление (обязательный для исполнения документ органов государственного финансового контроля).
Заключение высшего органа, осуществляющего внешний контроль по отчету об исполнении бюджета Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета представляет для рассмотрения и утверждения в Парламент Республики Казахстан и информации в Правительство Республики Казахстан не позднее 15 мая текущего года отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету Правительства Республики Казахстан.
Наличие закрепленной в закона процедуры, обеспечивающей выполнение организациями сектора государственного управления рекомендаций, предписаний и т.д., которые выданы высшим органом внешнего аудита При утверждении годового отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Парламент вправе вынести решение о необходимости принятия Правительством, центральными государственными органами, соответствующих мер по результатам исполнения республиканского бюджета. Счетный комитет принимает постановления и направляет представления в государственные органы, организации и должностным лицам об устранении недостатков в работе, связанной с исполнением республиканского бюджета, а в правоохранительные органы – по вопросам привлечения к ответственности. Постановления и представления Счетного комитета должны быть рассмотрены в указанные в них сроки. О принятом по постановлению или представлению решении и о мерах его реализации соответствующий государственный орган или организация незамедлительно уведомляет Счетный комитет.
Раздел 6. Финансовые взаимоотношения между уровнями власти
Наличие децентрализованной системы управления общественными финансами; полномочия органов власти разных уровней Бюджетный процесс республиканского и местного уровней основан на принципе самостоятельности бюджета. Установлено стабильное распределение поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Взаимоотношение республиканского бюджета с областными бюджетами и бюджетами городов Астаны и Алматы в бюджетном процессе регулируются межбюджетными отношениями.
Система разделения и распределения налогов/доходов между уровнями власти Распределение налогов/налоговых доходов установлено по уровням бюджетной системы. Основными налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются: корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы на импортные товары, налоги на нефтяной сектор. Основные налоговые поступления в бюджеты областей, городов Астаны и Алматы: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, плата за эмиссии в окружающую среду, плата за лесные пользования. Налоговые поступления в бюджеты районов: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налог на имущество физических и юридических лиц, земельный налог, налог на транспортные средства.
Межбюджетные отношения, виды межбюджетных отношений Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканским, областными бюджетами, бюджетами городов Астаны и Алматы, районов (городов областного значения) в бюджетном процессе. При этом не допускаются взаимоотношения республиканского бюджета с бюджетами районов (городов областного значения) и бюджетов районов (городов областного значения) друг с другом. Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между республиканским, областными бюджетами, бюджетами городов Астаны и Алматы, районов (городов областного значения), а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных трансфертов. Межбюджетные отношения регулируются: 1) между республиканским и областным бюджетом, бюджетами Астаны и Алматы: трансфертами; бюджетными кредитами; 2) между областным и районными (городов областного значения) бюджетами: трансфертами; бюджетными кредитами; нормативами распределения доходов. Трансферты между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие. Трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия (направляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечение равных фискальных возможностей для предоставления гарантированных государством услуг в соответствии с направлениями расходов). Целевые трансферты подразделяются на целевые текущие трансферты (передаются в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера в пределах сумм, утвержденных в республиканском или местных бюджетах) и целевые трансферты на развитие (передаваются вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации бюджетных инвестиционных проектов). Бюджетные кредиты из республиканского бюджета и областных бюджетов могут предоставляться соответственно областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы и бюджетам районов (городов областного значения) на реализацию бюджетных инвестиционных проектов и в случае прогнозного дефицита наличности в течение финансового года.
Раздел 7. Планирование и осуществление бюджетных инвестиции
Бюджетные инвестиции и пути их осуществления Бюджетные инвестиции – это финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов государства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юридических лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета. Бюджетные инвестиции осуществляются посредством: 1) реализации бюджетных инвестиционных проектов; 2) софинансирования концессионных проектов; 3) участия государства в уставном капитале юридических лиц.
Формирование бюджетных инвестиционных проектов Планирование бюджетных инвестиционных проектов осуществляется в три этапа: 1) разработка инвестиционных предложений; 2) разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований (документация, содержащая сведения об основных технических, технологических и иных решениях, а также результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта) бюджетных инвестиционных проектов; 3) отбор бюджетных инвестиционных проектов на стадии разработки бюджета. Инвестиционные предложения разрабатываются администраторами бюджетных программ на стадии разработки проектов стратегических планов государственных органов.
Реализация бюджетных инвестиционных проектов Бюджетные инвестиционные проекты реализуются в соответствии с их утвержденными технико-экономическими обоснованиями. Строительная деятельность, предусматриваемая в рамках реализации бюджетных инвестиционных проектов, осуществляется в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. По инвестиционным проектам, имеющим единые технические параметры, осуществляется разработка типового проекта.
