Умеренно расчлененная с отсутствием каменистых участков
Возможен сход прогнозируемых лавин после сильных снегопадов
Относительно благоприятные
< 1000; 2500—3000
1—5
200—1000
18—20; 10—12
Имеются отдельные не заносимые снегом каменистые участки, которые необходимо выровнять и заделать снегоделательными машинами
То же
Небла-гоприятные
3000—4000
5—30
50—200
5—10; 20—25
Сильно расчлененная со многими каменистыми участками
Трасса пересекается лавиноопасными участками
Таблица 1.6,а
Основные параметры горнолыжных трасс
Категория трассы
Протяженность,
Ширина,
Уклоны на трассе, град/%
м
м
минимальные
средние
максимальные
Учебные:
детские;
50—100
20—30
< 10
8—12
подростковые и
взрослые
100—1000
и более
10 / 50
10—15 / 25
15—20 / 25
Туристские
1000—2000
От 30—40 до 50—60
10 / 30
10—15 / 30
15—25 / 30
Спортивные:
слалом;
300—450
30—100
12—15
16—18
до 30
слалом-гигант;
700—1500
150—200
17—20 / 50
20—30 / 25
> 30 / 25
скоростной спуск
1600—2500
20—50
10 / 20;
11—15 / 40
16—20 / 20
> 20 / 20
Таблица 1.6,б
Основные параметры горнолыжных трасс
Категория трассы
Перепады высот, м
Скорость спуска
Характеристика склона
Учебные:
детские;
подростковые и взрослые
10— 15
20—150—200
30—40
Открытый несколько выпуклый склон с пологим выкатом на ровную поверхность
Туристские
150 при длине < 600 м
200 при длине 900 м
500 при длине 2000 м
30—50
Выпуклые формы рельефа (окатистые бугры и гребни мягкого профиля), малый контур уклона, выкат
Спортивные:
слалом;
слалом-гигант;
80—150
200—450
50—65 (жен.)
до 70 (муж.)
50—65 (жен.)
до 70 (муж.)
Разнообразный рельеф с переменным профилем, с небольшими контруклонами
скоростной спуск
500—700
50—65 (жен.)
до 70 (муж.)
Разнообразный рельеф с переменным профилем, небольшими контруклонами, наклонный профиль приземления
Туристские трассы ориентированы на подготовленных лыжников. Предназначенные для спуска лыжников любой квалификации, они могут иметь разную трудность, при этом желательно, чтобы в пределах одного района было несколько трасс, отличающихся сложностью спуска и разнообразием эстетических впечатлений. Средняя их крутизна 12—18о с допустимыми уклонами 20—25о. Максимальные уклоны возможны в пределах 200—250 м на каждый километр трассы. Перепады высот на туристских трассах зависят от протяженности трассы и изменяются от 150 до 500 м.
Спортивные трассы предназначены для лыжников-спортсменов и характеризуются максимальной протяженностью и крутизной. Среди них есть трассы бугристые с крутыми склонами, леденистым снегом и глубоким снегом разной плотности, на которых лыжники тренируются в слаломе, слаломе-гиганте и скоростном спуске. Ширина этих трасс должна быть не менее 20 м, причем в местах косых спусков и поворотов от склона ее необходимо увеличивать или создавать покрытые снегом наклонные виражи под углом до 40о, типа трековых. Короткие крутые участки должны сменяться длинными пологими. Оптимальное соотношение участков различной крутизны приведено в табл. 1.6,а. Важно, чтобы крутизна и характер виражей определяли сохранение скорости спуска в допустимых пределах. Преодолевая препятствие, лыжник должен приземляться вдоль трассы под небольшим углом на наклонном участке, а не на ровную площадку и не на контруклон.
Сравнительные характеристики известных спортивных трасс скоростного спуска приведены в табл. 1.7.
Как видно из таблицы, идеальными условиями для скоростного спуска обладает трасса на курорте Домбай. Приближается к ней курорт Коль де Путрон. Чегет характеризуется более сложными условиями спуска, так как на его трассе отсутствуют участки с малыми уклонами.
Трассы слалома-гиганта не проектируют постоянными, а лишь определяют места старта и финиша. Склон должен иметь ширину до 150—200 м, разнообразный рельеф. Трассы расчищают от камней, деревьев и других препятствий. Наиболее интересны слаломные трассы на склонах переменного профиля, крутизна которых периодически меняется от 17 до 30о. Для соревнований необходимо, чтобы четвертая часть трассы имела крутизну более 30о.