"Сегодня, в конце века, многие интеллектуалы... уверены в том, что материализм дискредитирован наукой, хотя совершенно ясно, что подобные заключения ничем не обоснованы" (1). "Нам никуда не уйти от того, что... мир развивается по своим собственным закономерностям, что это развитие есть естественноисторический процесс" (2), а "по универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическоё объяснение природы не имеет равных среди современных систем мысли" (3). Однако экспериментально не подкрепленные суждения о сущности лизни, о природе человека и его связи с Космосом, преподносимые в качестве не вызывающих даже сомнения сенсаций, привели массовое сознание к такому сдвигу в сторону идеализма, мистики, оккультного знания, который просто перечеркивает в нем итоги науки (4). Начинает казаться, что она забыла основополагающие истины, которые были известны в прошлом, например, "постигавшееся натурфилософией участие духовных сил Космоса в деятельности живых существ " (5). Особенно "причудливо и даже гротескно выглядит связь между приверженностью демократическим ценностям и увлечением современной паранаучной и парарелигиозной мифологией" (6), хотя "отнюдь не этот тип создавал психологические и мировоззренческие основы западных демократий" (7). Даже при желании трудно представить, как, например, порождаемое этим увлечением настроение своеобразного космического иждивенчества могло бы послужить духовной базой практического преодоления нынешнего общественного кризиса. Мир, скорее всего, более жесток, чем он рисуется уставшему от проблем мистическому воображению, и только объективный подход к нему может дать интеллектуальную основу адекватным этому настроениям, оптимизму и действиям. Такая основа формируется на стыке философского материализма и частных наук, в числе которых биологии и ее проблемам принадлежит одно из главных мест не только потому, что очень велика экологическая угроза и перед ней неуместны полумифические-полунаучные дилетантские откровения о природе живого, его эволюции и космических связях, но и потому, что во всем этом многое действительно остается неясным.
Устранение пробелов требует совместного встречного развит философских и отологических представлений. Необходима прежде всего новая форма синтеза материализма и диалектики, которая бы не отвлекалась от специфики основных видов и ступеней развития объективной реальности, а как-то отражала бы и их особенное содержание, давая ему свое объяснение, теоретически выводя особенное из всеобщего и через это - одно особенное из другого, была бы тем самым способной нетривиальным образом и непосредственно - как онтология - участвовать в решении крупных проблем естествознания. Необходима, другими словами, конкретно-всеобщая теория материи и развитая. В этом качестве в работе используется, получает дальнейшее обоснование и, надеемся, усовершенствуется концепция развития, понимаемого как единый закономерный мировой процесс восхождения от низшего к высшему, или интегральный прогресс.
В первой - обшей - части это понимание развития сопоставлено с другими философскими трактовками последнего и показано, что именно в нем наиболее органично сочетаются "вещная" логика материализма и логика "тождества противоположностей" диалектики и что в таком их сочетании философия находит свой ключ к особенному, к специфике природы и принципов эволюции отдельных форм объективной реальности. Во второй части сделана первая попытка воспользоваться этим ключом в дальнейшем исследовании фундаментальных проблем комплекса наук о живом - проблем его происхождения, сущности, направленности и движущих сил эволюции, необходимости морфофизиологического прогресса и перехода в социальную форму материи. Ни одна из них не решена окончательно, но многие подверглись сильному дроблению и тривиализации, потеряв остроту постановки - важное условие их дальнейшего решения. Вернуть им эту остроту способно "построение обобщавших картин природы, не противоречащих фактам и даже базирующихся на них, но рисуемых не «от факта к факту», а исходя из априорных установок, новых для науки" (8) о живом. Такими новыми, хотя и не априорными в самом строгом смысле слова, установками и выступают в работе положения конкретно-всеобщей теории развития. В результате предлагается ряд гипотез естественнонаучного по их содержанию, но не по способу получения плана. Способ остается в основном философским - теоретический переход от всеобщего к особенному. Гипотезы становятся теориями "от факта к факту", и, возможно, нам удалось не только обострить сами проблемы, но и наметить таким способом несколько продуктивных направлений конкретно-научных исследований живого, а также нового теоретического синтеза их результатов.
Не рассчитывая на то, что дальнейшее чтение сможет развлечь в той же степени, что и информация, "как все обстоит на самом деле", переданная Космическим Разумом очередному контактеру, если тот - талантливый рассказчик, мы надеемся, что оно не будет и скучным - для кого в первой части, для кого - во второй.
