Постепенно социальная организация общества усложняется. Первобытное общество – первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей. Человеческое общество устроено так: основная ячейка – родовая община. Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. В родовой общине полигамная семья, матриархат, власть, основанная на авторитете. Органы власти – общее собрание рода (все взрослые члены), вождь (старейшина - избирался обычно на общем собрании, участвовал в производственной деятельности наравне с др.членами), жрецы – религиозные лидеры общества.
С течением времени образование племен как объединения родовых общин, появление совета старейшин. Государства и права не существует.
Изменения окружающей среды, экономических, социальных условий привели к возникновению государства:
- изменение климата – улучшение условий для сельского хозяйства;
- первое общественное разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);
-появление свободных рабочих рук;
- смена матриархата патриархатом, появление моногамной семьи;
- с появлением свободных рабочих рук – второе общественное разделение труда – появление ремесла (изготовление орудий труда и предметов обихода) – натуральный обмен;
т.к. возникло ремесло:
- появление излишков продукции;
- третье разделение труда – возникновение торгового (натуральный обмен) сословия, появление купцов (не производят, обменивают товары)
- появление частной и общественной собственности
Т.о., причина возникновения государства – усложнение общественных отношений, три общественных разделения труда, возникновение частной собственности, развитие судебной и управленческой си.стем (вожди и старейшины начинают решать спорные вопросы)
Теории происхождения государства:
Теологическая (божественная) (Аврелий Августин, Фома Аквинский) –господствоавла в средние века, сейчас распространена в ряде исламских государств. Государство возникло по воле Бога. Значит, государство, его институты власть вечны, незыблемы, святы, их возникновение и упразднение не зависят от воли человека. «+» - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует насилию, революции, переделу власти и собственности. «-» -основана на вере в Бога, а не на научном знании.
Патриархальная (Аристотель, Филмер). Государство является продолжением развития семейных отношений, это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных. Власть правителя – это власть отца, он обязан заботиться о своих детях (населении), но имеет право их наказывать, подданные обязаны его чтить и подчиняться. Правитель – отец всего народа.
«+» способствует сплочению общества; уважению гос.власти, культивирует дух родства, взаимообязанности членов общества. «-» прямое отождествление государства и семьи; в семье – родственные связи, а между всем народом – нет
Теория общественного договора (Руссо, Локк, Гоббс, Радищев) – в основе государства - общественный договор. Первоначально люди находятся в первобытном состоянии, каждый преследует свои интересы, не считается с другими, это ведет «к войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло само себя уничтожить; чтобы этого не случилось, люди заключили общественный договор, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате создается институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство. «-» - общественный договор – идеал; общество воспринимается как единое целое, но реально он разделено на группы.
Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Государство возникло путем насилия: одних членов общества над другими внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильными. «+» насилие является одним из осн.факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деят-сть, вооруженные силы); многие государства созданы этим путем. «-»насилие – не единственный фактор, повлиявший на возникновение государства.
Марксистская (Маркс,Э.,Л., Плеханов). Государство возникло на классово-экономической основе:произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, в результате присвоения чужого труда произошло расслоение общества на классы – экономически сильный и слабый; появилась частная собственность и публичная власть, для поддержания господства сильного класса был создан аппарат принуждения – государство.
Др.теории – органическая (Спенсер) – государство возникает и развивается как биологич.организм, люди образуют государство, как клетки – живой организм, гос.институты – части организма: правители – мозг и сердце, финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки. Между государствами как и в природе идет естественный отбор – выживают самые приспособленные;
Теории происхождения права.
- Теологическая. Сторонники этой теории понимали право как результат божественной воли (10 заповедей Моисея; Каран и др.).
- Теория естественного права (17-18 вв.) Сторонники - Монтескье, Руссо, Вальтер и др. считали, что право делится на естественное и позитивное. Позитивное всегда основывается на естественном.
- Историческая школа (1-ая треть 19 в.). Право – результат исторического развития того или иного общества, т.е. единого права нет (кажд.народ определяет свои права). Основным источником д.б. обычай, а не закон.
-Нормативистская теория (19-20 вв.) Право – это система норм, установленных государством. Следовательно, источники, не подтвержденные государством, не являются правом.
-Марксистская теория (19-20 вв.) - единственная материалистическая теория. Право – это часть надстройки, зависит от экономических отношений, выражает волю господствующего класса.