Закрепление лекционного материала, контроль за самостоятельной работой студента, разбор сложных, дискуссионных вопросов – цель семинарского занятия.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо ориентироваться не только на повторение материала, сколько на приобретение новых знаний. Поэтому конспект лекции, наряду с программой курса, раскрывающей содержание вопросов плана, должен использоваться студентом лишь в качестве основы для самостоятельного изучения соответствующей темы.
В процессе изучения той или иной темы целесообразно ознакомиться с содержанием соответствующих проблем в нескольких источниках, сопоставить изложенные в них позиции, выявить наиболее спорные моменты. Кроме этого, необходимо использовать научные работы.
При ответе на семинаре от студента требуется продемонстрировать умения:
• обобщить научную информацию, почерпнутую из различных источников;
• четко изложить суть дискуссионных вопросов и существующие позиции по этим вопросам;
• сформулировать и обосновать собственное мнение по соответствующей проблематике;
• ориентироваться в понятиях и категориях, предусмотренных программой курса, прежде всего, тех, которые не изучались ранее.
Для более всесторонних и глубоких знаний вопросов тем курса, студентам необходимо помимо лекционного материала воспользоваться учебной, монографической и иной литературой.
В программе курса содержится перечень рекомендуемой литературы, к которой можно обратиться за дополнительными сведениями. Она может оказать содействие не только при подготовке к зачету, но и при написании реферата. Наиболее важные с методологической точки зрения вопросы законспектировать в тетрадь по семинарским занятиям.
Практические занятия проводятся в виде диспутов, обработки текстовой информации (тезирования, выписки части информации), письменных ответов на вопросы, устных блиц-ответов. Цель диспута состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить наиболее сложные теоретические и практические вопросы курса и закрепить имеющиеся у них навыки дискуссий, публичных выступлений, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать и отстаивать свои мысли. Путем коллективного обсуждения лучше усваиваются наиболее сложные и важные вопросы курса, происходит их углубленное изучение, вырабатывается творческое мышление. При подготовке к диспуту студенты должны ознакомиться с литературой по заданной теме, составить библиографический список с краткой аннотацией каждого источника, подготовиться к устному выступлению.
Устный блиц-опрос предполагает быстрый ответ, не задумываясь, на поставленный преподавателем вопрос. Оценка «отлично» ставится, если было получено восемь и более правильных ответов из десяти, оценка «хорошо» - при ответе на семь вопросов, «удовлетворительно» за пять правильных ответов. Если было получено четыре и менее ответа, студент получает неудовлетворительную оценку.
ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТА
Реферат, как уже отмечалось, также является итогом самостоятельного изучения научной литературы студентом. Цель реферата - обучение студента приемам аналитического мышления, реферирования текстов, развитие логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования. Конкретная тема реферата определяется преподавателем и объявляются заблаговременно. Тема выбирается преподавателем с учетом пройденных студентами тем лекций и уровня сложности соответствующей проблематики. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать десяти листов (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора, а также на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам.
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ
Сессионный контроль осуществляется в виде экзамену. Подготовка к нему – это обобщение и укрепление знаний, их систематизация, устранение возникших в процессе учебы пробелов в овладении учебной дисциплиной. Готовясь к экзаменам, студенты уточняют и дополняют многое из того, что на лекциях, семинарских занятиях или при текущей самоподготовке не было в полном объеме усвоено. Кроме того, подготовка к экзамену укрепляет навыки самостоятельной работы, вырабатывает умение оперативно отыскивать нужный нормативный материал, необходимую книгу, расширяя кругозор и умение пользоваться библиотекой и ее фондами.
Очень важно, чтобы подготовка к экзамену начиналась с первого дня учебных занятий и велась в течение всего семестра планомерно, систематически, а не только в период экзаменационной сессии. Преподаватели уже на первых лекциях и занятиях знакомят студентов с экзаменационными и зачетными требованиями, дают рекомендации по самостоятельной работе в течение семестра.
Но подготовка к экзаменам не должна ограничиваться слушанием лекций и чтением конспектов. Студент, готовящийся по конспекту, вынужден заучивать краткие записи и формулировки, в связи с чем на экзаменах он, как правило, дает односложные ответы, не располагая достаточными данными для обоснования и развития ответа. Успех экзаменующегося зависит от повседневной работы в течение всего семестра на лекциях, семинарских занятиях, консультациях, в библиотеке.
Экзамен проводится в соответствии с учебной программой по данному предмету. Программа – обязательный руководящий документ, по которому можно определить объем требований, предъявляемых на экзаменах и зачетах, а также систему изучаемого учебного материала. Студенты вправе пользоваться программой и в процессе самих экзаменов и зачетов. Поэтому в ходе изучения предмета, подготовки к экзамену нужно тщательно ознакомиться с программой курса. Это позволит целенаправленно изучить материал, самостоятельно проверить полученные знания. При подготовке к экзамену следует побывать на групповых и индивидуальных консультациях, которые, являясь необходимым дополнением лекций, семинарских занятий, помогают глубже усвоить наиболее сложные положения изучаемого курса, устранить пробелы в знаниях. Рекомендации преподавателя содействуют правильной организации самостоятельной работы, ознакомлению с новой литературой и нормативными источниками. На предэкзаменационных консультациях преподаватель обращает внимание студентов на недостатки, выявленные при приеме состоявшихся экзаменов и зачетов.
Экзамены ставят перед студентами задачу самостоятельно распорядиться полученными знаниями, облечь их в надлежащую форму, подготовить логически стройный и научно обоснованный ответ на поставленные в экзаменационном билете вопросы.
Чтобы не допустить переутомления студентов, количество экзаменов регулируется учебным планом. На подготовку к курсовому экзамену обычно отводится 3–5 дней. Этого времени достаточно только для систематизации уже полученных знаний, а также на устранение отдельных пробелов в них. Изучить предмет за предэкзаменационные дни невозможно, в лучшем случае можно лишь формально сдать экзамен, не получив в итоге серьезных знаний.
Экзаменационные требования не могут превышать объема программы, за исключением тех случаев, когда после последнего издания появились новые сведения и материалы, о которых шла речь при изучении дисциплины.