Часть 1. МИР И МИРOВОЙ ПРОЦЕСС
Почти тридцатилетняя философская дискуссия по поводу атрибутивности и сущностного признака развития свидетельствует о том, что теоретический синтез диалектики и материалистического понимания мира еще не завершен. По-прежнему "логический переход от категории материи к категории развитая, в особенности - от понятия единства материи к понятию единства развития, является сложной теоретической проблемой, слабо разработанной в философской литературе” (9). Затяжной характер дискуссии и относительная устойчивость противостоящих точек зрения во многом обусловлены замкнутостью друг на друге двух принципиальных вопросов: как следует понимать материю, чтобы признать развитие ее атрибутом, и как нужно понимать развитие, чтобы призвать его атрибутом материи. Очевидно, что ответ на один вопрос зависит от ответа на другой и наоборот, поэтому каждая точка зрения может быть так или иначе внутренне согласована. Это не делает их заведомо равнозначными и одинаково объективными, но снижает продуктивность самой дискуссии, особенно когда ее участники апеллируют к одним и тем же конкретно-научным данным. Необходим временный выход из круга, образуемого названными вопросами, и обращение к материализму и диалектике как к логически различным и в известном смысле даже несовместимым концепциям, какими они фактически оставались еще в начале XIX века. Речь идет не об объективной разделенности материи и развития, а о своеобразной дополнительности материализма и диалектики как способов отражения одной и той же действительности, единство которых не может основываться на ослаблении и размывании специфической логики ни одного, ни другого. В наиболее важном для нас здесь аспекте различие их логик состоит в следующем.
Материализм отражает прежде всего предметную, вещную сторону мира, берет мир как состоящий из множества предметных форм и их изменений - процессов, как совокупность отдельных, обособленных, но как-то связанных вещей, составляющих тем самым некое протяженное в пространстве-времени целое. Логика материализма есть в данном аспекте логика предметного целого и его предметных составляющих, логика отношений между вещами и присущими им процессами, логика единства мира, природы, движения. Философский материализм тесно переплетается здесь с конкретно-научными представлениями о единстве мира и не должен им противоречить, но не может быть и простым их повторением. То же, что он со своей стороны может сказать об этом единстве, в существенной мере определяется характером теоретических средств самой философии. С их помощью нужно установить прежде всего наиболее общую природу тождества и различия составляющих мир вещей и - на этой основе – вероятных системообразующих отношений мира. Нужно решить в принципе, какой системой является материальный мир с точки зрения философского материализма и можно ли с этих позиций рассматривать мир как изменяющуюся в целом систему. Поскольку материализм имеет дело не только с вещами, но и с процессами, в которые они вовлечены, нужно установить приемлемость его логике самой идеи единого мирового процесса. Если она не исключается предметно-вещной логикой материализма, то встающий далее вопрос о направленности этого процесса является уже пограничным между материализмом в этом его аспекте и диалектикой.
Диалектика же сама по себе, в отличие от материализма, беспредметна в том смысле, что отражает существующее как тотальность, не имеющую ни вещных элементов и частей, ни соответствующих им пространственно-временных характеристик и в этих отношениях неделимую. Для диалектики как таковой действительность, мир состоит не из вещей и процессов, а из противоположностей в их глубоком взаимопроникновении и тождестве. Эта логика не допускает никакой "материалистической" корректировки, и, если скажется, что материализм не исключает идеи единого мирового процесса, а диалектика имеет какое-то отношение к пониманию его направленности, ее позиция должна быть принята материализмом без возражений, что требует, однако, адекватной формы его теоретического синтеза с диалектикой. Проблема состоит прежде всего в том, как логически наделить вещи противоположными сторонами и, особенно, кат "овеществить" сами противоположности. Ее решение требует категории, которая могла бы служить своеобразным мостом между логическими рядами материализма и диалектики, выступать, с одной стороны, универсальной характеристикой предметно-процессуальной стороны мира, а с другой - выражать природу каких-то мировых противоположностей.
Такой категорией является "сложность" и производные от нее "низшее", "высшее", "прогресс", "регресс"', и если до конца выдержать логику материализма и логику диалектики как равных философских концепций, необходимо признать, что развитие должно быть единым мировым процессом восхождения oт низшего к высшему, интегральный прогрессом, в котором материальный мир находится как целое и система. Отрицание единого мирового процесса, а также его трактовки как круговорота или просто необратимого качественного изменения противостоят этому пониманию развития не как более отвечающие духу и совокупному материалу частных наук, а как не доведенные до логического завершения философские полуфабрикаты, хотя и опирающиеся на какую-то часть данного материала, но малоэвристичные в отношении его интерпретации.