В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером.
В дуалистической монархии власть монарха ограничена парламентом.
В конституционной монархии монарх выступает в роли главы государства, выполняет представительские функции, но непосредственно в управлении государством участия не принимает.
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА во времени ограничено моментом вступления его в силу и прекращением его действия.
Вступление в силу НПА связано с рядом событий, не исключающих друг друга: дата принятия или утверждения НПА, дата его официального опубликования, дата вступления указывается в самом акте, или в специально изданном для введения в действия акте. В случае если НПА сложный то дается больший срок на его вступление в силу, если чрезвычайная обстановка, то немедленно. Бывает вступление в силу НПА постепенное на разных территориях.
Прекращение НПА с момента утраты юридической силы. Это тоже м.б. связано с рядом событий: в результате истечения срока действия НПА о чем указано в нем самом (о бюджете, о перемирии и т.п.), в результате его отмены другим НПА, в результате замены НПА другим НПА, устанавливающим новые правила в регулируемой области.
Действие НПА в пространстве
Действие НПА в пространстве ограничено территорией, на которую распространяется суверенитет государства и государственная власть органов ее осуществляющих. По этому критерию НПА делятся на:
- действующие на всей территории (конституция, законы);
- действующие на часть территории (законы о народах крайнего севера и т.п.);
- действующие вне пределов государства – международные договоры.
Действие НПА по кругу лиц.
Действие НПА по кругу лиц связано с тем, кому адресуются содержащиеся в них предписания. По общему правилу НПА действуют для граждан государства, в котором принят НПА. Кроме того НПА могут действовать для:
- лиц с двойным гражданством, они пользуются двойным покровительством;
- иностранцев, они пользуются почти теми же правами что и граждане (кроме выборов, госслужбы и т.д.);
- лиц без гражданства, их статус как у иностранцев;
- работников дипломатических и консульских служб, пользующихся дипломатическим иммунитетом.
53. Состав и содержание правовых отношений.
В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:
а) субъектов (участников) правоотношения;
б) субъективные юридические права и обязанности (которые именуют также юридическим содержанием правоотношения);
в) фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (его называют материальным содержанием правоотношения);
объекты правоотношения.
Правоотношения классифицируются по различным основаниям.По отраслевой принадлежности можно различатьгосударственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и другие правоотношения.
Содержание правоотношения.
Содержание правоотношения устанавливается нормами права и юридическими фактами. Юридическое содержание правоотношения составляют субъективное право и юридическая обязанность субъектов, фактическое содержание правоотношения составляют сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Субъективное право - мера возможного поведения субъекта правоотношения (лица), предусмотренная правом (и обеспечиваемая юридическими обязанностями других субъектов), она может включать право на фактические действия, право на юридические действия, право требования и притязания и т.п.
Субъективная юридическая обязанность - мера должного поведения субъекта правоотношения, предусмотренная правом (и обеспеченная возможностью государственного принуждения), она может выражаться в необходимости совершения конкретных действий, запрете совершать определённые действия, ограничении в правах.
Понятие и признаки государства.
Понятие государства.
Государство - особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна - территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство - организация политической власти страны и общества.
3. Признаки государства.
Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.
1) Территориальная организация населения - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
2) Государственная власть - особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).
3) Государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.
4) Право - государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).
5) Сбор налогов - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.
Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.