Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессионально-личностная компетентность современного педагога

Императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности, в ХХ веке была предъявлена нашими выдающимися учёными А.С. Макаренко, Ю.П. Азаровым, Ю.А. Бабанским, Ю.А. Конаржевским и во многом отождествлялась, фокусировалась в понятие «педагогическое мастерство». «Всё в нашем педагогическом деле, – утверждал Ю.П. Азаров, – в конечном счёте, решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь к мастерству».

Мастер – это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приёмами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний и кругозора. Это искусство общения с детьми.

И как синоним понятий «профессиональное мастерство», «профессионализм» в 90-ые годы ХХ века в педагогическую терминологию вошло понятие «профессиональная компетентность». Надо сразу заметить, что большинство учёных разводят эти понятия, подчёркивая особый контекст употребления понятия «компетентность» и рассматривая её как основу педагогического мастерства.

Анализ работ, посвящённых проблеме педагогической профессиональной компетентности, свидетельствует о сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Е.П. Тонконогая, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, В.Ю. Кричевский, Н.В. Немова, С.С. Татарченкова, В.М. Шепель и др.).

Итак, что же следует понимать под компетентностью? Обратимся к базовому определению, приведённому в словаре иностранных слов. Компетентность: 1) обладание компетенцией; 2) знания, сведения в определённой области. Компетентный: 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области.

Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, одним из первых предложил определение педагогической компетентности. По мнению учёного, компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога определяется его готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. Учёный выделил основные характеристики компетентности педагога. Это:

  • личностно-гуманистическая ориентация;
  • способность к системному действию в профессионально-педагогической ситуации;
  • ориентация в предметной области;
  • владение современными педагогическими технологиями;
  • взаимодействие с информацией и передача учебной информации;
  • креативность в профессиональной сфере;
  • наличие рефлексивной культуры;
  • эмпатия;
  • толерантность.

В современной отечественной науке существуют разные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность».

Е.П. Тонконогая рассматривает профессиональную компетентность как интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические и управленческие функции в новых условиях в соответствии со служебным статусом.

Профессор С.Г. Вершловский утверждает, что профессионально-педагогическую компетентность можно охарактеризовать, как способность педагога оперативно решать возникающие проблемы и задачи на основе знаний и опыта, приобретаемых в процессе познания. Компетентность, по его мнению, означает устойчивую способность к деятельности со знанием дела.

В работах А.В. Хуторского понятие «компетентность» рассматривается как обладание соответствующими компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и личностного совершенствования.

В концептуальных документах по модернизации образования, в рекомендациях Совета Европы понятие «компетентность» связывают с выполнением сложных практических задач и рассматривают как синтез когнитивной, информационной, этической, социальной и коммуникативной составляющих, подчёркивая тем самым его интеграционную, надпредметную роль в образовании.

Часть учёных определяет компетентность по структурным основаниям профессионально-педагогической деятельности.

Так, С.С. Татарченкова в структуре профессионально-педагогической деятельности выделяет четыре взаимосвязанных компонента:

  • профессионально-личностный, отражающий способности к педагогической деятельности, ценностные ориентации, профессиональные установки, мотивы, определяющие творческую активность учителя;
  • образовательный, включающий профессиональные знания по основам наук: предметно-научные, психолого-педагогические, методические, общекультурные и другие сведения о соответствующем опыте практической деятельности;
  • концептуальный, свидетельствующий об умениях проектирования деятельности учителя;
  • деятельностный, включающий в себя практические умения и навыки, обеспечивающие реализацию замыслов и проектов деятельности учителя.

Интересную трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» дают учёные В.В. Нестеров, А.С. Белкин. Они предлагают рассматривать компетенции как «совокупность того, чем человек располагает», а компетентность как «совокупность того, чем он владеет». В педагогическом плане компетенция рассматривается этими авторами как «совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе», а профессионально-педагогическая компетентность представляется как «совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций». Авторы выделяют несколько ключевых компетенций, являющихся слагаемыми профессионально-педагогической компетентности:

  • когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция);
  • психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость);
  • коммуникативная (культура общения и педагогический такт);
  • риторическая (профессиональная культура речи);
  • профессионально-техническая;
  • профессионально-информационная (мониторинговая культура).

В.Г. Воронцова, Г.Д. Воронцов подчёркивают, что, несмотря на различный набор ключевых компетентностей для специалиста, в том числе и для педагога, общими для всех вариантов являются три составляющих:

  • знания (степень овладения научно-профессиональной информацией и способность к её использованию в практике);
  • личностная и профессиональная позиция (ценностно-смысловые, нравственно-мировоззренческие ориентации);
  • профессиональная культура (как синтез ценностных ориентаций и творческой деятельности, в том числе на основе новых информационных технологий).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.