Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Норма права: понятие, признаки, виды. Отличие правовых норм от нормативных предписаний

это часть права, которая обладает всеми свойствами права; – это общеобязат-е, формально опр. правило поведения, установленное либо санкционированное гос-м и направленное на урегулирование общест. отношений.. Признаки: 1)носит общий хар-р, т.е. правило поведения; норма права отличается нормативностью; 2) содержит обязат правило поведения – оно распространяется на всех, кто вступает в сферу действия; 3) хар-тся унифицированностью, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей; 4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации,; 5) облекается в письм., документальную форму, связана с опр. процедурой применения 6) имеет гос-но властный хар-р.; 7) гарантирована со стороны гос-ва, т.е. в случае несоблюдения нормы права гос-во может применить принуждуние; 8) обладает представит – обязыв содержание, т.е. предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо соответствующие обязанности, а возлагая обяз-ти предоставляет конкретные права; 9) системна. Виды: По функциям 1.исходные нормы, т.е. те, из к-рых проистекают все другие юр.нормы 2.нормы – правила поведения. По отраслям (констит право, гражд…). По хар-ру регул-х отнош-й (материальн и процессуальные.). По методу рег: 1.императивные (обязательные); 2.диспозитивные (несколько вариант, на выбор); 3.поощрительные 4.рекоменд-е. По сред-вам использ-м для регулир отнош-й: 1.управомоч; 2.обязыв; 3.запрещ.По времени (постоянные и временные). По кругу лиц (общие и спец-е). По субъекту правотв-ва (законы и подзак.акты – указы презид). Локальные – приним на отд пред-ях, в орг, и действуют токо в них. Компенсац – возмещ ущерба и др. потерь направл на защиту граждан.Коллизионные– предназн разрешать столкновения м/у различ нормами, кот по разному регул. одни и те же общств отн. Нормат предписание – цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте НПА властное веление пр-тв-го органа.

26. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Способы изложения правовых нормНорма права состоит из: Гипотеза – это часть нормы, указ-щая на обстоят-ва, при которых действует данная норма. Каждая норма может применяться только при наличии всех обстоят-в, указ-х в ее гипотезе. Диспозиция – часть нормы, которая закрепляет права и обяз-ти участников соотв-го правоотн-я. Санкция – это часть нормы, которая указывает на меры гос. принуждения, кот мб применены к лицу, нарушившему данную норму права. Названные эл-ты нормы излагаются в статьях закона или пунктах иных НПА. Очень редко когда в одной статье, пункте содержаться все три эл-та нормы права. Чаще всего в целях лаконичности изложения воли правотв-го общества части нормы права излагаются в разных статьях, пунктах акта.

27. Понятие правотворчества. Формирование права и правотворчество.это деят-ть общества и гос-ва по формир-ю норм права и закреплению в НПА. Выдел 2 стадии правотв-ва: I. Формир-е права - осущ-ет общ-во, стадии: 1. обнаружение субъектом гражд. общ-ва к-л несовершенства действующей нормы: пробела, противоречия, несоответствие нормы права действующим отношениям и т.д. Своим открытием субъект делиться с др.лицами, общ. орг-ями, прессой. Когда др. лица поддерживают идею субъекта и придают ей хар-р общ-но значимой проблемы, наступает 2-й этап формир-я права. На этом этапе проходит бурное обсуждение проблемы в прессе, в общ. орг-циях, и возникает решение о принятии мер к отмене несовершенных норм права. Далее общ. огр-ция, партия, орган гос-ва, осознает справедливость итогов общ-го обсуждения и вносит в компет. орган свое предложение о необходимости изменить .... Этим внесением стадия формирования права завершается. II Правотв-я деят-ть гос-ва - дальнейший процесс правотв-ва протекает в недрах компет. органа. Этот процесс состоит из: 1 внесения проекта норм акта; 2 обсуждение проекта; 3 принятие норм акта; 4 опубликование.

28. Законотворческий процесс и его основные стадии.- это совокупность действий, посредством которых осуществляется законод деят-ть. Принципы: - законности демократизма научности профессионализма гласности системности стадий: 1) принятие решения о внесении измен-я в действ-ю систему норм права (самост ГД, устарел, вызывает нарекания). 2) рассм-е проекта закона, внесенного в ГосДуму в порядке з-д-й инициативы или группой проектантов по решению данного органа (м. первой стадией быть, все граждане з-тв-й инициативой обладают, ГД обязана рассм-ть проект): а.рассмотр.проекта и принятие решения тщат.анализа проекта; б. рассм. проекта ГД в первом чтении – выявл.позиции депутатов относит проекта . 3) обсуждение и соглас-е проекта закона заинтерес-ми лицами. 3а) доработка закона и в ГД на второе чтение и третье чтение 4) принятие ФЗ (только после одобрения Советом Федерации и подписания Перзидентом). 5) опублик-е принятого закона в Рос. газете или Собрании з-д-ва РФ. Другие НПА приним-ся по аналогии с ФЗ, но процедура м.б.сокращена по длит-ти.

29. Принципы и виды правотворчества. Референдум как вид правотворчества.П-тв-во подразделяется на виды (по субъектам): 1. законотв-во – осущ-емое представительными органами гос-ва (Дума). 2 п-тв-во органов исполн.власти - направлено на конкретизацию раскрытия действующих законов. НПА, принимаемые данными организациями не могут противоречить законам. 3. НПА органа мест.самоупр-я - эти органы не входят в систему органов гос-ва и могут заниматься п-тв-вом только в рамках, устан-х гос-вом. 4. П-тв-во органов упр-я учр-ями - осущ-ся в пределах устан-х законом и иными актами гос-ва (устав, правила внутр. распорядка). 5. НПА принимаемые непосредственно в ходе референдума (Конституция; всенародное голосование, большинство голосов придается сила закона и не треб. утверждения больше). Принципы: 1. законности (мож принимать акты в пределах компет-ции, в соотв-и с устан.порядком, не противор. Конст, в соотв. форме – З, Указ..), 2. научной обоснов-ти (привле. ученых-юристов для концепц, текста, исслед-я опыта, прогноза, экспертизы проекта), 3. демократизм (привлечен общ-ва к обсужд проектов НПА, возможн. граждан предлож-я совершенствов-я з-д-ва, принятия законов общ-вом в референдуме; принятие НПА в интересах граждан и без дискриминации). 4. системности (увязка проекта НПА с действ-щими, не дублир, без пробелов).

30. Понятие и виды НПА. Законы и подзаконные НПА в РФ.НПА - чаще всего понимается как акт содержащий нормы права. Однако это опред-е неточное. Во-первых могут быть НПА не явл-ся источниками права – информац. акты, доводят до сведения исполнителей нормат. предписания вышестоящих орг.власти (приказами министра доводятся НПА правит-ва, они содержат нормы права, но не явл-ся источниками, в них нет норм министра). Не явл-ся источниками права также НПА орг-в власти, принятые за пределами их компетенции. Во-вторых, в сист-ме НПА сущ-ют НПА, кот. не содержат традиц-но понимаемых норм права, но явл-ся источниками права. Это перечни НПА, утрат-х силу, в них нет норм, но они явл-ся НПА т.к. без их учета невозможно знание действующих актов. Т.О. НПА – это решение прав-тв-го органа, внесенные в пределах его компет-и и направл-е на создание новых норм права, отмену или изменение действ-х норм. Закон – это НПА, принимаемый представит. органом гос-ва и облад-щий юр. силой. Высшая юр. сила закона придается ему тем, что законы принимаются лицами, избранными населением в кач-ве своих представителей в закон-тв-м органе – а значит они принимаются от имени и на благо народа. Соотв-но законы образуют первичную норм.базу с которой должны считаться все др. п-тв-кие органы, а принимаемые ими акты не могут противор-ть действ-м законам. При наличии такого противоречия действуют законы. В РФ законы принимает Гос дума, поэтому ни Совет Федер, ни Президент не могут самост-но исправлять, дополнять действ-щие законы. В случае их несогласия с дейст. законами они могут выступить с зак-дат-й инициативой.

31. Действие НПА во времени. Обратная сила закона. Переживание закона.НПА начинает дейст-ь не сразу, а после того как он вступит в силу. Способы вступления: с момента принятия; с даты опублик-я в офиц. источнике; с даты указ-й в акте; по истечен-и опред. срока после опублик (ФКЗ и ФЗ 10 дней, указы прези и постан правит – 7 дней). Обратная сила – новые нормы права реализ-ся только в отнош-ях, возникших после их вступления в силу. Исключения: 1. обр.сила придается нормам угол и админ. права, устаняющим или смягчающим ответ-ть, 2. обр. сила м.б. придана новому закону самим з-д-телем (конст огранич. обрат.силу к законам. кот устан-ют или отягчают ответ-ть, вводят новые налоги….) Признание нпа утратившим силу – при принятии спец. решения пр-тв-го органа об его отмене полностью или частично (или м.б. при принятии закона сразу установлен срок оконч.действия).

32. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.Пространство на кот.действует нпа, опред-ся компетен-ей п-тв-го органа и его местом в системе органов гос-ва. ГД, ФС, През, Прав – на всей террит- или могут на к-л ограничен.тер. Субъект РФ – на своей терр-ии, местн с-упр-е на своей. По гругу лиц: все лица наход-ся на терр-ии гос-ва временно или постоянно попадают под юрисдикцию его норм права. некотор. обяз-ти касаются токо лиц РФ (служва в армии). иностр илца и наши на иност тер. – по законам терр. или по м/унар.договорам

33. Система права: понятие и признаки. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты.это совок-ть норм права, действ-щих в отдельной стране на опред-м этапе развития этой страны. Систему права РФ образуют все действующие нормы, закрепл. в К, ФКЗ, ... Для облегчения поиска нужной нормы в большом массиве, он делится на отрасли и институты права. Признаки: 1. единство системы права (единство эк-х и др. отнош-й регулир-х нормами права; единая гос.политика через все органы), 2. системность (все нормы права д.б. последовательно согласованы, иерархия), 3. целостность (общ-во это целостное явление, в основе кот лежат одинак. по форме и содерж. распред-е и обменные и потребит отношения; включает все нормы права). Метод – совок-ть правовых ср-в, применяемых законодателем в процессе регулир. отдельной отрасли права. Метод состоит из эл-в: правовой статус субъектов данной отрасли права, порядок принятия решений о вступлен. в конкр. п-отн-я, форма в кот заключ-ся соглашения о вступлении в п-отн-я, порядок защиты наруш-го права. Наибольший режим свободы в методе присущему гр.праву: субъекты равноправны и незав др от др.; вступают в п-отн-я по обоюдн. согласию; оформ.договор; потерпевший решает сам применять ли меры гос принуждения – иск в суд. Метод админ.права: неравенство субъектов (гражд д. подчиняться гос.органу), решение о вступл в п-отн-я принимает гос.орган; закрепл правоприм-м актом; гос.орг обязан привлечь к ответ-ти.

