Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый



Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы» (Сура 4 «Женщины», аяты 24-25).

Рассматривать эти аяты как подтверждение дозволенности временных браков неправомерно, учитывая их контекст.

Во-первых, Всевышний Аллах упомянул об условиях, которые необходимо выполнить, для заключения законного брака. Он сказал: «если вы добиваетесь их посредством своего имущества, надежно укрываясь за благочестием и не будучи похотливыми» (Сура 4 «Женщины», аят 24). Однако временный брак заключается только ради удовлетворения полового желания. Такой брак не может уберечь ни мужчину, ни женщину от прелюбодеяния и искушений, не может обеспечить женщине душевный покой и защиту, и не ведёт к созданию настоящей семьи. Тоже самое относится и к мужчине.

Временный брак не считается надежным укрытием от искушений (إحصان), в отличие от законного постоянного брака. Это засвидетельствовали даже те, от кого передаются сообщения о дозволенности временного брака. Исхак ибн ‘Аммар передаёт: «Я спросил Абу Ибрахима (аль-Казыма) о мужчине, который, имея наложницу, совершил прелюбодеяние: считается ли он состоящим в браке[2]. И он ответил: да. Я спросил о случае, когда мужчина состоит во временном браке: считается ли он состоящим в браке. А он ответил: “Нет. Браком считается только постоянная связь с женщиной”»[3].

Таким образом, в Коране речь идёт об обычном законном постоянном браке, но не о временном.

وعن علي بن أبي طالب t قال: «حرّم رسولُ الله r نكاحَ المتعةِ ولحومَ الحُمُر»

От ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, передают такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил временные браки и употребление в пищу мяса домашнего осла во время похода на Хайбар»[4].

В аяте упоминаются два вида брака: постоянный брак и связь с невольницей. Если предположить, что под первым понимается временный брак, тогда аят останется без упоминания о постоянном бракe, который является основой семейной жизни! Нелепость данного предположения очевидна, оно безосновательно, и появилось лишь потому, что некоторых ввело в заблуждение слово «истамта‘тум», означающее «получать удовольствие, наслаждаться, пользоваться», являющееся в арабском языке однокоренным слову «мут‘а», обозначающему временный брак.

Нo это слово не может быть доводом в пользу разрешения временного брака хотя бы потому, что является многозначным и иносказательным (муташабих).

) اسْتَمْتَعْتُم(

Коран не содержит доводов, утверждающих дозволенность временного бракa, поскольку единственное слово в Коране, которое сторонники временных браков приводят в качестве доказательства их разрешённости, относится к категории «муташабих» и не является ясным и однозначным и, как следствие, не может служить неопровержимым доказательством.

В Исламе вопрос о том, каким образом женщины становятся дозволенными, считается весьма значимым и серьезным, в нём не может быть никаких послаблений. В данном вопросе не принимаются неоднозначные (муташабих) доводы, а поскольку в Коране нет ясных и однозначных доказательств разрешённости временных браков, тo и само утверждение об их допустимости и законности в Исламе несостоятельно и ложно, потому что является следованием иносказательному (муташабих).

قوله تعالى: ﴿ وَمِنْ أَصْوَافِهَا وَأَوْبَارِهَا وَأَشْعَارِهَا أَثَاثًا وَمَتَاعًا إِلَى حِينٍ ﴾ [النحل/80]

قوله تعالى: ﴿ وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدْرُهُ مَتَاعًا بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُحْسِنِينَ ﴾ [البقرة/236]

قوله تعالى: ﴿ فَمَا اسْتَمْتَعْتُم بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً (

Основым значением слова «аль-исмтимта‘» в арабском языке является «насла-ждение, получение пользы». Объектом данного действия может быть, например, пища, как в словах Всевышнего: «Вам дозволены морская добыча и еда во благо[5] (мата‘ан) вам» (Сура 5 «Трапеза», аят 96).

Ещё один пример — это имущество, даруемое женщине в случае развода. Всевышний Аллах сказал: «Одарите (матти‘ухунна) их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный — по мере своих возможностей» (Сура 2 «Корова», аят 236). Это слово может также относиться и к половой близости. Всевышний Аллах сказал: «А за то удовольствие, которое вы получили от них», где под словом «удовольствие»подразумевается половая близость, поскольку она является основным видом наслаждения в браке.

