Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Слом временного буржуазного государственного аппарата



Введение.

Государственный аппарат - это система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства.

Под государственным аппаратом часто понимается совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством. В деятельности государственного аппарата, его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного государства, его историческая роль.

Государственный аппарат - система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В широком смысле гос.аппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, разведка, карательные и иные органы принуждения. В более тесном смысле под гос.аппарат часто понимается совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством. В деятельности гос.аппарата его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного государства, его историческая роль. Типичные функции гос.аппарат эксплуататорского государства — защита привилегий и интересов эксплуататорских классов, сбор налогов, организация вооруженных сил, применение насилия против революционных выступлений трудящихся. Для гос.аппарата империалистических государств характерно сращивание с аппаратом крупнейших капиталистических монополий и подчинение всего государственного механизма обеспечению интересов этих монополий.


 

Актуальность.

Актуальность темы работы заключается в том, что советский государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.

Цель курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование истории формирования первого советского правительства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть деятельность высших органов власти после свержения Временного правительства.

2. Описать историю создания советского государственного аппарата и местных органов власти и управления.

3. Раскрыть историю создания первого органа госбезопасности (ВЧК).

4. Охарактеризовать завершение формирования советского государственного аппарата.

Историография.

Ещё накануне вооружённого восстания, В. И. Ленин набросал заметки, что необходимо на первых порах для организации аппарата управления. Появившись в 1933 году на страницах «Ленинского сборника», документ обрел заголовок - «Заметки об организации аппарата управления».

Сохранилось немало рассказов о том, как проходило формирование Советского правительства в Смольном, в комнате номер 36. Предстояло от захвата власти перейти к ее осуществлению. Началось обсуждение кандидатур - состав будущего кабинета, и вот что испытывал при этом А. В. Луначарский:

«Это совершалось в какой-то комнатушке Смольного, где стулья были забросаны пальто и шапками и где, все теснились вокруг плохо освещенного стола. Мы выбирали руководителей обновленной России. Мне казалось, что выбор часто слишком случаен, я все боялся слишком большого несоответствия между гигантскими задачами и выбираемыми людьми, которых я хорошо знал и которые казались мне неподготовленными еще для той или другой специальности. Ленин досадливо отмахивался от меня и в то же время с улыбкой говорил: Пока -- там посмотрим -- нужны ответственные люди на все посты; если окажутся негодными -- сумеем переменить».


 

Параграф 1.

Слом временного буржуазного государственного аппарата

Основная работа по строительству социалистического аппарата государственного управления началась незамедлительно после победы вооруженного восстания в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах.

Огромное значение в этом строительстве имела деятельность Военно-революционного комитета Петроградского Совета (ВРК). Еще в период подготовки октябрьского вооруженного восстания ВРК принимал энергичные меры против попыток вывода войск из столицы, боролся за укрепление революционной дисциплины среди рабочих и солдат, развивая активную деятельность по подготовке и проведению II Всероссийского съезда Советов.

25 октября 1917 г. в 10 часов утра Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов в обращении, которое называлось "К гражданам России", провозгласил:" Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - военно-революционного комитета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона. Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!" Так началась история советского государственного управления в России. Победа пролетарской революции в России привела к установлению диктатуры пролетариата. В.И. Ленин на основе изучения опыта Парижской коммуны, революций 1905-1907 гг. и февральской 1917 г. сделал вывод, что для России лучшей формой диктатуры пролетариата будет не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов. В России диктатура пролетариата была установлена в форме республики Советов.

После победы революции ВРК создавал различные отделы и комиссии. По сообщению газеты "Известия ЦИК" от 14 октября 1917 г. о создании ВРК, он должен был подразделяться на отделы: 1) обороны, 2) снабжения, 3) связи, 4) информационное бюро, 5) рабочей милиции, 6) стол донесений, 7) комендатура. По мере необходимости возникали новые отделы. Так, 29 октября 1917 г. был создан продовольственный отдел, на плечи которого легло снабжение Петрограда и фронта продовольствием.

Действовала следственная комиссия, проводившая не только расследование преступлений против революции, но и оперативную работу по задержанию противников революции и заключению их в тюрьму. Кроме того, были созданы отдел печати, реквизиций, агитационная комиссия. В первые дни ноября 1917 г. агитаторы ВРК (всего около 300) выехали в разные концы страны. Они провели большую работу на местах по установлению Советской власти и разъяснению ее политики.

 

Компетенция ВРК не была очерчена каким-либо нормативным актом и на протяжении его истории менялась. Весьма часто ВРК сам определял свою компетенцию. Он занимался многими проблемами: формированием органов советского государственного аппарата (отделов ВЦИК, аппарата наркоматов и т.д.), снабжение Петрограда и армии продовольствием, борьба со спекуляцией, пьяными погромами, хулиганством, осуществлял охрану общественного порядка и т.д. ВРК пресекал вооруженные выступления контрреволюции, раскрывал и ликвидировал многочисленные заговоры против власти, боролся с контрреволюционной печатью, саботажем чиновников и т. д.

Это был, по существу, единственный налаженный аппарат (вместе с Советами), через который новая власть осуществляла всю государственную деятельность. По своей компетенции это был всеобъемлющий чрезвычайный орган Советского государства.

В дальнейшем, по мере упрочения центральных органов отраслевого управления, Петроградский ВРК постепенно передавал им часть своих полномочий, все более сосредоточивая свои усилия на борьбе с контрреволюцией. В этой роли он просуществовал до начала декабря 1917 г., т. е. до образования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии.

Военно-революционные комитеты явились теми органами пролетарской революции, которые обеспечивали создание соответствующих условий для перехода власти в руки Советов, чем содействовали упрочению нового государственного аппарата.1

Захват пролетариатом власти и использование ее в качестве ры­чага для построения новой системы хозяйства опре­делили принципиально иную роль государства в преобразовании экономики общества. Советское государство осуществляет всеохватывающее руковод­ство народным хозяйством, делая это посредством гибкого и развет­вленного аппарата хозяйственного управления. В этой области Совет­ское государство действовало в двух главных направлениях. С одной стороны, оно осуществляло строительство новых органов хозяйствен­ного управления, с другой — применяло необходимые меры с целью сосредоточения в своих руках командных высот путем экспроприации частнокапиталистического хозяйства.

В хозяйственной области вопрос о сломе старого аппарата управ­ления решался несколько иначе, чем в политической. Социалистическая революция не ставила целью полностью отвергнуть все без исключения элементы старой надстройки. Революция предполагает преемственность некоторых учреждений старой надстройки, могущих быть использованными в интересах трудящихся. Сюда относится, например, учетно-контрольный аппарат буржуазного государства. В. И. Ленин подчеркивал важность дифференцированного подхода к вопросу о судьбе различных частей буржуазного государственного аппарата.

Решительно выступая за слом военно-бюрократического, судейского, чиновничьего аппарата, В. И. Ленин вместе с тем предупреждал о нецелесообразности слома, например, хозяйственного аппарата буржуазии. Он указывал, что этот аппарат надо приспособить к нуждам пролетариата, т. е. вырвать из подчинения капиталистам, отсечь от него капиталистов с их нитями влияния, подчинить пролетарским Советам, сделать более широким, более всеобъемлющим, более всенародным. 2

К февралю 1918 г. процесс первоначального укрепления Советов был в основном закончен, что позволило в законодательном порядке оформить переход к ликвидации старых буржуазных органов управле­ния на местах. Отдел местного управления НКВД разослал на места директиву о роспуске земских и городских самоуправлений, созданных до революции.

Параграф 2.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.