Осуществление бюджетных инвестиционных проектов постредством софинансирования из бюджета, а также участием государства в уставном капитале юридических лиц Бюджетные инвестиции, осуществляемые посредством софинансирования из бюджета концессионных проектов, реализуются на основании договора концессии. Увеличение уставных капиталов юридических лиц с участием государства в уставном капитале и увеличение уставного капитала их дочерних организаций в оплату объявленных акций юридических лиц осуществляются после государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг), подтверждаемой соответствующим свидетельством Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Раздел 8. Концессионные обязательства
Концессионные обязательства Концессионными обязательствами является совокупность прав и обязанностей сторон по сумме на определенную дату принятых и не исполненных концедентом финансовых обязательств по заключенным договорам концессии. Выполнение концессионных обязательств Правительством осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а выполнение концессионных обязательств местных исполнительных органов осуществляется за счет средств местных бюджетов. Концессионные обязательства подлежат регистрации и учету в уполномоченном органе по исполнению бюджета.
Раздел 9. Использование грантов
Связанные и несвязанные гранты Грант – это безвозмездная финансовая или техническая помощь, предоставляемая донорами государственным организациям Республики Казахстан. Гранты подразделяются на два вида: несвязанные гранты (не предусматривающие дальнейшее заимствование Правительством у донора, предоставившего грант, или софинансирование из республиканского и местных бюджетов); связанные гранты (гранты, предусматривающие дальнейшее заимствование Правительством у донора, предоставившего грант, или софинансирование из республиканского и местных бюджетов в рамках соответствующей бюджетной программы, направленной на реализацию связанного гранта). Заявки на привлечение связанных грантов представляются центральными государственными органами с учетом заявок местных представительных и исполнительных органов в Министерство экономического развития и торговли.
Раздел 10. Процесс бюджетного кредитования
Бюджетное кредитование и условия бюджетного кредитования Бюджетное кредитование представляет собой процесс, включающий процедуры принятия решения о предоставлении, использовании, обслуживании и погашении бюджетного кредита. Кредитным договором является соглашение между кредитором, администратором бюджетной программы и заемщиком, устанавливающее правоотношения сторон при предоставлении, использовании, обслуживании и погашении бюджетного кредита. Бюджетные кредиты предоставляются при отсутствии налоговой задолженности, наличии обеспечения исполнения обязательств заемщика по бюджетному кредиту, отсутствии задолженности заемщика по ранее предоставленным бюджетным кредитам. Субъектами бюджетного кредитования являются кредитор (предоставляет бюджетный кредит), администратор бюджетной программы, заемщик (получающий бюджетный кредит, могут быть специализированные организации (банки), местные исполнительные органы, иностранные государства, физические лица), конечный заемщик (получатель бюджетного кредита, предоставляемого ему специализированной организацией) и поверенный (агент). Бюджетные кредиты предоставляются до 1 года (краткосрочные), от 1-5 лет (среднесрочные), от 5-30 лет (долгосрочные). Ставка вознаграждения может быть фиксированной или плавающей.
Раздел 11. Государственные и гарантированные государством заимствование и долг, поручительство государства. Поручительства государства
Заимствование. Виды и формы государственных займов Заимствованием является процесс, включающий в себя процедуры принятия решения о необходимости привлечения заемных средств, определения порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа, процедуры переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформления и подписания соответствующих документов по займу, ратификации договора займа (при государственном внешнем заимствовании), получения, использования средств займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами. Заимствование Правительством, местными исполнительными органами и Национальным Банком является государственным заимствованием. Государственные займы подразделяются по отношению к заемщику и по рынкам ссудного капитала. По форме заимствования государственные займы делятся на выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг и заключение договоров займа.
Государственный долг Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных на долг Правительства, Национального Банка или на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований. Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.
Гарантированные государством заимствование и долг Государственной гарантией является обязательство Правительства перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок. Государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами Республики Казахстан обязательств по полученным ими негосударственным займам. Исключительным правом предоставления государственных гарантий от имени Республики Казахстан по займам обладает Правительство. По поручению Правительства Министерство финансов осуществляет предоставление государственных гарантий в пределах лимита, устанавливаемого законом о республиканском бюджете. Министерство финансов осуществляет мониторинг гарантированного государством долга и управление им.
Исполнение поручительства государства Поручительством государства является обязательство Правительства перед заимодателем погасить полностью или частично долг заемщика по займу, привлеченному в рамках договора концессии в соответствии с договором поручительства. Обязательства по поручительству включают основную сумму займа и вознаграждение по нему. Поручительство государства подлежит исполнению после принятия заимодателем всех разумных мер по взысканию задолженности с заемщика и (или) в случае признания заемщика банкротом либо его ликвидации. Исполнение поручительства государства осуществляется в течение восемнадцати месяцев с даты предъявления требований по исполнению поручительства государства в пределах средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете.

 

Источники информации:

1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV (смотрите в разделе «Законодательство и нормативные акты в области финансов»/ подраздел «Бюджетное законодательство»);

 

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года № 220 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания» (смотрите в разделе «Законодательство и нормативные акты в области финансов»/ подраздел «Бюджетное законодательство»).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.