Как было замечено ранее, деятельность любого следователя направлена на установление истины по делу путем всестороннего, полного и объективного расследования, это возможно только при наличии знания норм уголовно-процессуального законодательства, которые следователь должен правильно применять. Закон устанавливает два вида доказательств:
прямые; косвенные.
Расследование преступления складывается из сбора таких доказательств, которые одинаково ценны и способствуют реконструировать целостную картину преступления. Проводя различные следственные действия по уголовному делу, следователь должен всегда учитывать, что каждый человек под влиянием ситуации по-разному воспринимает увиденное. Здесь огромную роль играют эвристические, т.е, познавательные способности следователя. Для этого следователь должен обладать соответствующим творческим воображением и развитостью своего мышления. Познание следователя характеризуется проверяемостьюсделанных им выводов для получения достоверного знания о событии, которое необходимо расследовать.
Наиболее распространенным способом получения следователем доказательств является идентификация, доказательственное значение которой состоит в том, что благодаря ей реализуется правовой принцип индивидуализации вины и ответственности. На принципе идентификации следователю необходимо распознать те объекты, которые в конечном итоге являются неопровержимым доказательством причастности конкретного лица к преступлению, это значит, что следователь должен распознать в ходе расследования определенные признаки конкретного объекта, как знаки.
Что же касается мышления следователя, то оно разворачивается в процессе расследования на основе гипотезы, версии, указывающей путь познания при конкретной исходной информативной базе. Мышление следователя строится на:
дедукции, представляющей анализ частного случая в свете общеизвестных положений.
индукции — творческом обобщении частного случая путем сравнения и эксперимента. Поэтому огромное значение при расследовании уголовных дел принадлежит профессиональной интуиции следователя, которая представляет его способность постижения истины в результате ее усмотрения, мысленного охвата сложившейся непростой ситуации без полной и развернутой системы рассуждении.
Вопрос 26. Психологические аспекты достоверности в познавательной деятельности следователя
В процессе расследования по уголовному делу следователь проверяет доказательства и устанавливает согласуемость всей совокупности этих доказательств, т.е, проводит критический анализ сведений о фактической стороне дела. Факт — это объективно существующая реальность, а достоверность факта это свойство определенных знания о самом факте. Следует заметить, что достоверными и недостоверными могут быть не только факты, а сведения об этих фактах.
Следовательно, достоверность знаний о факте должна быть подтверждена проверкой его информационных источников и установлением согласуемости доказательств, иными словами, заключения следователя должны в полной мере соответствовать всем имеющимся в деле фактам, их целостной совокупности.
Все сформулированные выводы следователя обязательно должны быть фактически обоснованными. Это означает, что они основываются на правильной квалификации преступного деяния, с допустимостью и относимостью доказательств, их взаимосвязью и непротиворечивостью. Именно поэтому закон обязывает следователя исследовать все обстоятельства уголовного дела всесторонне, полно и объективно с учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Только таким путем следователь приходит к достоверным знаниям о расследуемом событии. Достоверность представляет полную доказанность конкретного факта. Это значит: правильно установлено событие преступления, виновность конкретного лица в его совершении и мотивы совершения преступления.