Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Государственный аппарат— это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:
1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;
2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;
3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;
4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.
Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.
Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.
К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:
1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;
2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;
3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;
5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;
7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;
8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.
К организационным принципам относятся:
1) иерархичность;
2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;
3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;
4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;
5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.
Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.
Профессиональная и государственная служба
Профессиональная служба — профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате, объединениях граждан, органах местного самоуправления, негосударственных структурах по назначению, избранию, конкурсу, контракту, имеющая своим содержанием реализацию управленческих функций.
Профессиональная служба по признаку ее организации и порядку прохождения может быть разделена на следующие виды:
государственная служба
служба в органах местного самоуправления
служба в коммерческих организациях
В соответствии со ст. 38 Конституции Украины граждане пользуются равным доступом к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления.
Государственная служба — урегулированная законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств.
Государственная служба может быть разделена на два вида:
гражданская
милитаризованная
— в государственных органах и их аппарате (законодательной, исполни тельной и судебной власти)
— в государственных учреждениях и органах управления государственными предприятиями
— воинская (в Вооруженных силах)
— военизированная (в органах милиции и др.)
Служебными лицами являются служащие государственных органов, организаций, органов управления государственными предприятиями, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, которые своими действиями создают юридические акты или способны порождать, изменять или прекращать конкретные правоотношения. 3. Управление в административно-территориальных единицах. Местное самоуправление
Территория любого государства делится на административно-территориальные единицы. Социальная природа административно-территориальных образований разная.
Можно выделить два пути их образования:
• естественный — поселения, города, села, поселки возникают вследствие исторического естественного (общинного) группирования людей для совместной жизни (снизу);
• искусственный — районы, уезды (районное звено), области, губернии (областное звено) являются результатом издания и реализации актов государственной власти (сверху).
В административно-территориальных единицах, сформировавшихся естественным путём, как правило, избираются органы самоуправления, которые занимаются местными делами.
В административно-территориальных единицах, сформированных искусственным путём, управление осуществляется агентами государства (губернатором, префектом, главой районной администрации), назначаемыми центральной властью — президентом, правительством.
В таких административно-территориальных единицах могут избираться органы местного самоуправления с тем, чтобы представить интересы естественных административно-территориальных образований.
Местное самоуправление — особый вид управления, реализация гарантированного законом права территориальных общностей граждан и органов, которые они избирают, самостоятельно, под свою ответственность, решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и исходя из интересов населения. Здесь территориальная общность (громада, коммуна, муниципалитет) выступает первичным субъектом местного самоуправления. Ее не следует смешивать с территориальной единицей (село, поселок, город, регион, область), которая является пространственной основой местного самоуправления, а не его субъектом.
Местное самоуправление имеет специфическую правовую форму в каждом государстве и зависит от его устройства, исторических, национальных и других особенностей. При общности признаков местного самоуправления в странах по-разному решается вопрос: представляют ли органы местного самоуправления глубинный слой государственной власти или являются отделенными от государства, но взаимодействующими с ним специфическими организациями управления делами общества.
В конце XX в. коллективная мысль о местном самоуправлении нашла воплощение во Всеобщей декларации о местном самоуправлении и Европейской хартии о местном самоуправлении от 15.10.1985 г. Верховная Рада Украины ратифицировала Европейскую хартию самоуправления, которая теперь стала частью украинского законодательства. В соответствии с этими европейскими документами Конституция Украины 1996 г. (раздел XI) разрешила местному самоуправлению самостоятельно решать вопросы местного значения.
Функционирование системы местного управления рассматривается как децентрализация и деконцентрация власти. Под децентрализацией понимается передача центром отдельных полномочий местным выборным органам, а под деконцентрацией — делегирование полномочий назначаемым из центра органам местной администрации. Местное самоуправление — это децентрализованная форма управления.
Основные системы местных органов самоуправлений и управления:
1. Англо-американская система. В административно-территориальных единицах для решения местных вопросов избирается совет, обычно на 4 года. Его состав может быть как избранным, так и наёмным. Однако назначаемых чиновников из центра на местах нет. Эта система местного самоуправления сохранилась в «старых» государствах — Англии, Канаде, Австралии и др. Её нет в новых развивающихся странах, где созданы более централизованные системы.
2. Континентальная (романо-германская) (Франция, Италия, Бельгия и др.). При формировании управления административно-территориальных единиц используется смешанный принцип: выборность и назначаемость. Это объясняется разграничением самоуправления в общинах и управления в административно-территориальных единицах. В общинах — выборные органы самоуправления, без назначаемых «сверху» администраторов. В административно-территориальных единицах — как выборные, так и назначаемые чиновники из центра, призванные осуществлять «административный контроль» над органами самоуправления.
3. Социалистическая система. Хотя это отжившая в целом система, однако ее элементы в ряде стран сохранились до наших дней. Государственная система строилась на отрицании принципа разделения властей. Местный Совет являлся органом государственной власти на своей территории. Все остальные государственные органы (напр., суды) формировались Советами и были подчинены им. Не было относительной самостоятельности местного самоуправления по отношению к центральным органам.
4. Иберийская система (Испания, Португалия, некоторые страны Латинской Америки). Местные советы избираются только населением, а главы администраций — или населением, или советом. Во всех случаях главы администраций утверждаются органами государственной власти. Они объединяют в своих руках публичную власть территориального коллектива и государственную власть.
5. Гибридные формы характерны для стран Африки. В государствах, где имеются кочевые племена (Гана, Камерун, Нигер и др.), функции управления осуществляют или вожди единолично, или советы вождей либо старейшин. Среди оседлого населения административные функции вождей упразднены, однако по своему положению они входят в состав органов местного самоуправления, особенно на низовом уровне (Малави, Свазиленд, Сьерра-Леоне, Ванутау, Папуа-Новая Гвинея и др.).
6. Военные режимы (Нигерия, Алжир и др.). Характеризуются исключительно централизованной системой управления. На места назначаются офицеры, которые являются военными губернаторами, комендантами. Органы местного самоуправления распускаются. При военных губернаторах и комендантах могут создаваться совещательные советы, куда включаются и гражданские лица.
Черты местного самоуправления в Украине:
1. Не является составной частью государственного механизма управления в стране, однако, как и государство, осуществляет публичную власть, власть народа;
2. Является одной из форм народовластия. Осуществляется громадой («местным сообществом») в пределах определенной территории как непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.), так и через органы местного самоуправления;
3. Имеет особый субъект — население, граждане, которые проживают на определенной территории;
4. Имеет особый объект управления — вопросы местного значения;
5. Обладает самостоятельностью, что выражается в его организационной обособленности, в праве на финансово-экономические ресурсы', в выполнении значительной части общественных дел в рамках закона и др.;
6. Несёт ответственность за свою деятельность, что обеспечивается различными формами контроля со стороны населения;
7. Соединяет в себе начала института гражданского общества и государственной власти: баланс государственных и местных интересов обеспечивается законом. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которые государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями органов исполнительной власти, участвовать в осуществлении государственных функций. В этом случае государственные органы вправе осуществлять контроль над реализацией наделенных полномочий.
Отметим, что конституционное разделение государственной власти и местного самоуправления в Украине имеет практическое основание, хотя и не носит абсолютного характера. Важно, чтобы в самоуправлении сочетались два начала — государственное и общественное.
Организационные формы местного самоуправления выражаются через формы демократии:
• непосредственную (широкое непосредственное участие граждан в управлении через общественные советы, комиссии, домовые, уличные квартальные и другие органы самоорганизации населения, референдумы, опросы и другие формы, которые допускаются по закону);
• представительную (наличие представительных высших органов на местах, избранных должностных лиц и право отзыва их избирателями; функционирование органов местного самоуправления: сельских, поселковых, городских советов и их исполкомов).
Представительная и исполнительная части органа местного самоуправления, при сохранении своей относительной самостоятельности, объединены в единое целое одним руководителем. Этим руководителем является председатель самих советов.