Кто такие дети, оставшиеся без попечения родителей
Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации основаниями (причинами) утраты детьми родительского попечения являются:
– смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;
– уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
– длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины.
Основанное на положениях СК РФ законодательное определение понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нем установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке.
Что такое органы опеки, где они находятся
СК РФ определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:
1 выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
2 избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;
3 осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
СК РФ устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью.
Школы, больницы, клиники, полиция, жилищные органы, прокуратура, загс, центры обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в соответствии с законодательством РФ.
На основании сообщений органов опеки и попечительства региональным оператором формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории. При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которым формируется федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
Основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях являются следующие юридические факты:
– устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;
– возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;
– достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;
– смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей.