Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВОПРОС 12. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства: понятие и общая характеристика



Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

ВОПРОС 13. Форма государства как его комплексная характеристика: понятие и основные структурные элементы.

Формой государства называется совокупность систем организации гос-ной власти, которая включает: - форму правления; - форму гос-ного устройства; - политический режим. - Форма правления, форма гос-ного устройства и политический режим являются элементами формы государства. Форма правления - система организации высших органов гос-ной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования. Форма гос-ного устройства - система территориальной организации гос-ва. Политический режим - методы осуществления гос-ной власти. Форма гос-ва - это комплексное явление гос-ности, осуществленное прежде всего социальным содержанием государства (но не только им). Это организационно-функциональная структура гос-ности, характеризующая способ организации и осуществления гос-ной власти, а также методы прямой и обратной связи с населением. Понятие формы гос-ва — это результат теоретического обобщения главных черт, признаков, присущих этому явлению, — форме гос-ва в конкретных странах (Великобритании, России, Китае и т.д.), Форму гос-ва рассматривают как как соединение нескольких элементов — двух (форма правления и форма территориально-политического, или гос-ного устройства), трех (плюс форма гос-ного или гос-но-правового, политического режима), четырех (плюс политическая динамика). Элементный подход к понятию формы гос-ва отличается четкостью, удобен для анализа и запоминания, не дает синтезированного представления о форме гос-ва в целом. Системный подход предполагает не только изучение элементов и их качеств, но и связей между ними, образующих единое целое (форму гос-ва), а также связей между этим целым и элементами, целого со средой, это целое выступает вовне как самостоятельное образование, а не только через свои элементы. Будучи самостоятельным образованием, форма гос-ва обладает такими качествами, которые не были присущи ее элементам, взятым по отдельности. Помимо двух или трех традиционно называемых элементов есть и другие стороны проявления качеств формы гос-ва (например, роль «материальных придатков» гос-ва — армии, полиции и др., деятельность органов конституционного контроля и прокуратуры, методы прямых и обратных связей органов гос-ва с населением, формы и методы деятельности гос-ных органов и др.). Форма гос-ва — это структура, которая включает не только организационные элементы (органы государства), но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности). Определяется его содержанием, в которое входит сущность гос-ва, определяющая наиболее принципиальные, главные черты формы. Например, сущность КНДР как гос-ного (социалистического) типа по сравнению с Республикой Кореей (Южная Корея) определяет отказ от разделения властей, провозглашение советов единственным полновластным органом, демократическим центром, гос-ные меры по ограничению «эксплуататоров» и т.д. Содержание определяет остальные черты формы гос-ва (например, использование в соответствии с традициями монархической формы правления в Великобритании и конституционный запрет применять такую форму во Франции). Главным, в сущности и содержании, определяющим форму государства, является социальная сущность и социальное содержание. Жесткой зависимости формы гос-ва только от социальной сущности и социального содержания не существует. Эти факторы могут определять, а могут и не определять те или иные стороны формы. Республиканская и монархическая формы правления существовали и при рабовладельческом строе, и при феодализме. Они есть и при капитализме. Федеративное территориально-политическое устройство использовалось и при капитализме, и при социализме и т.д. Форма государства — это комплексное явление гос-ности, осуществленное прежде всего социальным содержанием гос-ва, но это организационно-функциональная структура гос-сти, характеризующая способ организации и осуществления гос-ной власти, а также методы прямой и обратной связи с населением. Форма гос-ва имеет свои разновидности, но в литературе отсутствует признанная классификация форм государства. Обычно такая классификация осуществляется по элементам формы (по форме правления различаются монархии и республики, по форме территории, политического устройства — унитарное государство и федеративное и т.д.) в марксистско-ленинской литературе предлагалась более обобщенная классификация: выделялись буржуазно-демократическая и фашистская формы, республика советов как форма социалистического государства, революционно-демократическая республика в странах социалистической ориентации в Азии и Африке. Это к классификации форм гос-ва. Три формы гос-ва: монократическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (многовластная). Монократическая формы главным является принцип единовластия. Полнота гос-ной власти может находиться в руках одного лица (абсолютного монарха в стране Осман, фюрера в фашистской Германии, «пожизненного президента» Иди Амина (в прошлом) в Уганде), принадлежать коллегии (военно-революционному совету, после очередного переворота в Конго, совету семи эмиров в ОАЭ) или конституцией может быть провозглашено, что вся власть принадлежит советам (на деле - партийно-гос-ной номенклатуре в СССР). При данной форме разделение властей отвергается, в гос-ном управлении существует «сверхцентрализация», местное самоуправление не признается законом или фактически отсутствует, в гос-ном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда - с закреплением гос-ной религии. Монократическая гос-ная форма может существовать в странах, различных регионах, значительно отличающихся по уровню эк-кого и культурного развития. Разновидности: 1. теократическая (например в Саудовской Аравии); 2. экстремистская (фашистская и др.); 3. милитаристская (правление военного центра); 4. монократическая в условиях тоталитарного социализма. Поликоатическая противоположна монократической гос-ной форме — поликратическая, опирается на те постулаты, которые монократическая форма отвергает. Существует разделение властей (распределение ролей по управлению государством), действует местное самоуправление. В гос-ном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, партиципацией (участием) граждан в управлении гос-вом, поисками консенсуса (согласия) и компромиссов, гарантиями прав граждан. Данная форма предполагает политический и идеологический плюрализм, светский характер государства. Гос-ная власть открыта для давления на нее со стороны различных заинтересованных групп мирными способами. Эта форма также может существовать в странах различного уровня развития (в Индии и США), имеет свои разновидности. Выделяют 2: традиционную и постсоциалистическую, которая находится в стадии становления, не во всех странах, покончивших с тоталитарным социализмом. Сегментарная гос-ная форма — промежуточная (др.-греч. сегмент — отрезок целого). Она предполагает разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов традиционно слаба, а парламент принижен. Местное самоуправление м.б. предусмотрено в отдельных звеньях админ-но-террит-ного деления, но выборные органы находятся под жесткой опекой назначенных чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются гос-ными органами, а в гос-ном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Гос-ная власть в условиях этой формы открыта для давления на нее со стороны «заинтересованных групп» общества. Эта форма также имеет свои разновидности. Сегментарная гос-ная форма в Венесуэле и Египте или Марокко и Иордании существенно различны. В некоторых странах эта форма сравнительно либеральная, в других — более авторитарная.

