Политический институт - это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.
Система конкретных институтов и норм, регулирующих политическое функционирование гражданского общества, непосредственным образом связана с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима. Она не только зависит от экономического строя общества, но и существенно изменяется в зависимости от политической воли господствующих слоев и групп, от политической культуры граждан и исторических традиций государственного строительства. Политические институты эволюционируют под воздействием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами.
Наряду с этим политические институты оказывают существенное влияние на развитие политической жизни общества. Данная функция политического института была вполне осознана во времена Древнего Рима: «люди приходят и уходят, а организации остаются». Сегодня, в связи с появлением междисциплинарной парадигмы под названием «новый институционализм», вновь актуализировались теоретические проблемы политического института.
Согласно теоретикам нового институализма (В.Ни, Н.Флигстайн) в современных обществах институализированные правила «функционируют как мощные мифы», которые имеют важное причинное воздействие на формальную структуру организаций и на их способность выживать. Однако подлинный источник институциональных нововведений остается в самой природе социальности, которая всегда сложно иерархична. Процесс создания и преобразования институтов политики разворачивается в контексте попыток «инкумбентов», влиятельных представителей политически доминирующих групп, установить определенные правила взаимодействия для стабилизации своего положения относительно других не менее влиятельных субъектов, а также относительно «претендентов», т.е. тех политических «актеров», которые таким влиянием обладают в меньшей степени.
В системе современных политических институтов демократических стран Запада, наряду с растущей специализацией политических институтов, заметно увеличивается доля структур контролирующих, отслеживающих деятельность политических функционеров. Политический институт становится не только более свободного нравственного и эмоционального выбора, но и объектом пристального внимания со стороны общества.
VI вариант
Права свободи та відповідальність.
Права, свободі та відповідальність –це сполучний розчин, без якого не може бути споруджена жодна будівля соц. організації (від сімейного колективу до держав).
Ця проблема сягає в існування 2-ох протилежно направлених векторів розвитку будь-якого соціуму:
· Прагнення окремого індивіда до якнайповнішої реалізації своїх інтересів, бажань та запитів, індивідуальної свободи (індивідуалізму).
· Збереження суспільства від розвалу в наслідок зіткнень індивідуальних свобод (колективізм)
Права і свободи людини – це невідчужувані права і свободи особи, як індивід отримує в силу свого народження.
Права і свободи людини поділяються на:
· Конституційні;
· Громадянські (особисті права);
· Політичні ;
· Економічні;
· Соціальні;
· Культурні права.
Права та обов’язки людини. Відповідальність є засобом забезпечення прав. Використання людиною своїх прав зобов’язує захищати і зміцнювати ці права заради самої себе та заради інших.