Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БЕЗКУЛЬТУРНОЕ БЕЗОБРАЗОВАНИЕ

 

Помню, как еще каких-то тридцать лет назад мои родители водили меня в Филармонию слушать классическую музыку, а также, в Русский музей и Эрмитаж, приобщая к прекрасному и вечному, куда, в обязательном порядке, народ ходил, исключительно, облаченный только в выходной костюм и дамы в светских, по тому времени, нарядах. Помню, как в школе отстающих учеников пересаживали с задних парт на передние, чтобы им было легче подтянуться в учебе, не отвлекаясь от учебного процесса. Помню, как было стыдно писать безграмотно, потому что ты сразу становился посмешищем и социальным изгоем. По тому, как ты говорил, было видно, как много ты прочел книг, а значит, пополнил свой словарный запас. Даже, если у тебя была неблагополучная семья, коллектив, школьная среда тебя всеми силами подтягивала до общего уровня и, в конце концов, выводила «в люди». Учеба в ВУЗе была престижна и гарантировала, в дальнейшем, высокое положение в обществе со всеми вытекающими из этого благами, как морального, так и материального свойства. Уважение и любовь к образованным людям было безмерно высоким. Вслед за специальным профессиональным образованием старались не отставать и от культурного самообразования. Каждая советская семья не считала себя поолноценно развитой в культурном отношении, если в их квартире не было домашней библиотеки. По данным ЮНЕСКО, в то время, русская нация была признана самой читающей в мире(читай между строк – и самой культурной, в глобальном, но не в бытовом смысле).

В наше же время, по прошествии двадцати-тридцати лет можно встретить посетителя Филармонии в джинсах и свитере. В школе теперь учат говорить тому, как говорят на улице, а на улице теперь говорят на жаргонах, граничащих с матом. Книги уже давно вытеснил интернет. Казалось бы, пожилые люди,старой формации и воспитания, но даже они избавляются от книг, как от ненужного груза, потому что теперь, якобы, любую книгу можно прочесть в интернете. Если раньше люди для общения встречались в гостях или в уличных кафе, то теперь все сидят по домам и общаются через интернет или шлют друг другу СМС. А язык интернета чрезвычайно упрощен в своей грамотности до такой степени, что его уже нельзя назвать русским в привычном нам понимании. О чистоте и грамотности родного языка уже давно никто не задумывается. Более того, безграмотность стала модной, даже в чем-то гламурной. Если раньше, делая на письме явную грамматическую ошибку, мы специально акцентировали на ней внимание с целью высмеять «грамотея», публично показывая свое пренебрежение к подобным «деятелям», то сегодня для нас писать безграмотно, стало не только незазорно, но даже и модно. Мы перестали предъявлять высокие требования к языку также, как мы перестали предъявлять высокие требования и к своей культуре, и к нашей жизни в целом. Недавно, скачивая «Лунную сонату» Бетховена с какого-то пользователя, я с удивлением обнаружил, что ее написал почему-то Моцарт. А «Реквием» же Моцарта почему-то приписан Генделю. И не стыдно этому пользователю выставлять на всеобщий показ свое невежество. А вот мне стыдно, за то, что теперь у меня красуется бетховенская «Лунная соната» с «авторством» Моцарта. А о том, что показывают по телевизору, вообще, можно обсуждать до бесконечности. И, вместо того, чтобы боротьтся с повсеместной безграмотностью, Министерство образования и науки готовит чудовищную реформу образования, где родной русский язык, без которого невозможно ничего в нашем Отечестве, должен перейти, по которой, в ранг факультативной дисциплины и изучаться по желанию, должно быть, самих учеников и их родителей. Зато, на первое место в обязательных дисциплинах встанет физкультура. Воистину, тогда, глядя на наше подрастающее поколение можно будет сказать:

- Сила есть – ума не надо.

Это уже безкультурное БЕЗОБРАЗованИЕ получается какое-то... Еще Гоголь в своей поэме «Мертвые души» спрашивал:

- Русь, куда ты мчишься? Не дает ответа.

Да, о чем это я? Кто, теперь, из пользователей интернет, и не только, знает, кто такой Гоголь?!

И куда мы, вправду мчимся? Боюсь, что в пропасть, за которой, лишь, только бездна.

Что же с нами прооизошло за последние двадцать-тридцать лет, что ситуация с нашей культурой и образованием стала диаметрально противоположной той, что было тогда? В этом, как мне кажется, суть 3 причины:

