Государство- это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.
Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи
нормативность,
формальная определенность в официальных источниках и
обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Религия— это вера в сверхъестественное существо, в бога. Это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека (мировоззрение) и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении.
С появлением мировых религий — христианства, ислама, буддизма — власть духовная, религиозная институционализируется в церкви — организации сложной, разветвленной, централизованной. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схематизации этих отношений можно наметить основные их типы.
Прежде всего следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору:
власть республиканская видит свой источник в обществе, в народе, ибо это власть выборная;
власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение предшественника и т. п.), нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования, и на помощь ей приходит религия.
Поэтому наиболее тесные связи светской и религиозной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние.
Христианство и государство
На протяжении столетий сложные отношения складывались между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой власти (нет власти не от бога).
Католическая христианская религия институционализировалась в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с папой римским, охватывала своим влиянием многие государства. Церковная власть не знала границ государств.
Обладая большим влиянием, католическая церковь стремилась подчинить себе власть светскую (королей отдельных государств). Церковь мыслилась как единая духовная монархия. В знаменитой Булле 1302 г. папы Бонифация говорилось, что в руках папы находятся два меча (духовный и светский), светская власть (меч) должна находиться в подчинении власти духовной, императоры и короли подчинены папе как вассалы Апостольского престола. Светские законы могут быть отменены папой.
Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. Русская православная церковь никогда не ставила себя выше государства. Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. Духовным регламентом был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Патриаршество было восстановлено только после февральской революции 1917 г.
Ислам и государство
Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозунгом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.
В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рассматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассматривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.
Наличие двух относительно независимых друг от друга, главнейших институтов общества, государства и церкви, порождает и две правовые системы.
В христианских государствах наряду со светским правом складывается право каноническое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декрсталии, рескрипты, решения церковных соборов и т. д. В 1500 г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое право регулировало организацию церковной власти, рассмотрение споров внутри церкви, отношения церковной собственности, брачно-семейные отношения. Существовали церковные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции монарха.
Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей:
борьба за верховенство власти,
верховенство церковной власти над светской,
верховенство светской власти над религиозной (духовной),
тесный союз и взаимная поддержка в разных формах и
полное слияние властей.
В республиканских государствах, как правило, церковь отделена от государства.
В современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви:
наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: она освобождается от налогов, получает субсидии от государства и т.д.;
режим отделения церкви от государства: признание невмешательства государства во внутрицерковную деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела государства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиозных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические партии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается равноправие церквей.