Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религиозная правовая семья. Иудейское и индусское право



Для религиозно-правовой семьихарактерно, что правом являются религиозные нормы или религиозная доктрина. Государство освящает своей волей и силой религиозные предписания. Фактически государство и религия в определенном смысле сливаются, действуют воедино. Учитывая многообразие религий, данная правовая семья подразделяется на отдельные религиозно-правовые системы:

o семья (система) мусульманского права;

o семья (система) индусского права;

o семья (система) иудаистского (иудейскою) права и др.

К странам мусульманского права (или с сильным влиянием мусульманского права) можно отнести Алжир, Египет, Сирию, Иран, Пакистан, Ливию, Судан, Йемен и др. В этих странах право построено на нормах ислама. Правом являются нормы, проистекающие из Корана, Сунны (сбор-пика преданий о жизни Мухаммеда) и других религиозных источников. Считается, что правоверный человек должен поступать так, как требует Аллах. Эти требования он возвестил через своего пророка Мухаммеда. Все, что говорил и делал Мухаммед, - правила (нормы), которые следует соблюдать. В исламе господствует идея теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии.

Из изложенного видно, что если в континентальном европейском праве норма - это предписание законодателя, то в мусульманском праве норма - это предписание Аллаха мусульманам. Данные Аллахом правила - это догмы, основанные на вере, а посему они зачастую иррациональны, лишены логики. Их нельзя отменить, поправить, они - для бесспорного и абсолютного исполнения. В таких условиях искусство судьи состоит в том, чтобы адаптировать религиозно-правовые нормы к реальным общественным отношениям, с помощью юридических уловок и фикций прийти к нужному заключению.

По своей структуре мусульманское право подразделяется на отдельные отрасли, регулирующие личный (семейный) статус, имущественные отношения, административно-правовую сферу, применение мер ответственности, международное право и др. Кроме того, мусульманское право разделяется на две основных ветви - суннитскую и несуннитскую (в соответствии со сложившимися в исламе религиозными течениями).

Влияние норм индуистской религии ощущается в правовых системах Индии, Пакистана, Бирмы, Сингапура, Малайзии, Танзании, Уганды, Кении и др. Суть религии - вера в перерождения человека с учетом его кармы (т.е. по закону соответствия поступка и воздаяния за него). Если человек совершенствуется в семье, обществе, то его благое поведение ведет к приятным перерождениям. Если же, наоборот, совершил убийство, в одном из следующих перерождений он сам будет убит или попадет в ад, где подвергнется мучительным пыткам. В издаваемых государством нормах права очень сильно влияние данной религиозной доктрины.

Иудаизм как религия присутствует в правовой системе Израиля и придаст ей своеобразие, несмотря на то, что Израиль формально - светское государство. Это переплетение и порождает феномен, который можно назватьиудаистским (иудейским) правом.

Как известно, центральной идеей религии является идея избранности. Согласно иудейским представлениям, бог решил из одного человека - Аврама (Авраама), потомка Ноя ("Ноев ковчег"), создать еврейский народ для выполнения особой задачи. Авраам фактом своего избрания как бы вступил с богом в договорные отношения, фактически в вечный союз, и взял на себя обязательства, которые сохраняют силу для всех его потомков: "ходить перед богом" и "быть непорочным", т.е. перемещаться по всему миру между всеми народами, быть всегда открытым для бога, честным, искренним перед ним и преданным ему душой, выполнять заветы и заповеди, соблюдать запреты, посты, обряды. Нарушение этих предписаний можно рассматривать как нарушение союза с богом.

Со своей стороны, бог обещал Аврааму и его потомкам "землю Ханаанскую во владение вечное" (называемую Палестина, Эрец-Исраэль и др.). Следовательно, все право, действующее в обществе, должно основываться на нормах договора между богом и народом, т.е. содержит волю бога и общества. Источниками права, таким образом, зримо или незримо являются Священное писание (Тора и др.), Талмуд - собрание толкований Торы и другие религиозные книги. Положения Талмуда до XI в. использовались во многих государствах Азии и Северной Африки в области уголовного, гражданского права, судебной процедуры.

В Европе, в ряде европейских стран в средние века большую роль играло так называемое каноническое право -совокупность норм, содержащихся в актах католической церкви. Значительная часть этих норм касалась брачно-семейных и имущественных отношений, а также организации внутри церковной жизни. Нормами канонического права в значительной степени определяется и функционирование Ватикана.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.