34. Отрасль права и институт права как элементы системы права. Общая характеристика основных отраслей права. Институт – этосистема взаимосвяз-х норм, регулир-х относительно самостоятельную совок-ть общ-х отношений или к-либо их компоненты, свойства. Специфичность одной группы общ-х отнош. по сравнению с другими служитпричиной возникновения института. В гражд- инст. дарения, купли-продажи, в админ – инст. должнотного лица, в семйном- инс. брака. Отрасль – совокть взаимосвяз-х правовых институтов, регулир-х относительно самостоятельную сферу общ-х отнош-й.: 1. констит – нормы , закрепляющ-е основы общ-го строя и политики РФ, права и свободы и обяз. граджан, нац-гос-е устройство, порядок создания и компет органов гос.власти,.. 2. админист – ФЗ, указы пр.. и КОАП- регул отнош-я склад-щ-ся в процессе гос-го упр-я (гос.слубу, админ ответ, деят-ть органов). 3. финансовое – БК, НК – нормы регул отнош-я по накоплению и распред финансов. 4. земельн – ЗК – отнош-я по распоряж-ю и упр-ю земельн ресерсами, наход в гос и част.соб-ти. 5. гражд – ГК, ЖК - правовое полож-е участников гражданского оборота, право соб-ти, договор, имущ-е отношения(особ-ть учатники равноправны). 6. трудов – ТК - нормы регул трудов отнош-ярабочих с предприятиями. 7. природоохранительное – З об охран окруж прир среды- освоен, исполь, охрана окруж. среды. 8. семей – СК – связ-е с браком и принадлежности человека к семье. 9. уголов – УГ – основания уг ответ-ти и освоб от нее, понятие преступления, цели наказания. 10. уго-процес – УПК – порядок производства по угол.делам. 11. гражд-процес- ГПК и АПК – цели и задачи гражд судопроизводства, поведомст, подсудн, порядок суд.разбират.. 12. междун право – соглашения – отнош-я м/у гос-вами

35. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское). К публичному праву относят отрасли гос-в, администр, уголовного права. Частное право состоит из отраслей гр-го, предприним-го, семейного права, а публичное – из отраслей конституционного, адм-ого, финансового, уголовного и др. Мат право - это совокупность норм права, непосредственно регулирующих те или иные общств отношения. Объектом матер. права выступ.: имущ., трудовые, семейные и иные отношения. Процесс право - право, устанавливающее порядок разрешения споров м/у субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан. Взаимосвязь мат и процесс начал обеспеч. важнейшее свойство права – его системность. Только в сочетании матер. и процесс. право обеспеч. регулятивную роль права, позволяют в необходимых случаях реализов. санкции правов. нормы, иные ее элементы. Процесс.право состоит из гражданско-процесс и уголовно-процесс права.

36. Понятие и формы реализации права.- это деят-ть граждан и иных лиц в соотв-вии с дейст. нормами права посредством вступления в конкретные правоотн-я. Формы: 1. исполнение (лица добросовестно и надлежащим образом исполняют возложенные на них юр.обязан-ти), 2. использование (лица реализуют предост-е им субъективные права. способы: собств-ми действиями управомоченного лица либо посредством вступления в контр. правоотн-я. чаще всего субъект неспособный самост. реализовать предост. ему права, обращается за помощью к др. лицу, вступая с ним в конкретн. правоотн-я), 3. соблюдение (на лиц возлагается обяз-ть не совершать действий прямо запрещенных законом и НПА. важно чтобы субъект не нарушал устан-х запретов, а правомерный хар-р поведения здесь значения не имеет).

37. Понятие и признаки применения права. Субъекты применения права.Сущ-ют ряд правоотн-й, кот не могут возникнуть по инициативе граждан и иных субъектов частного права. – требуется решение компет-го органа гос-ва. Деять-ть компетентных гос. и иных органов, выр-я в принятии решения, кот опред-ся права и обязанности участников контр правоотн-я назыв правоприменением. Его признаки: 1. осущ-ся компетент органом гос-ва или органами мест.самоупр-я, либо орг-ми упр-я орган-ции, учр-я. 2. осущ-ся в соотв-и с действ-ми законами, иными актами в случаях прямо предусмотренных законом (президент назнач на должность соотв-е лицо). 3. это всегда деят-ть направленная на принятие решения о правах и обяз-тях участников к-л конкретного правоотн-я. иная властная деят-ть органов гос-ва не породает конкретного правоотн-я и правоприменением не явл-ся (нотар.удостоверение). 4. решение правопримен-го органа, направленное на создание контр правоотн-я имеет общеобяз-е значение и его обязаны выполнить все заинтересованные лица под страхом применения угол. ответ-ти. Субъекты: 1 органы исполн.власти гос-ва. 2. органы упр-я организации, учр-я в пределах своих полномочий.