1. Смена элит на стыке времен: На волне революционных событий февраля-октября 1917 года из тюрем вышли тысячи уголовников, которые стали новой элитой новой России, вытеснив старую элиту, которая вела свою родословную с петровских времен. После развенчания культа личности Сталина поднялась следующая элита: творческая и техническая интеллигенция, т.н., «шестидесятники», которая и подняла с собой страну из революционного хаоса и культурного забвения. Она стала локомотивом небывалого культурного прорыва, который при Сталине был невозможен. Все последние достижения в области культуры и образования было связано именно с этой кастой людей, появившихся в хрущевскую «оттепель», которая, в брежневский «застой» была вынуждена уйти в подполье, но, все также, продолжала влиять на умы рядовых советских граждан, хотя следующей элитой стала уже комсомольская номенклатура, предтеча «новых русских» и олегархов в современной России, а дети же «шестидесятников», которые «взросли» в хрущевскую оттепель, стали элитой в свое время, приняв Перестройку, они «пробудили» «вулканический» пласт культуры, подняв его до невозможных до той поры высот, чем заново открыли нашу страну всему миру. Они постарались снять все ограниченичения на пути к свободе и демократии, но, не сумев удержать хаотичный натиск высвободившейся пассионарной энергии русского характера, стала невольным «могильщиком» советского режима, вызвав недоумение и непонимание русского народа от внезапно свалившейся на него свободы. В связи с этим, народ им отказал в элитарности. Но свято место пусто не бывает, и место элиты заняли ставленники бывших комсомольских номенклатурщиков, которые хозяйничали еще при Брежневе, те, которые участвовали в приватизации страны, те, которыми было принято называть «новыми русскими» и олигархами. А, поскольку, силовых ведомств бывшего СССР уже не существовало, а силовые ведомства современной России были еще очень слабыми и неэффективными, то их роль исполняли различного рода ОПГ. Шутка времен Горбачева о том, что после Перестройки начнется Перестрелка оказалась пророческой. Было совершенно понятно, что при таких условиях думать о культуре и образовании было некогда да и незачем. При высокой инфляции низких зарплатах народ думал только о том, как заработать больше денег, чтобы прокормить семью. Ситуация того времени точь в точь напоминала ситуацию Гражданской войны, когда никто не задумывался о завтрашнем дне, пытаясь выжить из дня сегодняшнего по максимуму. Произошел «отток мозгов» и просто активного населения, которые хотели бы, но не могли повлиять на происходящие процессы. Наступил полный распад нравственности и духовности, превратив нас в послушных зомби, что позволило новым Властям контролировать внутренние процессы. Когда же в нулевых, окрепшие госсиловики пришли на смену ОПГ, им удалось сместить олигархов, самой став новой элитой. Однако, они не захотели предложить народу ничего кардинально нового, Лишь, с жестокой циничностью, для пущего контроля, ограничила общественные процессы жесткими правовыми рамками, дав, при этом, больше возможностей для удовлетворения материальных потребностей, но перекрыл доступ к саморазвитию и нематериальным благам, продолжая зомбировать нас с экранов телевизоров и допуская чудовищную пропаганду виртуальной культуры, которая в реальном мире считается вопиющим форменным безкультурьем.

2. Высвобождение сознания народных масс, в связи с необратимыми реалиями современности: любая свобода требует ответственности. Еще отмена крепостного права показала это, когда дарованная свобода крестьянам была принята ими в штыки, потому что они не знали, что с этой свободой делать, не имея ни возможностей, ни опыта. В русском характере, когда все друг у друга в подчинении: мужик у дворянина, дворянин у монарха, а монарх у мужика, как радетель чаяний народных масс, трудно говорить о свободе, когда еще не известно, кто из них более свободен нежели другой. Поэтому, в русском сознании свобода, со своей ответственностью подменяется вольностью, которая не требует к себе определенных отношений, связанных с повинностью, а лишь позволяет в душе почувствовать себя независимым от ближнего своего, подчинив себе, в этот момент, всю Вселенную. Поэтому, когда в начале 1990-х у нас оказались гражданские свободы, то, в силу своего характера, испугавшись, в очередной раз, ответственности, отдали их первому попавшемуся ближнему своему, который, в савою очередь, тоже не захотел брать на себя ответственности, ввергнув, тем самым, и себя, и страну в пучину тотальной безответственности и хаоса, усугубившихся в наше время еще большими свободами, пришедшими с интернетом и мобильной связью.

3. Потеря ориентации в национальной самоидентификации ввиду событий последних 20 лет: Александр Проханов отнюдь не словоблудит, когда рассуждает о русском национальном имперском сознании, которое воспитывалось в нем Православной Церковью, которая, по сути своей Вселенская (Москва – Третий Рим). Соответственно, в этой парадигме все православные – тоже русские. И когда Российская Империя пала, Православный Мир отвернулся от России, то и самоосознание себя русскими тоже со временем исчезло, а на его место пришло другое самоосознание – советские. Когда же СССР рухнул, то новая парадигма не предоставила возможности определения самоидентификации, а лишь только усугубила межэтнический конфликт в самой Федерации, предложив России решение этого вопроса по пути европейского опыта с ее подавляющей моноэтничностью, в то время, как сама Россия всегда была полиэтничной и поликонфессиональнеой, соответственно, как всегда, у России должен быть свой собственный путь развития, на который, кроме ее самой никто не укажет. А с потерей национальной самоидентификации, произошла и потеря культурной самоидентификации. А большое желание быть как все в нашем безумном XXI веке, заставляет нас брать понемногу отовсюду, считая, что это и будет наша новая национально-культурная сущность, не разбираясь в нюансах. А между тем, ломоносовы, пушкины, достоевские и толстые ассоциируются у нас лишь только с прежней, царской Россией, которая, на сегодняшний день, для нас потеряна.

В связи со всем вышесказанным, хочу обратить внимание на то, что в своей вере я абсолютно убежден в том, что если мы вспомним Ломоносова, Пушкина, Достоевского и Толстого и возьмем на себя ответственность относиться к ним не как к историческим персонажам, а как к четкому руководству по выходу из кризиса национально-культурной самоидентификации: начнем заново вспоминать родной русский язык, вспомним, как надо разговаривать и вести себя в обществе, вспомним других наших писателей, поэтов, художников, композиторов, которые всем своим трудом и личном примером создавали славу России, последуем их личному примеру, то мы не только решим проблему национально-культурной самоидентификации, но наладим межэтнический мир в стране и притянем вновь те земли и народы к себе, которые отторглись от нас в час тяжких испытаний, тем самым, возродив имперское самосознание не только в своих воспоминаниях, но и на практике, которое нам так необходимо для здоровой жизнедеятельности. Операясь на историческую память, вдохновленные личным примером наших великих предков, мы станем крепить и преумножать национальное достояние, подавая всем странам и всем народам личный пример. Растить потомство и воспитывать в них новых ломоносовых, пушкиных, достоевских, толстых, которые, в свою очередь, будут подавать свой личный пример во Славу Отечества!

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.