– Вербальные и невербальные аспекты межкультурной коммуникации.
– Что такое коммуникативная компетенция?
– Культурно-обусловленные нормы поведения.
Тема 9. Межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности
– Определение межкультурной компетентности.
– Факторы, влияющие на формирование межкультурной компетентности.
– Соотношение понятий толерантности и этноцентризма.
– Оценка межкультурной компетентности.
– Проблема управления культурными различиями.
Тема 10. Современные педагогические технологии в сфере межкультурных взаимодействий
– Технологии культурного просвещения в школе.
– Обучение в мультикультурном классе.
– Технологии межкультурного тренинга.
Тема 11. Культура в контексте нормативно-правовых и этических проблем образования
– Международные документы, регламентирующие профилактику ксенофобии и экстремизма с юридической и этической сторон.
– Что такое дискриминация и расизм?
– Какие цели ставит перед собой поликультурное воспитание ребенка?
Учет и оценка учебно-исследовательской активности студента на практических занятиях
№ п/п
Тема занятия
Виды деятельности
Максимальное количество баллов
Тема 3. Культурные нормы и их соблюдение
Найти примеры культурных норм в рекомендованных источниках литературы
Тема 5. Социальные институты культуры и их роль в процессе социализации
Подготовить доклад об основных социальных институтах культуры, задействованных в процессе социализации индивида: семья, школа, государство, право, наука, религия, искусство, библиотека, музей, праздник и др.
Тема 6.Понятие этнической и культурной идентичности
Подготовить сообщения о теориях этногенеза: дуалистическая теория (Ю. В. Бромлей), информационная теория (Н. Н. Чебоксаров, С. А. Арутюнов), системно-статистическая (компонентная) теория (Г. Е. Марков, В. В. Пименов), пассионарная теория (Л. Н. Гумилев)
Тема 7. Многообразие культурных миров: особенности взаимодействия с представителями различных культур
Дополнить материал лекции по рекомендованным источникам по следующим вопросам:
– Постфигуративные, кофигуративные и префигуративные культуры (М. Мид);
– Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры (Э. Холл);
– Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры (Р. Льюис);
– Культурные размерности Г. Хофстеде
Тема 9. Межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности
1. На основе рекомендуемых источников литературы: 1) раскрыть понятие культурных различий в образовательном пространстве и подобрать примеры из собственного педагогического опыта (разбор конкретных педагогических ситуаций); 2) охарактеризовать основные подходы к управлению культурными различиями в образовательном пространстве, выявить их основные достоинства и недостатки.
2. Используя лекционный материал и материал в рекомендуемых учебных пособиях разработать рабочую модель межкультурной компетентности учителя с последующей защитой ее на занятии (деловая игра)
Тема 10. Современные педагогические технологии в сфере межкультурных взаимодействий
На основе рекомендуемых учебных пособий раскрыть содержание технологии культурного просвещения в школе, кооперативного обучения: «мозаичный класс» Э. Аронсона, межкультурного тренинга (культурный ассимилятор, игры-симуляции, лаборатория синтетических культур). Продемонстрировать использование элементов технологии на практическом занятии
Тема 11. Культура в контексте нормативно-правовых и этических проблем образования
1. Проанализировать международные и отечественные документы, регламентирующие профилактику ксенофобии и экстремизма с юридической и этической сторон: Декларация принципов толерантности ООН, Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования ООН, Декларация о культуре мира ООН, федеральные и региональные законодательные акты, направленные на регулирование межнациональных отношений.
2. Предложить для разбора на занятии ситуацию культурной (расовой, этнической) дискриминации в образовательной среде и оценить ее с точки зрения вышеперечисленных нормативных документов