Профессионально-личностная компетентность современного педагога
Императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности, в ХХ веке была предъявлена нашими выдающимися учёными А.С. Макаренко, Ю.П. Азаровым, Ю.А. Бабанским, Ю.А. Конаржевским и во многом отождествлялась, фокусировалась в понятие «педагогическое мастерство». «Всё в нашем педагогическом деле, – утверждал Ю.П. Азаров, – в конечном счёте, решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь к мастерству».
Мастер – это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приёмами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний и кругозора. Это искусство общения с детьми.
И как синоним понятий «профессиональное мастерство», «профессионализм» в 90-ые годы ХХ века в педагогическую терминологию вошло понятие «профессиональная компетентность». Надо сразу заметить, что большинство учёных разводят эти понятия, подчёркивая особый контекст употребления понятия «компетентность» и рассматривая её как основу педагогического мастерства.
Анализ работ, посвящённых проблеме педагогической профессиональной компетентности, свидетельствует о сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Е.П. Тонконогая, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, В.Ю. Кричевский, Н.В. Немова, С.С. Татарченкова, В.М. Шепель и др.).
Итак, что же следует понимать под компетентностью? Обратимся к базовому определению, приведённому в словаре иностранных слов. Компетентность: 1) обладание компетенцией; 2) знания, сведения в определённой области. Компетентный: 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области.
Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, одним из первых предложил определение педагогической компетентности. По мнению учёного, компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога определяется его готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. Учёный выделил основные характеристики компетентности педагога. Это:
личностно-гуманистическая ориентация;
способность к системному действию в профессионально-педагогической ситуации;
ориентация в предметной области;
владение современными педагогическими технологиями;
взаимодействие с информацией и передача учебной информации;
креативность в профессиональной сфере;
наличие рефлексивной культуры;
эмпатия;
толерантность.
В современной отечественной науке существуют разные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность».
Е.П. Тонконогая рассматривает профессиональную компетентность как интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические и управленческие функции в новых условиях в соответствии со служебным статусом.
Профессор С.Г. Вершловский утверждает, что профессионально-педагогическую компетентность можно охарактеризовать, как способность педагога оперативно решать возникающие проблемы и задачи на основе знаний и опыта, приобретаемых в процессе познания. Компетентность, по его мнению, означает устойчивую способность к деятельности со знанием дела.
В работах А.В. Хуторского понятие «компетентность» рассматривается как обладание соответствующими компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и личностного совершенствования.
В концептуальных документах по модернизации образования, в рекомендациях Совета Европы понятие «компетентность» связывают с выполнением сложных практических задач и рассматривают как синтез когнитивной, информационной, этической, социальной и коммуникативной составляющих, подчёркивая тем самым его интеграционную, надпредметную роль в образовании.
Часть учёных определяет компетентность по структурным основаниям профессионально-педагогической деятельности.
Так, С.С. Татарченкова в структуре профессионально-педагогической деятельности выделяет четыре взаимосвязанных компонента:
профессионально-личностный, отражающий способности к педагогической деятельности, ценностные ориентации, профессиональные установки, мотивы, определяющие творческую активность учителя;
образовательный, включающий профессиональные знания по основам наук: предметно-научные, психолого-педагогические, методические, общекультурные и другие сведения о соответствующем опыте практической деятельности;
концептуальный, свидетельствующий об умениях проектирования деятельности учителя;
деятельностный, включающий в себя практические умения и навыки, обеспечивающие реализацию замыслов и проектов деятельности учителя.
Интересную трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» дают учёные В.В. Нестеров, А.С. Белкин. Они предлагают рассматривать компетенции как «совокупность того, чем человек располагает», а компетентность как «совокупность того, чем он владеет». В педагогическом плане компетенция рассматривается этими авторами как «совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе», а профессионально-педагогическая компетентность представляется как «совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций». Авторы выделяют несколько ключевых компетенций, являющихся слагаемыми профессионально-педагогической компетентности:
В.Г. Воронцова, Г.Д. Воронцов подчёркивают, что, несмотря на различный набор ключевых компетентностей для специалиста, в том числе и для педагога, общими для всех вариантов являются три составляющих:
знания (степень овладения научно-профессиональной информацией и способность к её использованию в практике);
личностная и профессиональная позиция (ценностно-смысловые, нравственно-мировоззренческие ориентации);
профессиональная культура (как синтез ценностных ориентаций и творческой деятельности, в том числе на основе новых информационных технологий).