ВОПРОС 14. Монархия: понятие, виды, признаки

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)

Признаки монархии:

· 1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

· 2. Монарх пользуется властью пожизненно;

· 3. Власть передается по наследству;

· 4. Монарх юридически безответственен.

Виды монархии:

1) В историческом аспекте:

· - древневосточные,

· - античные,

· - феодальные (ранне-, сословно-представительные, абсолютные).

2) С точки зрения полноты власти:

· - абсолютная – так ФГП, при которой верховная власть по закону принадлежит одному лицу - монарху.

· - ограниченная - так ФГП, при которой верховная власть делится между монархом и представительными органом.

Ограниченная монархия бывает:

· а) сословно-представительная – такая ФП, при которой власть монаха ограничена сословно-представительными органами.

· б) конституционная - такая ФП, при которой власть монаха ограничена представительными органами на основании Конституции государства.

Конституционная монархия бывает парламентской (такая форма правления, при которой власть монаха ограничена практически во всех сферах государственной деятельности) и дуалистической (такая форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху – Швеция, Япония, Дания).

Признаки парламентской монархии:

· 1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;

· 2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства;

· 3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен);

· 4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

· 5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом.

Признаки дуалистической монархии:

· 1) Это промежуточная форма между абсолютной и парламентской монархией;

· 2) Наличие монарха и иных высших органов государственной власти (парламента и правительства);

· 3) Назначение членов парламента монархом;

· 4) Назначение членов правительства монархом, и ответственность правительства лично перед монархом;

· 5) Монарх выполняет функции реального главы государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.