Общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения................................................................................................16
Типичные ошибки на конфликтную ситуацию...............................................................................17
Глава4. Пути решения конфликтов........................................................................................................18
Список литературы...................................................................................................................................26
Введение
Проблема конфликта на производстве – одна из актуальных тем. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.
Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому изучение производственных конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма актуальным аспектом.
Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Производственные конфликты – это любые виды борьбы между индивидами и социальными группами, цель которых достижение или сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация, либо устранение действительного или мнимого противника.
Цель работы- изучить содержание производственных конфликтов и способов их решения
Задачи:
а)понять что такое конфликты
б)изучить понятие и причины производственных конфликтов
в)понять важность производственных конфликтов
г) рассмотреть пути решения производственных конфликтов
д)научиться разбираться в конфликтологии
е)научиться избегать производственные конфликты
Глава1
Понятие конфликта, история конфликта, виды конфликтов, факторы.
Понятие конфликта
Сперва, рассуждая на тему производственных конфликтов, нужно разобраться что же такое конфликт, из-за чего он возникает и каких видов может быть. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения. Изучение конфликтологии реально помогает распознать конфликты, принимать меры для их решения и профилактики. Оно дает возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, отыскивать лучшие решения в конфликтных ситуациях, находить самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.
История конфликта
XX столетие стало эпохой востребованной общественной потребности в конфликтологическом знании как специализированном и систематизированном учении, непосредственно ориентированном на практическое решение социальных проблем.
Современная теория конфликта начала складываться с середины XX века в лоне социологического знания. Конфликтология как самостоятельная научная дисциплина оформилась благодаря интеллектуальным усилиям Г.Зиммеля, Л.Козера, К.Левина, Р.Дарендорфа и др.
Только в США конфликтами занимаются сотни исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов XX века готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии, издаются специализированные журналы, проводятся международные научные конгрессы и конференции. К одним из самых существенных результатов с точки зрения развития науки XX столетия можно отнести манифестацию процесса становления конфликтологической парадигмы социального знания.
Дж. Бернард в июле 1950 года опубликовал в "Американском журнале социологии" статью под характерным названием "Где же современная социология конфликта?". В октябре 2005 года была присуждена Нобелевская премия за разработки, связанные с использованием математических методов в ходе анализа и разрешения конфликтов. Профессор математики из Израиля Роберт Оуманн получил ее вместе с ученым из США Томасом Шеллингом за "вклад в понимание явлений сотрудничества и конфликта через анализ теории игр".
За последние 50-60 лет учеными была проделана огромная работа по изучению сущности такого феномена, как конфликт, созданию определенной научной культуры восприятия конфликта, выявлению возможностей управления, формулированию стратегий и тактик поведения, формулирования осознанного отношения общества в целом к существу происходящих процессов в ходе конфликтного взаимодействия. Социология конфликта ( в первую очередь благодаря энтузиазму Л.Козера, Р.Дарендорфа, К.Боулдинга, Л.Крисберга, А.Рапопорта и др.) предложила иной взгляд на динамику социальных отношений. Было предложено пересмотреть отношение к конфликту как к некому проявлению девиации, патологии, нежелательного явления либо лишь как к средству, упрочивающему систему. В противовес такому пониманию предлагалось исходить из того, что конфликты- это вездесущие и неотъемлемые компоненты социальной жизни, являющиеся источником инноваций и социальных перемен, не позволяющие обществу стагнировать, "загнивать", "очищающие его атмосферу".
Актуальность изучения конфликтов не только в феноменологии происходящего. Во всем мире конфликт является весьма существенной составной частью деятельности руководителей разных уровней. Реальность такова, что управляющие предприятиями тратят до четверти и более своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов и их последствий. Эта цифра увеличивается до 30 % для руководителей низшего звена. Управляющие проводят от 25 до 60 % своего рабочего дня, занимаясь конфликтами или ссорами , возникающими из-за проблем взаимоотношений людей. Можно сказать, что "работать, управлять и жить в организации - это значит быть в конфликте". Эксперты подсчитали, что конфликты и стрессы от неразрешенных конфликтов обходятся США в 100 млрд долларов в год. Более 65 % проблем на производстве связаны с нарушениями отношений между сотрудниками, а не с недостатком навыков или мотивами поведения отдельных работников.
Одним из ключевых элементов в современном менеджменте является осознание того, что управление и разрешение конфликтов стали важнейшей задачей руководителей.
Для чего нужна конфликтология
Изучение конфликтологии реально помогает распознавать конфликты, принимать меры для их решения и профилактики. Оно дает возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, отыскивать лучшие решения в конфликтных ситуациях, находить самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.
Знания в области конфликтологии могут существенным образом оптимизировать многочисленные интеракции, в которые люди ежедневно и постоянно вступают, стремясь удовлетворить свои социальные потребности. Индивид, владеющий культурой поведения в конфликтных ситуациях, социально более привлекателен в культурном отношении, обладает большой социальной мобильностью, владеет более широким и эффективным набором средств для достижения своих целей в условиях конкуренции, а также более приспособлен к кооперативным способам взаимодействия.
Виды и факторы конфликта
В конфликтологии существует множество вариантов классификации конфликтов. Они зависят от критериев, которые берутся за основу. Но принято выделять основные виды:
Внутриличностные конфликты - это внутриличностные противоречия, воспринимаемая и эмоционально переживаемая как значимая для человека психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на преодоление определенного противоречия.
Межличностный конфликт - это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации оценивается как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на возникновение возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обоих сторон или одной из сторон.
Личностно-групповой - конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Межгрупповой конфликт - конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям. Сторонами конфликта являются социальные группы.
Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные , в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные , когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
Исходя из временных параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются); затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).
Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние.
Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бывают конфликты, проходящие без кризисов, но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации), и само общество должно быть на столь же высоком уровне развития. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта заключается в росте самосознания участников конфликта. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников.
Задача выявления причин конфликта занимает большое место в поиске путей их решения и предупреждения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие.
К факторам, влияющим на характер протекания конфликта, относятся:
1) индивидуально-психологические особенности участников конфликта;
2) социально-психологические факторы – взаимоотношения в группе, психологический климат и т.п.;
3) социально-политические факторы могут влиять на характер протекания межгрупповых конфликтов, например, межэтнических или межгосударственных;
4) социально-экономические факторы могут оказывать влияние как на межличностные, так и на межгрупповые конфликты.