Характеристика федеративной формы государственного устройства
Контрольная работа
По дисциплине
«Теория государства и права»
ВАРИАНТ № 2
Выполнил: студент группы
ЮР-15-03
Кибирева Вера Евгеньевна
Проверил: канд. истор наук , д.каф. ТГиП,
Мамкина Инна Николаевна
Чита
Оглавление
1. Признаки государства. 3
2. Характеристика федеративной формы государственного устройства. 6
Список использованной литературы.. 8
1. Признаки государства
Понятие государства определяется через перечисление его признаков. К признакам государства принято относить:
1. наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
2. территориальную организацию населения;
3. государственный суверенитет;
4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов, то есть монопольное право на принятие общеобязательных (юридических) актов;
5. наличие государственной казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства[1].
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Раскроем содержание этих признаков.
Публичная политическая власть есть один из главных признаков государства, поскольку в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной. Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, слои, классы, имеющие различные интересы и потребности. Выступая в роли арбитра между этими слоями, группами, классами, государство регулирует их отношения. И это означает политику.
Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют аппарат управления, для которого характерны следующие черты:
1. Он специально предназначен для управления обществом;
2. Обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;
3. имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты;
4. Существует особый слой людей, для которых работа в аппарате служит профессией[2].
Следовательно, государство - это политическая организация, объединяющая все общество и предназначенная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.
Территориальная организация населения означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход населения к оседлому образу жизни, но и очеркивают пределы власти данного государства. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны.
В государственно организованном обществе население разделяется по административно-территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство предполагает полноту государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. Верховенство не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем.
Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по международным договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права.
Государственный суверенитет обладает единством, то есть он принадлежит государству в целом, а не по его частям – административно-территориальным или политико-территориальным единицам и образованиям.
Общеобязательный и всеобъемлющий характер актов государства определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. Понятие государственной казны помимо налогов и обязательных платежей включает в себя государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое.
С учетом перечисленных признаков государства его можно определить как властно-политическую организацию общества, устанавливающую правовой порядок на определенной территории и обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления, принуждения и государственной казной.
Характеристика федеративной формы государственного устройства.
Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства и существует в ряде зарубежных стран (США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ и др.). Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью[3].
Характерные признаки федеративной формы:
1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого: состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза.
2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это фиксируется в Конституции Федерации), но его Конституция не должна противоречить федеративной.
3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов, которые действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций.
4. Федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.
5. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему (пример - США).
6. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства.
7. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых государств. В настоящее время во всех федерациях применяется бикамерализм. Нижняя палата - орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации[4].
По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные и назначаемые. Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение: от этого зависит юридическое положение государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые складываются между союзом и членами федерации.
Список использованной литературы:
1. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. М.: Юридический центр Пресс. – 2003. – 430 с.
2. Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. М.: Юристь. 2004. – 243 с.
3. Юридические статьи // [электронный ресурс] – Режим доступа: http://mylawsuit.ru/publ/raboty/teorija_gosudarstva_i_prava/ (дата обращения: 10.11.2015г.)
4. В помощь юристу // [электронный ресурс] – Режим доступа: http://cribs.me/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnykh-stran/kharakteristika-federativnoi-formy-gosudarstvennogo-ustroistva (дата обращения: 10.11.2015 г.)
[1] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. М.: Юридический центр Пресс. – 2003. – 430 с.
[2] Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. М.: Юристь. 2004. – 243 с.
[3] Юридические статьи // [электронный ресурс] – Режим доступа: http://mylawsuit.ru/publ/raboty/teorija_gosudarstva_i_prava/ (дата обращения: 10.11.2015г.)
[4] В помощь юристу // [электронный ресурс] – Режим доступа: http://cribs.me/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnykh-stran/kharakteristika-federativnoi-formy-gosudarstvennogo-ustroistva (дата обращения: 10.11.2015 г.)