Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие конфликта, история конфликта, виды конфликтов, факторы



Научно-исследовательская работа

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «Производственные конфликты и их решения»

 

Выполнила студентка

очной формы обучения

специальности менеджмент

1 курса группы Менеджмент 1-3

Аржановская Е.В.

Проверил:

Кандидат экономических наук, доцент

Зозуля П.В.

Москва 2015

Оглавление

Введение...................................................................................................................................................3

Глава1. Понятие конфликта , история конфликта, виды конфликтов, факторы5

Понятие конфликта 6

История конфликта 6

Для чего нужна конфликтология..........................................................................................................8

Виды и факторы конфликта ...............................................................................................................9

Глава2.Сущность и структура производственного конфликта12

Понятие производственного конфликта 12

Функции производственного конфликта 12

Основные элементы производственного конфликта......................................................................12

Условия, определяющие конфликтную ситуацию на производстве..............................................13

Основные фазы развития конфликта................................................................................................14

Глава3. Факторы возникновения и развития конфликтов на производстве .................................15

Причины производственных конфликтов......................................................................................15

Общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения................................................................................................16

Типичные ошибки на конфликтную ситуацию...............................................................................17

Глава4. Пути решения конфликтов........................................................................................................18

Глава5. Предупреждение конфликтов..................................................................................................20

Глава6. Виды ответственности за разжигание конфликтов................................................................23

Заключение...............................................................................................................................................25

Список литературы...................................................................................................................................26

 

Введение

Проблема конфликта на производстве – одна из актуальных тем. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому изучение производственных конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма актуальным аспектом.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Производственные конфликты – это любые виды борьбы между индивидами и социальными группами, цель которых достижение или сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация, либо устранение действительного или мнимого противника.

Цель работы- изучить содержание производственных конфликтов и способов их решения

Задачи:

а)понять что такое конфликты

б)изучить понятие и причины производственных конфликтов

в)понять важность производственных конфликтов

г) рассмотреть пути решения производственных конфликтов

д)научиться разбираться в конфликтологии

е)научиться избегать производственные конфликты

 

Глава1

Понятие конфликта, история конфликта, виды конфликтов, факторы.

Понятие конфликта

Сперва, рассуждая на тему производственных конфликтов, нужно разобраться что же такое конфликт, из-за чего он возникает и каких видов может быть. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения. Изучение конфликтологии реально помогает распознать конфликты, принимать меры для их решения и профилактики. Оно дает возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, отыскивать лучшие решения в конфликтных ситуациях, находить самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.

 

 

История конфликта

XX столетие стало эпохой востребованной общественной потребности в конфликтологическом знании как специализированном и систематизированном учении, непосредственно ориентированном на практическое решение социальных проблем.

Современная теория конфликта начала складываться с середины XX века в лоне социологического знания. Конфликтология как самостоятельная научная дисциплина оформилась благодаря интеллектуальным усилиям Г.Зиммеля, Л.Козера, К.Левина, Р.Дарендорфа и др.

Только в США конфликтами занимаются сотни исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов XX века готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии, издаются специализированные журналы, проводятся международные научные конгрессы и конференции. К одним из самых существенных результатов с точки зрения развития науки XX столетия можно отнести манифестацию процесса становления конфликтологической парадигмы социального знания.

Дж. Бернард в июле 1950 года опубликовал в "Американском журнале социологии" статью под характерным названием "Где же современная социология конфликта?". В октябре 2005 года была присуждена Нобелевская премия за разработки, связанные с использованием математических методов в ходе анализа и разрешения конфликтов. Профессор математики из Израиля Роберт Оуманн получил ее вместе с ученым из США Томасом Шеллингом за "вклад в понимание явлений сотрудничества и конфликта через анализ теории игр".

За последние 50-60 лет учеными была проделана огромная работа по изучению сущности такого феномена, как конфликт, созданию определенной научной культуры восприятия конфликта, выявлению возможностей управления, формулированию стратегий и тактик поведения, формулирования осознанного отношения общества в целом к существу происходящих процессов в ходе конфликтного взаимодействия. Социология конфликта ( в первую очередь благодаря энтузиазму Л.Козера, Р.Дарендорфа, К.Боулдинга, Л.Крисберга, А.Рапопорта и др.) предложила иной взгляд на динамику социальных отношений. Было предложено пересмотреть отношение к конфликту как к некому проявлению девиации, патологии, нежелательного явления либо лишь как к средству, упрочивающему систему. В противовес такому пониманию предлагалось исходить из того, что конфликты- это вездесущие и неотъемлемые компоненты социальной жизни, являющиеся источником инноваций и социальных перемен, не позволяющие обществу стагнировать, "загнивать", "очищающие его атмосферу".

Актуальность изучения конфликтов не только в феноменологии происходящего. Во всем мире конфликт является весьма существенной составной частью деятельности руководителей разных уровней. Реальность такова, что управляющие предприятиями тратят до четверти и более своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов и их последствий. Эта цифра увеличивается до 30 % для руководителей низшего звена. Управляющие проводят от 25 до 60 % своего рабочего дня, занимаясь конфликтами или ссорами , возникающими из-за проблем взаимоотношений людей. Можно сказать, что "работать, управлять и жить в организации - это значит быть в конфликте". Эксперты подсчитали, что конфликты и стрессы от неразрешенных конфликтов обходятся США в 100 млрд долларов в год. Более 65 % проблем на производстве связаны с нарушениями отношений между сотрудниками, а не с недостатком навыков или мотивами поведения отдельных работников.

Одним из ключевых элементов в современном менеджменте является осознание того, что управление и разрешение конфликтов стали важнейшей задачей руководителей.

 

Для чего нужна конфликтология

Изучение конфликтологии реально помогает распознавать конфликты, принимать меры для их решения и профилактики. Оно дает возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, отыскивать лучшие решения в конфликтных ситуациях, находить самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.

Знания в области конфликтологии могут существенным образом оптимизировать многочисленные интеракции, в которые люди ежедневно и постоянно вступают, стремясь удовлетворить свои социальные потребности. Индивид, владеющий культурой поведения в конфликтных ситуациях, социально более привлекателен в культурном отношении, обладает большой социальной мобильностью, владеет более широким и эффективным набором средств для достижения своих целей в условиях конкуренции, а также более приспособлен к кооперативным способам взаимодействия.

 

Виды и факторы конфликта

В конфликтологии существует множество вариантов классификации конфликтов. Они зависят от критериев, которые берутся за основу. Но принято выделять основные виды:

Внутриличностные конфликты - это внутриличностные противоречия, воспринимаемая и эмоционально переживаемая как значимая для человека психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на преодоление определенного противоречия.

Межличностный конфликт - это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации оценивается как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на возникновение возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обоих сторон или одной из сторон.

Личностно-групповой - конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Межгрупповой конфликт - конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям. Сторонами конфликта являются социальные группы.

Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные , в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные , когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

Исходя из временных параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются); затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).

Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние.

Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бывают конфликты, проходящие без кризисов, но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации), и само общество должно быть на столь же высоком уровне развития. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта заключается в росте самосознания участников конфликта. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников.

Задача выявления причин конфликта занимает большое место в поиске путей их решения и предупреждения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие.

К факторам, влияющим на характер протекания конфликта, относятся:

1) индивидуально-психологические особенности участников конфликта;

2) социально-психологические факторы – взаимоотношения в группе, психологический климат и т.п.;

3) социально-политические факторы могут влиять на характер протекания межгрупповых конфликтов, например, межэтнических или межгосударственных;

4) социально-экономические факторы могут оказывать влияние как на межличностные, так и на межгрупповые конфликты.

 

Глава 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.