Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Действие норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц



Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками.

Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:

Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ и сегодня вступают в силу с момента их подписания.

Моментом опубликования акта. Например, истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта. В настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если только в самом акте не установлен другой порядок их вступления в силу. Также вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу.

Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения. Именно таким образом вступали в силу действующие Уголовный, Гражданский, Арбитражный процессуальный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Цель такой отсрочки - обеспечить, чтобы до вступления нормативно-правового акта в силу все заинтересованные лица могли тщательно изучить содержащиеся в нем правовые нормы и подготовиться к их реализации.

Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта.

Специально принятым нормативным актом. Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами: Истечением срока действия акта. Устанавливается временной период действия акта, и по истечении указанного срока он прекращают действовать. Наступлением определенных условий. Иногда в самом нормативно-правовом акте используется указание на то, что он действует вплоть до вступления в силу иного правового акта. Прямой отменой акта. Так отменяется большинство нормативно-правовых актов, что соответствует принципу определенности правового регулирования. В этом случае издается специальный акт о прекращении действия нормативно-правового акта либо такая отсылка содержится в новом нормативном акте с однородным предметом регулирования.

Заменой действующего акта другим. Такой способ характерен для нормативных актов бывшего СССР, действующих на территории Российской Федерации вплоть до момента принятия российских нормативных актов, регулирующих аналогичные правоотношения. По общему правилу нормативно-правовые акты распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после вступления акта в силу, то есть имеют перспективное действие. Обратной силой называют ретроспективное действие нормативно-правового акта, то есть возможность его применения к событиям и действиям, имевшим место до официального вступления акта в силу. Обратная сила может придаваться нормативным актам лишь в порядке исключения. При этом актам, устанавливающим обязанности или ответственность субъектов права, придание обратной силы недопустимо. Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования. Действие норм права по кругу лиц.В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами

68 Система отраслей современного российского права.Отрасли права.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена: 1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы - конституционное право; материальные отрасли - гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования. 2. Специальный отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения семейное право, исправительно-трудовое право. 3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право. 1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. В правовой системе РФ конституционное право считается ведущей отраслью, включающей совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные отношения в государстве. К предмету конституционного права относятся такие отношения, как формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно - территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др. Поскольку основным источником конституционного права является Конституция РФ, система отрасли выстраивается применительно к структуре Конституции. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем др. источникам права. Другими источниками конституционного права являются федеральные законы, регулирующие отношения, входящие в сферу конституционного регулирования - избирательное законодательство, законодательство об общественных объединениях и др., а также решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, декларации и др. 2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. 3. Финансовое право – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (РФ и ее субъектов), а также субъектов местного самоуправления. Предмет финансового права - финансовые отношения, формирование и исполнение бюджета, денежное обращение, банковские операции, государственные, региональные и муниципальные кредиты, займы, а также налоговые правоотношения. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица, государственные органы, органы местного самоуправления. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным правом, т.к. сферы регулирования этих 3-х отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере имеет исполнительно-распорядительный характер. Метод правового регулирования - императивный, подкрепляемый методами контроля и проверки исполнения. Основные источники - Конституция РФ, БК РФ, НК РФ, др. законы, а также нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления. . Земельное право - отрасль права, нормы которой регулируют земельные отношения в целях обеспечения научно обоснованного, рационального и результативного использования и охраны земель, создания условий повышения эффективности их использования, охраны прав организаций и граждан как собственников земли, землепользователей или землевладельцев, укрепление законности в области земельных отношений. Земельное право подразделяется на подотрасли - лесное, водное и горное право. 5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека: формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых договоров (контрактов), коллективных договоров; отношения в сфере социального страхования, охраны труда, техники безопасности; занятости населения. Нормы трудового права регламентируют трудовые отношения: рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда; отношения работодателя с трудовым коллективом по поводу установления и применения условий труда; отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда и ряд других. Субъектами трудовых отношений выступают работники (рабочие и служащие), работодатели (организации и индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников), профсоюзы. Основные методы регулирования - поощрение и стимулирование. Нормы трудового права содержатся в законодательстве РФ о труде. 7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения. 9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое. 10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. 11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

70. Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ).Нормативный акт – это предписание органов государственной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права. Они издаются уполномоченным на это государственным органом, обладающим законодательной властью для осуществления регулирования общественных отношений. Под системой нормативных актов понимают совокупность правовых актов, которые можно охарактеризовать как согласованные, иерархичные и дифференцированные по отраслям и институтам права. Система нормативных актов в РФ состоит: из правовых актов общефедеральных органов; актов субъектов Российской Федерации;

актов местного самоуправления; актов прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов строится: в зависимости от субъекта правотворчества; в зависимости от сферы действия; в зависимости от срока действия; в зависимости от способов установления государством; по юридической силе. В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: на нормативные акты законодательных (представительных) органов; нормативные акты исполнительных органов; нормативные акты правоохранительных органов; нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д. В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют: на общефедеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления. В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить: на временные акты;

акты неопределенно длительного действия; В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют: на принимаемые; санкционированные; признанные. По их юридической силе нормативные акты делят: на законы; подзаконные нормативные акты. Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие: если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный; нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения; нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер; нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации; нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций; нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.