38. Стадии и принципы правоприменения.Стадии: 1. возбуждение юр. дела - это дело предств. собой совок-ть док-в, необ-х для его разрешения. Возбужд-е дела может осущ-ся компет орг-м гос-ва по заявлению потерпевших, публикации в прессе, по собств. инициативе правоприм-го органа. 2. поиск доказательств, необход-х для разрешения данного дела - чтобы разрешить дело правоприм-й орган должен точно знать, какие обстоят-ва на самом деле имели место. Для этого он собирает разные док-ты, источники, исходя из которых он способен установить истину по делу. В случае когда правоприм-й орган не смог собрать необх-е доказ-ва дальнейшее расслед-е дела не ведется. 3. квалификация. Правоприм-тель пытается устан-ть юр. природу дела, т.е. совок-ть событий положенных в его основу. Квалификация сводиться к тому, что правоприм-тель в событиях находит те или иные признаки, указ-е в той или иной норме права. И та норма, признаки кот полностью обнаружатся и кладется в основу разрешения дела. С учетом ее гипотезы опред-ся наличие необход-х событий, с учетом деспозиции опред-ся права и обяз-ти участников правоотн-й, либо с учетом санкции избирается мера гос. принуждения. 4. принятие решения. на основе выявл-х обстоят-в и с учетом результатов их юр.квалификации, правоприм-тель принимает решение, в котором устан-ет какие права и обяз-ти возникают у участников правоотн-я, положенного в основу дела. 5. исполнение принятого решения. Принципы: законности (в пределах компетенц., соблюд процесс.норм, прав юр. оценка), обоснованности, целесообразности (оптим. учет при выборе нормы).

39. Понятие и виды правоприменительных актов.– решение компет гос-го или иного органа и закреплении прав и обяз-тейучастников конткетного правоотн-я. Чаще всего это письменный док-т, но возможно и в устной (замечание руководителя подчин-му). Особ-ть: в Указах Презид и Правит нормат-е и правоприм-е предписания сочетаются одновременно (н.уметь отличать). Критерии отличий нормат. предпис-й от правоприм-х: 1. нормат. регулир-ет вид отнош-й, а правоприм. – конкретное провоотн-е. 2. в норм. субъекты как абстрактные термины, а в пр- поименно. 3. нормат действуют не одноразово вплоть до отмены, а пр.- после исполнения не действуют. Виды правоприм-х по субъектам: акты Президента, акты гос. исполн. органов, судебных органов, органов местн-го с-упр-я, органов упр-я орг-ций и учр-й.

40. Понятие и виды пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права.это отсутствие в действ-х НПА норм права, необход-х для рассм-я конкр. дела. Правоприменитель не может отказать в рассм-е дела по отсутствию нужной нормы права. Причины пробелов: 1. сознательн-е уклонен-еправотв-го органа от регулир-я этой сферы общест-х отнош-й. 2. ошибка, халатность, небрежность. 3. отставание от уровня изменения отнош-й. Восполняются применением сходных норм права в этой же отрасли – наз-ся аналогией закона (ликвидация по реш.суда как по банкротству). Применение сходных норм из других отраслей – субсидиарное правоприм-е (ТК не имел срока исков. давности – как ГК). Аналогия права – когда нет никаких аналогий, примен-ся анал. права закрепл-е в Конституции (освоб от воинск.службы по религ.убеждениям). Анал. закона и права не примен-ся в угол.праве.

41. Коллизии в праве. Способы преодоления и устранения коллизий.это ситуации когда относительно одного и того же правоотн-я содерж-ся взаимоисключ-е нормат. предписания (З о воинской службы и З об образовании). Коллизии – следствие з-тв-х ошибок, затрудняют правоприм-е. Виды: 1. м/у нпа одного и того же органа (при принятии нового нпа нужно отменить старый, если не сделано, последнее решение счит-ся верным); 2. м/у нпа разных п-тв-х органов (а. если противор Конс, то Ксуд признает их недейств.; б. если м/у З и НПА исполнит.органа, то отменяет ВС РФ и ВАС РФ, Презид может постан Правит отменить, Правит отменяет НПА исполн.органов, в. на уровне субъект- о аналогии с фед., но фед. невмешив-ся в субъект, только Президент м. приостан действие НПА субъекта), 3. м/у фед. и субъект (- если в исключит. ведении фед – то фед.; - если совместн компетенц – приоритет фед., субъект мож в случае пробела принять НПА до принятия фед. и потом отменить свой; - если компет субъект – действ зак субъекта).

42. Понятие толкования права. Способы толкования права.– это процесс ознакомления с действующим актом. Но бывает, когда читающий не понимает НПА, тогда нужна помощь другого. Способы: уяснение - собственное толкование, разъяснение – другими людьми. Методы для правильн толкования: грамматический, логический, систематич, историко-политич, функциональный, целевой.

43. Виды толкования права по объему и по субъектам.По объему: ограничительное и расширенное толкование. По субъектам: 1. официально толкование (аутентичное – сам свой акт толкует, кроме ГосДумы- только законы принимает, проще новый; легальное – толкуют другие компет. органы – судебные), 2. неофиц. толкование – в форме советов, рекомендаций (юристы, руководит, партии, общ.орг-и (обыденное, проф-е -юрист, компет.долж.лицо, доктриальное-ученые).

