Для объективной оценки эффективности логистики компании необходимо " периодически проводить как внутренний, так и независимый внешний аудит (экспертизу) и анализ логистической деятельности.
Персонал логистического менеджмента фирмы постоянно анализирует результаты принимаемых управленческих решений. При этом анализ проводится, как правило, по отдельным логистическим Функциям и в целом по логистике компании для определения уровня приближения к стратегическим, тактическим и оперативным целям ЛС.
С позиций топ-менеджмента компаний наиболее важен экономический и финансовый анализ-аудит логистики, позволяющий оценить принимаемые логистическими менеджерами фирм решения, отражающиеся в конечном счете на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателях.
На уровне фирмы можно выделить следующие основные задачи стратегического, тактического и оперативного логистического анализа, охватывающие:
· выполнение стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;
· соответствие логистического стратегического плана маркетинговому и производственному;
· качество продукции и логистического сервиса; степень удовлетворения запросов потребителей;
· эффективность выполнения отдельных логистических функций и работы отдельных подсистем, звеньев и элементов ЛС;
· эффективность использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда;
· производительность (продуктивность);
· уровень технологической и технической базы логистического менеджмента;
· эффективность ЛИС и применяемых информационных технологий;
· финансовый анализ-аудит;
· составляющие логистических издержек;
· влияние логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;
· выделение и анализ логистических рисков и разработка мер по их снижению;
· поставщиков, потребителей, посредников в отношении реализации логистической концепции фирмы;
· уровень координации, интеграции и взаимодействия фирмы и логистических посредников и т.д.
Даже простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и финансового анализа функционирования фирмы на рынке.
В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и другие. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности.
Важную роль в администрировании ЛС играют процедуры аудита, под которыми понимаются периодические проверки состояния отдельных компонентов ЛС и эффективности выполнения логистических функций/операций. Система контроллинга может функционировать недостаточно неэффективно, если допущены неточности в информационной базе. В этих случаях информация, полученная в ходе аудиторских проверок, служит как для корректировки базы данных контроля, так и для установления новых границ параметров настройки и контроля.
В логистическом менеджменте применяются разные виды аудита:
общий функциональный аудит;
аудит спроса и уровней логистического сервиса;
аудит характеристик производительности и ресурсоотдачи;
аудит логистических издержек и общий финансовый аудит;
аудит запасов;
аудит товарно-транспортной документации и т.д.;
Основой проведения аудита являются, прежде всего, данные бухгалтерского и корпоративного учета, финансовой и статистической отчетности фирмы. При проведении аудиторских проверок в ЛС применяют специальные документы, доклады персонала логистического менеджмента, периодические отчеты и т.п. К числу наиболее важных для проведения аудита регулярных логистических отчетов, относятся:
отчет об уровне затрат и сервиса («cost-service statement»);
отчет о производительности/ресурсоотдаче («productivity report»)
диаграмма выполнения логистического плана («performance chart»).