Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая для осуществления управленческо - обеспечительной и охранительной функций специальным аппаратом и способная придавать своим велениям характер обязательности для всего своего населения.
В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков. Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
- Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
- Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
- Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
- Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
- Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
- Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
- Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
- Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
Типология государств.
Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:
- Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
- Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. - Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
- Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;
- Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;
- Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности. Согласно теорииФрэнсисаФукуямы конечной точкой социального развития является либеральная демократия западного образца. Следует отметить, что в 2000-х Фукуяма пересмотрел свои взгляды, склоняясь в сторону цивилизационного подхода.
Западно-европейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия (Автократия —самовластный, имеющий неограниченное право.). Макайвер делит все государства на два типа: 1) династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения; 2) демократические, в которых государственная впасть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство. В первую группу Макайвер включает “классово-контролируемые государства” (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества.
Наиболее универсальным научным критерием типологии государственных и правовых явлений становится в настоящее время цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.