44. Понятие, структура и виды правоотношений.это соц.связь, возникающая м/у лицами на основе действ-х норм права и выр-ся в виде субъективных прав и обяз-тей. Признаки: 1. всегда возникает на основе дейтв. норм права (на основе морали и обычая – не правотн-я и не под госюзащитой), 2. это волевая связь его участников (в гр сем, труд – согласие всех; в публичн - только должн лица в его компет. (служба в армии), 3. связь выр-ся через субъективных права и юр.обяз-ти (купля-продажа, право одного –есть обяз. другого), 4. индивидуализованная связь (поименная или соц. роли). Структура: субъект, объект, субъективное право, юр.обязанности. Виды: по отраслям (в сфере угол, гражд, финн-го, труд,..); относительные и абсолютные (поименные и один+общество – авторское право); по способу реализации прав (общерегулятивные – Конст, есть у всех, не передаются, правоохран-е –гос.орган и нарушитель, регулятивные – основан-е на правомерных действиях участников).

45. Субъекты правоотношения. Правосубъектность.– лица вступающие в правоотн-я. Осн.субъекты: граждани, юр.лица(орг-ции), гос.органы, должн.лица, органы местн.с-упр-я, органы упр-я орг-циями, гос-во в целом, ... Для участия в правоотн-ях лицо д.б. правоспос-м и дееспос-м. Правоспос-ть – способн. лица выступать субъектом конкр. правоотн-й в соотв. с действ-ми в общ-ве нормами права. Носит изменчивый хар-р, в завис-ти от действ-х норм права (предприн.деят-ть раньше запрещалась). Дееспос-ть – способ-ть лица своими действиями приобретать права и обяз-ти, выступая в конкр. правоотн-ях. Действовать с осознанием соц-го значения своих действий и поступков, осознавать: рез-ты своих действий, возможные побочные последствия действий, опред-е путей не посяг-щих на права и свободы др. лиц. Не дееспос: лица до 18 лет, душевнобольные, признанные судом. Отсутствие дееспос-ти = отсутствие правосп-ти. Но в гражд.праве недееспос-е лицо признается субъектом гр.права (нуждаеться в благах), а недостающую дееспос-ть восполняют его родители, опекуны, ...(эмансипация – при вступлен.в брак в 16 лет- станов-ся дееспос-ми). Субъекты правоотн-й д.б. деликтоспос-ми – способность нести юр.ответ-ть за соверш-е правонар-я. Дееспост-ть включает в себя и деликтосп-ть (если м. делать, то и м. нести ответ-ть, искл. аффект – деяспос-е. стан-ся не деликтосп-м.). Правосубъектность- совок-ть 3 понятий.

46. Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности.– это субъективные права и юр.обяз-ти участников п-отн-й. В содержании п-отн-й оперд-ся действия, кот. должны совершить участники в свою пользу. Виды: 1. право на собст.действия (лицо создает благо, а др. не должны арушаеть право его соб-ти); 2. субъективное право (право требования осущ-я юр.обяз-тей от других участников); 3. субъективное право выр-ся в праве прибегнуть к мерам гос. убеждения в отнош-е др.участника п-отн-я, неисполн-го свои обяз-ти. Виды юр.обяз-ти: 1. надлеж-м образом осущ-ть возлож-е обяз-ва по контр. п-отн-ю; 2. несовершение действий предусмотр-х договором; добросов-м образом претерпевать примененные меры гос.принуждения.

47. Понятие и виды объектов правоотношения.- это особый эл-т, т.к. потребность в том или ином благе заставляет управомоч-е лицо активно действовать и выступать в конкр. п-отн-нии. Виды по содержанию: мат.блага (вещи, деньги), духовн.блага (псих.переж при посещ. театра), услуги (действия улучшающие предмет без его создания), немат. дух. блага, пренадлеж. личности (право на доброе имя, достоинство,жизнь; п-отн-я возникают при посягательстве на них).

48. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.– совокупность необход.явлений. – это конкр.жизненные обст-ва, с кот нормы права связываю возникновение, изменение или прекращение п/о. Признаки: 1. это конкретное жизненное обст-во, выраженное вовне (мысли, чувства юр. ф. не признаются).2.это обст-во, выражающееся в наличии или отсутствии опр-х явлений, т.к. юр. значение имеют как полож. (существующие), так и отриц.(отсутствующие) факты.3. Ю.ф. несут в себе информацию о состоянии общест-х отношений, т.к. они являются обст-ми, которые напрямую затрагивают интересы общества и гос-ва.4 Это такие обст-ва, которые прямо или косвенно предусм.нормой права.5. Ю.ф д.б. в опр.форме зафиксированы зак-вом, т.е. оформлены надл. образом (документ, справка).6. Это такие обст-ва, которые способны вызывать предусм. законом Юр-ми фактами становятся не любые жизненные обст-ва, они класс-тся: 1)По хар-ру последствий: правообразующие (вступление в брак,),правоизменяющие (перевод на др. работу); - правопрекращающие (расторж. брака,) 2) события – это факты, происхождение которых чаще всего не связано с волей участников п/о; - действия – факты, определяющие волей участников п/о. События делятся на: - абсол.(события, кот возникают и развиваются независимо от воли субъектов); - относит.(возникают по воле субъектов, но затем они протекают вне связи с волевой деят-тью (поджог)); юр.ф. - состояния (явл. длящимися (родство, гражданство)). Без юр. фактов не могут возникнуть п/о. Для возникновения п/о требуется не один юр. факт, а их совокупность. Такого рода совокупность необх-х для возникновения п/о юр-ких фактов наз. факт. состав. прав. последствия.

