Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и религия



Государство- это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.

Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Религия— это вера в сверхъестественное существо, в бога. Это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека (мировоззрение) и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении.

С появлением мировых религий — христианства, ислама, буддизма — власть духовная, религиозная институционализируется в церкви — организации сложной, разветвленной, централизованной. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны. Поэтому ти­пизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схема­тизации этих отношений можно наметить основные их типы.

Прежде всего следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору:

    • власть республиканская видит свой источник в обществе, в народе, ибо это власть выборная;
    • власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение пред­шественника и т. п.), нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования, и на помощь ей приходит религия.

Поэтому наиболее тесные связи светской и религи­озной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние.

Христианство и государство

На протяжении столетий сложные отношения складыва­лись между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой власти (нет власти не от бога).

Католическая христианская религия институционализировалась в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с папой римским, охватывала своим влиянием многие государства. Церковная власть не знала границ государств.

Обладая большим влиянием, католическая церковь стреми­лась подчинить себе власть светскую (королей отдельных го­сударств). Церковь мыслилась как еди­ная духовная монархия. В знаменитой Булле 1302 г. папы Бо­нифация говорилось, что в руках папы находятся два меча (духовный и светский), светская власть (меч) должна нахо­диться в подчинении власти духовной, императоры и короли подчинены папе как вассалы Апостольского престола. Свет­ские законы могут быть отменены папой.

Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. Русская православная церковь никогда не ставила себя выше государства. Реальное, полное подчинение церкви государству осу­ществил Петр I. Духовным регламен­том был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Патриаршество было восстановлено только после февральской революции 1917 г.

Ислам и государство

Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозун­гом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.

В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рас­сматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассмат­ривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.

 

Наличие двух относительно независимых друг от друга, главнейших институтов общества, государства и церкви, по­рождает и две правовые системы.

В христианских государст­вах наряду со светским правом складывается право канони­ческое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декрсталии, рескрипты, решения церков­ных соборов и т. д. В 1500 г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое пра­во регулировало организацию церковной власти, рассмотре­ние споров внутри церкви, отношения церковной собствен­ности, брачно-семейные отношения. Существовали церков­ные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции монарха.

Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей:

    1. борьба за верховенство власти,
    2. верховенство церковной влас­ти над светской,
    3. верховенство светской власти над религиоз­ной (духовной),
    4. тесный союз и взаимная поддержка в раз­ных формах и
    5. полное слияние властей.

В республиканских государствах, как правило, церковь от­делена от государства.

В современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви:

    • наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: она осво­бождается от налогов, получает субсидии от государства и т.д.;
    • режим отделения церкви от государства: признание не­вмешательства государства во внутрицерковную деятель­ность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода со­вести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела госу­дарства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиоз­ных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические пар­тии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается равноправие церквей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.