Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях; антимонопольное регулирование.
Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда.
К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:
- антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;
- валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
- регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);
- патентное законодательство;
- защиту прав потребителя;
- государственные контракты;
- экспорт товаров и технологий двойного назначения;
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач:
а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
б) формирование государственного бюджета;
в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
г) обеспечение занятости населения;
д) обеспечение безопасности и обороны страны;
е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.
Субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании для них дополнительных благоприятных условий и более широкой помощи государственных структур - формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитные, инновационные средства, информационное обеспечение и др. Тем самым создается государственный режим благоприятствования для всех фаз деятельности малого бизнеса.
В литературе выделяются группы методов регулирования экономики. В первую группу можно включить методы и способы общенормативного регулирования:
а) введение общих правил;
б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур;
в) определение порядка их деятельности.
Во вторую группу входят программно-установочные способы:
а) целевые программы;
б) тематические планы;
в) концепции, функциональные правила (режимы);
г) схемы управления;
д) схемы градостроительного планирования развития территорий;
е) генпланы городов;
ж) земельный кадастр.
К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование;
б) аккредитация;
в) сертификация.
В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения:
а) стандарты;
б) квоты;
в) цены;
г) тарифы;
д) нормативы;
е) лимиты;
ж) налоги (сборы);
з) плата;
и) ставки (таможенные пошлины и др.).
В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования:
а) кредиты;
б) льготы;
в) отсрочки;
г) дотации;
д) субсидии;
е) трансферты;
ж) надбавки;
з) поощрение;
и) госзаказ;
к) государственные закупки.
В шестую группу включаются контрольно-учетные и "запретные" способы:
а) учет;
б) статистическая отчетность;
в) проверки и иные формы контроля;
г) запреты;
д) ограничения;
е) предписания;
ж) санкции (штрафы и др.);
з) лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.
Предприниматели все больше ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.