49. Правонарушение: понятие, признаки и состав.- это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред обществу, гос-ву, отдельным лицам и совершенное деликтоспособным субъектом. Состав– это сист признаков (вопр.50) правонар-я, необх-х и достаточных для возложения юр. отв-ти. Состав: 1. Субъект правонарушения – гражд, долж.лица, коллект образ-я, деликтоспос. 2.Субъективная сторона – психич. отнош-е пр-нар-ля к совершенному им противоправному деянию (вина; по ожид результатам – умысел и неосторожность). 3. Объект правонарушения – это то, на что посягает правонарушение; сфера общ-х отношений, урегулир-х нормами права. Объективная сторона – действия пр-нар-ля на объект – противоправные действия, наличие мат или моральн вреда, вреда здоровью чел, природе,..; наличие причинной связи м/у деянием и наступившим вредом.

50. Виды правонарушений. – это вопр 49. Признаки: 1) деяние признан-е преступлением, 2) обществ опасность, 3) степень опасности: небольш тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. 4) совершение виновного деяния деликтоспособным лицом – физ-м. или должностным. Виды: 1. администр.проступок – посягающее на гос. или общ. порядок, соб-ть, права и свободы граждан, порядок упр-я (наруш ПДД). 2. дисциплинарный – нарушение трудовой, воинской, учебной и иной дисциплины (лицо по положению обяз-е соблюдать это). 3. гражданские – вред имуш-ву др.лиц, или чести достоинству, делов.репут, авторс правам,.. 4. конституционные – попытка выделить вид, неудачная.

51. Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности.– это психолог-е, имущ-е и иные лишения, кот по решению компет. гос.органа претерпевает гражданин за совершенное им правонарушение. Признаки: вид гос.принуждения, основание применения ответ-ти – правонарушение, выр-ся в применение отриц. мер к лицу совершившему пр-нар-е. Принципы: 1) законности – предполагает отв-ть в пределах закона и на основании закона; 2) обоснованности – означает объективное исследование обстоятельств правонарр-я, 3) справедливости – требует соблюдения условий: недопустимость применения мер наказания, унижающих достоинство чел-ка; 4) целесообразности – индивидуализация мер взыскания или наказания в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности правонарушит, и тд 5). неотвратимости – выр в неизбежности наказ и привлеч к юр. отв-ти (без нарушения презумпции невиновности). 6) право на защиту и квалиф. юр. помощь, 7) не м.б. повторно привлечен за одно и тоже преступление.

52. Виды юридической ответственностиВиды: 1) штрафная и право-восстановительная. 2) По форме осущест: суд., адм-ая и др. 3) По отраслевому признаку: констит, уголов, админ, гражд, дисципл, материал и др. Констит отв-ть – основанием наступления служат нарушение К. РФ и др. источников конст. права. Уголовная отв-ть – за нарушение запретов, предусмотренных УК, это наимболее опасные для общ-ва деяния, 12 видов наказаний- штраф, лишен.свободы пожизн или казнь, орган привлек к ответ-ти только суд. Гражданская отв-ть – восстан-е наруш-х прав граждан в случаях неисполнения должниками своих обязательств по договору или причинением вреда; ответ-ть за вред лицу или его имущ-ву, ГК. Админист. отв-ть – предусмотр КОАП, наступает за правонаруш в том случае, если по хар-ру они не влекут уг. отв-ти (7 видов админ взысканий- штраф, предупрежд, изъятие,лишение права, исправ работы..). Дисциплин отв-ть – за совершение дисц. проступка, ТК и уставы о дисциплине, взыскания: замечание, выговор, увольнение.

53. Право в системе соц.норм.Согласование воли членов любого сообщества осущ-ся с помощью правил поведения, т.е. стандартов, опред-х поведение индивидов в к-л конкретной ситуации. В совр. общ-ве сущ-ют два вида норм: технические и соц-е. Тех. нормы регулируют отнош-я человека к природе, орудиям труда и др. созданным вещам. Соц-е нормы регулирую отнош-я людей др. с др. и подразделяются на: 1. Мораль –правила поведения, основанные на представлениях определенной соц. группы о добре и зле, плохом и хорошем, и т.д. Т.к. интересы соц.группы могут быть противоречивыми, то и моральные нормы одной соц. группы могут противоречить таким же нормам др. группы (мораль продавца и покупателя). 2.Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в наст. момент действуют в силу привычки (рукопожатие). 3.Нормы обществ-х орг-ций – закрепляются в их уставах и регулируют внутр. деят-ть этих орг-ций (порядок приема в организацию, форм-е органов управления). В уставах общ-х орг-ций могут находиться и нормы права, с помощью которых регул-ся деят-ть орг-ции как юр.лица во взаимоотношениях с другими орг-циями и органами. 4. Нормы религ-х орг-ций – это нормы, которыми регулир-ся порядок взаимодействия членов одной религиозной организации по отправлению обрядов и осущ-ю др. действий. 5. Нормы права – правила поведения, кот устан-ся и охран-ся гос-вом.

54. Правосознание: понятие, структура, виды.– это система знаний об истории становления и развития пава как соц-го явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права. Формы: индивидуальное (отдельной личности), общественное (разделяют-ся общ-вом в целом). Структура: 1. правовая психология – совокупность оценок…, кот. проявляются у отдельных лиц в процессе деят-ти по толкованию норм права и их реализации в конкрю п-отн-ях. 2. правовая наука – знания закономерностей, по кот. функционирует и развивается право (состоит из ТГП, ИстГП, КонстП, ГраждП…). 3. проф-е сознание юристов (знания получ-е в вузе). 4. правовая идеология – идеи, взгляды, предложения о путях совершенствования действующего права в целях придания ему наибольшей адекватности соц. и др. условиям сущ-го общ-ва.