قوله تعالى: ﴿ وَقَالَ أَوْلِيَآؤُهُم مِّنَ الإِنسِ رَبَّنَا اسْتَمْتَعَ بَعْضُنَا بِبَعْضٍ وَبَلَغْنَا أَجَلَنَا الَّذِيَ أَجَّلْتَ لَنَا قَالَ النَّارُ مَثْوَاكُمْ ﴾ [الأنعام/28]

Слово «аль-истимта‘» и другие однокоренные слова упоминаются в Коране шестьдесят раз, и ни одно из этих упоминаний не имеет отношения к временным бракам. В качестве примера можно привести Слова Всевышнего: «Их помощники из числа людей скажут: «Господь наш! Одни из нас пользовались (истамта‘а) другими, и мы достигли нашего срока, который Ты назначил нам». Он скажет: «Огонь будет вашей обителью» (Сура 6 «Скот», аят 28).

وقوله ﴿ قُلْ تَمَتَّعُواْ فَإِنَّ مَصِيرَكُمْ إِلَى النَّارِ ﴾ [إبراهيم/30]

Всевышний также сказал: «Пользуйтесь (таматта‘у) благами, но ваш путь лежит в Огонь» (Сура 14 «Авраам», аят 30). Из контекста этих аятов, становиться ясным, что они не имеют никакого отношения к временному браку. Тоже самое можно сказать об упомянутом аяте в суре «Женщины». Так каков же всё-таки его смысл?

قال تعالى: ﴿ لاَّ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِن طَلَّقْتُمُ النِّسَاء مَا لَمْ تَمَسُّوهُنُّ أَوْ تَفْرِضُواْ لَهُنَّ فَرِيضَةً وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدْرُهُ ﴾ [البقرة/236]

Если говорить о брачном даре (махр), то возможны три варианта:

1) Если развод произошёл до первой интимной близости супругов и до определения размера махра, то его величина считается необозначенной и будет зависеть от степени состоятельности мужчины. Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение. Одарите (матти‘ухунна) их разумным образом: богатый — по мере своих возможностей, а бедный — по мере своих возможностей» (Сура 2 «Корова», аят 236).

قال تعالى: ﴿ فَمَا اسْتَمْتَعْتُم بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً ﴾ [النساء/24]

قال تعالى: ﴿ يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَحْلَلْنَا لَكَ أَزْوَاجَكَ اللَّاتِي آتَيْتَ أُجُورَهُنَّ ﴾ [الأحزاب/50].

2) Если развод произошёл после первой близости супругов и после определения размера махра, то мужчина обязан отдать жене назначенный махр полностью, несмотря на то, что возможно он имел с ней интимные отношения всего один раз. Всевышний Аллах сказал: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение» (Сура 4 «Женщины», аят 24). То есть, какое бы удовольствие вы ни получили от них, даже если речь идёт всего об одном половом сношении. Под словом «вознаграждение» подразумевается махр, поскольку брак — это договор, подразумевающий получение пользы и платы за неё. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Мы сделали дозволенными для тебя твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение» (Сура 33 «Союзники», аят 50).

Нельзя приводить аяты из Корана в качестве доказательства дозволенности временного брака, так как это будет означать использование в качестве доказательства иносказательных аятов, которые являются неоднозначными.

Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в мусульманском обществе временные браки не практиковались. Если бы этот вид брака практиковался мусульманами при жизни Пророка, то Всевышний Аллах непременно упомянул бы об этом в Своей Книге — во-первых, для того, чтобы указать на законность временного брака, а во-вторых, для разъяснения норм Шариата, касающихся временного брака, подобно тому, как Аллах разъяснил нормы постоянного брака и связи с невольницами.

Несомненно, если бы временный брак был узаконен, он практиковался бы чаще, чем постоянный брак, в силу его лёгкости. Мог ли Аллах умолчать об одном виде брака, уделяя столько внимания двум другим, если это был бы такой же законный вид брака?! Заметьте, Всевышний Аллах знал, что придёт время, когда невольницы и жизнь с ними исчезнут как явление, но несмотря на это, упомянул в Коране о таком бракe восемь раз, и эти аяты мы читаем по сей день.

Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге даже казалось бы куда менее важные вещи. Например, алкоголь упоминается в Коране несколько раз, так как был запрещён не сразу, а поэтапно. Так почему же о временном браке не сказано ни слова? Ведь это очень значительный и серьезный вопрос, да и само это явление нередко встречается и в наши дни.

Вывод один: этот вид брака был запрещён мусульманам и не практиковался в мусульманском обществе. Запрет имел место в самом начале исламской эпохи, еще до переселения в Медину, и об этом ясно сказано в суре «Верующие» и «Ступени».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.