Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России.
Болонский процесс как инструмент формирования единого европейского пространства высшего образования
Формирование общеевропейского образовательного пространства осуществляется в течение последних 20ти лет. За этот период процесс приобрел правовую основу (был закреплен в договоре о создании Европейского союза) и социально-экономическую базу, вследствие чего ЕС должен вносить вклад в развитие качества образования, поддерживая сотрудничество между странами-членами.
В 1984 году Европейская комиссия выступила с инициативой создания ряда инструментов с целью повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда:
1. Сеть Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности – обеспечивает граждан и университеты компетентной информацией о возможностях и требованиях по академическому признанию дипломов в зарубежных университетах.
2. Европейская система перезачета кредитов, обеспечивающая прозрачность, сравнимость объема изученного материала и возможность академического признания квалификаций и компетенций. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения курса, по отношению к общему объему работы, который необходимо освоить за академический учебный год. Университеты каждый год готовят информационный пакет с полным описанием курсов и обмениваются информацией между собой.
3.Шаблонное приложение к диплому. Существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, содержания подготовки.
4. Информационная сеть Eurydice, в рамках которой распространяется надежная и сопоставимая информация о национальных системах образования в странах ЕС.
Болонские принципы высшего образования
В рамках Болонского процесса декларируются принцип равного доступа к высшему образованию, ответственность общественного сектора за финансирование высшего образования.
1. Единая система оценок – учет трудозатрат как основы для определения академической нагрузки, объема и качества обучения. Позволяет обеспечить сопоставимость образования, полученного в разных ВУЗах.
2. Модульность обучения. Студент может сам компоновать блоки, набирая определенное количество кредитов по своему усмотрению, т.е. составлять себе индивидуальный учебный план.
3. Мобильность. Студенты должны активно путешествовать и проводить за границей не менее одного семестра. Основной двигатель – совместные программы нескольких ВУЗов.
4. «Прозрачные» приложения к дипломам, в которых раскрыта суть полученного образования.
5. Единая оценка качества образования, осуществляемая национальными агенствами и проектами.
6. Ученые степени в понятиях трудозатрат и квалификаций
Общие компетенции включают навыки, без которых невозможна эффективная работа:
А) Инструментальные: когнитивные, методологические способности, технологические умения и лингвистические навыки;
Б) Межличностные: индивидуальные способности (выражение чувств, критическое осмысление) и социальные навыки (социальное взаимодействие, умение работать в группе);
В) Системные: восприятие соотношения частей целого, оценка места каждой в системе, способность планировать изменения.