55. Правовая культура. Правовое воспитание.– это правовой режим, обеспеч-й надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, взаимную ответ-ть гос-ва и личности. Уровень пр0й культуры хар-ся степенью совершенства всех правовых явлений. При высоком уровне – совершенное з-д-во, нормы права соответ-ют общ-м отнош-ям и способствуют их прогресс.развитию, высокий уровень законности, правовая активность граждан, глубокие правов. знания. Низкий уровень: много пр-нар-й,, посягат го-ва на права и свободы граждан. Мера по обеспеч-ю гос-вом законности и правопорядка цивилизованным демократическим путем – деят-ть по повыш. правовой культуры, т.е. правовому воспитанию: преподавание правовых дисциплин, условия для самост. обучения – СМИ. Цель – выработать правовые установки на правомерное поведение, вооружить необход. знаниями о его правах и свободах, порядке защиты наруш-х прав и тем самым сформировать достаточно высокий уровень его правовой культуры.

56. Понятие, предмет и стадии правового регулирования.– это деят-ть общ-ва и гос-ва по формир-ю и закреплению норм.права в правовых источниках. Предмет - общ-е отнош-я, т.е. соц-е связи в кот. вступают люди и их учр-я в процессе своей жизнедеят-ти. Правовыми отн-я являются связи, кот. основаны на равноправии субъектов и без посягательства на права и свободы др.лиц – основополагающий принцип права, при воплощении кот. об-во и гос-во формир-ют и закрепляют общеобя-е правила поведения (нормы права, обячаи).Стадии: 1. правотв-во, 2. устан-е контр. правовых связей м/у лицами в соотв-е с действ-ми нормами права. При правомерном поведении лиц – правов. регулир-е заканчивается. 3. доп. стадия юр.ответ-ти (при правонарушениях). гос-во стремиться чтобы каждый правонар-ль понес наказание. есть спец.органы по выявлен и санкционир, возложению на правонар-ля доп.обязанностей, кот. при правомерном поведении он бы не нес. В целях восстан-я наруш. права и перевоспит.

57. Способы, типы и методы правового регулирования.Способы: 1. запрет –устан-ся перечень деяний, кот. запрещается совершать под страхом юр.отв-ти, 2. –предост-е права, управомочивание – предост. возможности совеш. контр. действий, 3. обязывание – возложение на лиц строго опред-х действий – юр.обяз-тей. 4. установление санкций – устан. негативных последствий, кот. м.б. применены к нарушителю. 5. поощрения – стимулир-е деят-ти лиц по реализации норм права, награды, звания,.. Типы: 1. выр-ся в виде принципа: гражданам разрешается делать все, что не запрещено законами (в демократич. режиме при большой свободе), 2. в виде принципа: гражданам запрещено все, что прямо не разрешено законом (в авторитарном полицейском гос-ве). Данные принципы недействуют в отнош-е гос. органов и долж.лиц, т.к. их полномочия четко определены законом, а ост. значит не разрешено. Метод: это правовые режимы, устан-е в пределах отдельных отраслей права – см. вопрос 33.

58. Понятие и виды юридических документов.это письменные источники, содержащие сведения о юр.значимых событиях, фактах. Виды: 1. НПА, правоприм-е акты, док-ты удостов-е личность человека и его состояния (паспорт, свид.о браке,...), док-ты фиксир-е разного рода значимые события и факты (акт осмотра, эксперт.заключение), ценные бумаги (деньги, облигации,..)

59. Понятие и виды юридической техникиэто совокупность приемов с помощью кот. юрист осущ-ет свои действия и достигает качественных совершенных результатов. Виды по сферам деят-ти: 1. техника правотв-ва (совок-ть приемов при использ. кот. обеспечивается подготовка и принятие качественно совершенных НПА), 2. техника систематизации НПА (приемы кот-ми отдельные НПА располаг-ся по отраслям права или к-то опр.образом), 3. техника сбора и оценки доказательств по юр.делам (в гр.праве заявитель собирает док-ва своей правоты, в угол.праве гос.органы собирают.)

60. Систематизация нормативных правовых актов. Инкорпорация, кодификация, консолидация и учет. - это целенапр-я работа з-д-ля по упорядочению и приведению в единую систему дейст-х з-д-х актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного прим. Принципы полнота охвата НПА, единообразие терминологии, единство критерия упорядочения НПА, расположение НП материала в опред порядке, обеспеч единства регул-я отношений и полноценности такого регул-я. Виды систематизации: Учет – сбор, хранение и поддерж-е в контрольном состоянии, создание поисковой системы, обеспеч-й нахождение необх. инфы . Инкорпорация - в ходе кот дейст-е НА сводятся воедино без изм их содержания, переработки и редактир-я. Результатом инкорпорации явл издание разл. сборников или собраний, кот формируются по тематич. принципу Инкорпорация подразд на: официальную и неофиц. К офиц можно отнести СЗ РФ. К неофициальной отн сборники Н материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях. Консолидация – это сведение множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотвор. органами и имеет собственные реквизиты. Кодификация предполагает переработку норм права по сод и их сист, научно обоснов излож в новом Кодиф-м законе — это сист работа более высокого уровня, чем инкорпорация, т. к. в ходе кодиф происх кач переработка действ юр. норм, устраняются несогласов, дублир

61. Понятие и принципы законности. Гарантии законности- это политико-правовой режим деят-ти гр.общ-ва и гос-ва, в кот. органы гос.власти и д/лица единообразно понимают и применяют дейст-е в общ-ве законы и НПА, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их наряду с гражданами. Принципы: 1. явл-ся важн. принципом п-тв-й деят-ти гос.органов (нпа принимаются в пределах компет). 2. на стадии пр-прим-я строгое след-е гос.орг-в и д/лиц законам. 3. в гос.принуждении – деят-ть гос.органов по пересечению наруш.закона. 4 в реализации права гражданами – неукоснительное следование дейст.праву. Гарантии: деят-ть гос.органов испол.власти, суда, прокупатуры и др. пр-охр-х органов, призванных обеспечить реальное действие законов, создать все необх-е условия для реализации гражданами своих прав и законных интересов. Методы: убеждение, организационно-распор-й, охранительный, правозащитный. общие и специальные. Виды гар: 1. общие - экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные; 2. специальные -. юрид-кие.

62. Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядокПравопорядок – это совок-ть пр-отн-й, кот. возникают, изменяются или прекращаются в строгом соотв-и с действ-ми нормам. Правопорядок явл-ся результатом действия принципа законности. Содрежан пр-порядка – все сложивш-ся в общ-ве пр-отн-я и соответст-е нормам права. Эл-ты: 1. п-пор-к в пр-тв-ве, 2. п-пор-к в пр-обеспеч-й деят-ти гос-ва, 3. пр-пор-к при реализации прав и свобод граждан. Общств порядок – это состояние упорядоченности общест. отношений, кот достигаются с помощью не только прав. норм и их соблюдения (законности), но и других соц. норм и их соблюдения (дисциплины). Различия: 1) Они не совпадают по своему происхождению, эволюции; если ОП - возникает вместе с возникновением и становлением человеч. общества, то П - зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут гос-ва; 2) у них разная нормат-я основа; П- базируется на праве и явл. результатом его реализации, ОП - есть следствие соблюдения не только прав., но и всех иных соц. норм общества; 3) они по разному обеспечиваются; П- опирается на аппарат принуждения, ОП – на силу общ-го мнения, меры негос-го воздействия; 4) при нарушении П и ОП возникают разные последствия; при нарушении П – юр. санкции, ОП – меры морального хар-ра; 5) П и ОП не тождественны по своему объему, содержанию, элемент составу; ОП – шире П.

63. Понятие и классификация основных правовых систем современности.В кажд. старне действ-ют свои прав.обычаи, традиции, з-д-во, сформировались особ-ти правового менталитета, прав. культуры, т.е каждая страна образуют свою прав. сист-му. Есть общие черты, эл-ты, сходства, кот. позволяют групп-ть их по родственным в прав.отнош-е стран. Класс-ции: 1 общность генезиса (возникнов. и послед. развитие). 2 . общность источников, форм закрепления и выр-я норм права (где и как фиксир-ся нормы права – законы, договора, суд.решения, обычаи – и их роль, значение). 3. структурное единство, сходство (структ-е построение норм.-прав-го материала, строение нормы права, отраслей). 4. общность принципов регулир-я общ-х отнош-й (свободы субъектов и объективность правосудия; религиозные начала; социалистич. идеи). 5. единство терминологии, юр. категорий и понятий, техники изложения и систематизации норм права.

64. Мусульманское право: общая характеристика.отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юр. нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. (Ирак, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливан, Судан). Особенности: 1)Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, кот открыл его чел-ку через пророка Мухаммеда. Оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. Нормы МП предст собой обяз-ть, долг совершать те или иные поступки. МП определяет мотивы, кот мусульманин должен знать: посты, милостыни, паломничества. 2)Выделяют 4 гл. источника МП: 1) Коран – священная книга мусульман; 2) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий; 3) Иджма – согласие мусульманского общества об обязанностях мусульманина; 4) Кияз – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. 3) В структуре МП отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяют в качестве основных отраслей: уголовное, судебное и семейное право

65. Англосаксонская правовая система: общая характеристика.Главный источник – судебный прецедент, т.е. норма, сформулир-я судьями в процессе рассм-я дела (гл.творцы права – судьи). (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия). Особенности: 1) своеобразное поним норм права – они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический хар-р. Создавать прецеденты вправе ВерхС Англии, состоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Также прецеденты может создавать палата лордов, выполняющая и судебные функции. 2) специфика структуры права: ей не известно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре англ-го права выд: 1) прецедентное право; 2) право справедливости 3) статусное права (это право парламентарного происхождения). 3) Придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств; 4) большая автономия суд. власти по отн к другим ветвям власти (отсутствие прокуратуры и адм-ой юстиции); 5) некодифицир хар-р зак-ва.

66. Романо-германская правовая система: общая характеристикаСложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальной Европе. (Германия, Франция, Россия, Испания, Польша и др.) Особенности: 1) осн источником права служит – НПА (закон); 2) единая иерарх-я сист источников права; 3) сист признает деяние на публичное и частное право, а также на отрасли права; 4) зак-во носит кодифиц-й хар-р; 5) сходство основных понятий и категорий; 6) единая сист прав. принципов; 7) в з-д-ве ведущая роль принадлежит К., обладающей высшим юр.авторитетом. Сущ и сист кодексов, например, гражд, угол, процессуальный. Источники права: закон, подзак.акты (регламент, инструк,..), обычаи (дополнение к закону), судеб. практика.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.