Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика организации оргпериода



Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть организационная единица- отряд. В отряд определены дети одного возраста, но разные по интересам и потребностям – «песчаная россыпь».

Дни заезда. В эти дни вожатые решают три основные задачи- организованно провести прием и заезд детей, познакомить их с лагерем, его традициями и законами, одновременно предоставить возможность ребятам узнать друг друга. Эти задачи решаются через организацию и проведению небольших по времени коллективных творческих дел, не требующих тщательной подготовки, как со стороны детей, так и со стороны вожатых, но позволяющих детям проявит себя в конкретной деятельности:

-операция «Уют»,

-КТД «Разнобой»,

-концерт «Ромашка»

-экскурсии по лагерю и т.д.

Ошибка, иногда встречающаяся у вожатых - проводить КТД, когда в отряд заедут все дети. КТД можно проводить по методике «пятерка». Заехавшим первым пятерым детям уже дается задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету, оформить бейджики и т.д. Следующее КТД можно провести, когда заедут еще несколько детей и т.д.

Завершается день заезда хозяйственным сбором отряда, на котором обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т.е. предъявляются детям единые педагогические требования. На данном сборе рождается отряд, его имя, традиции.

День можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, с детьми разучены 2-3 песни, несколько игр, показаны перспективы жизни в отряде, лагере, а у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах отряда.

2 день. Начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе потом не наверстать), продолжается выявление способностей детей и их сплочение.

Для выполнения этих задач необходимо предложить детям небольшие творческие дела, которые бы позволили им попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядный уголок, отрядное место для вечернего «огонька», провести вместе с ними спортивные и музыкальные часы.

В этот день отряд представляет себя дружине на первом дружинном деле.

Завершается день «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях.

Эти дни считаются удачными, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

3 день. Завершается процесс заложения основ временного детского коллектива, определяется место и роль своего отряда, закладываются основы самоуправления и коллективно планируются дела смены.

Доминирующий вид деятельности на данном этапе – игровая деятельность.

Доминирующая цель у детей: для себя, для группы, для отряда.

Характер организации деятельности: от индивидуально- групповой к коллективной.

«Пик трудности»

Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о лагере, о предстоящей деятельности, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой (мягкая глина).

Основной период ВДК

Цель: формирование и развитие детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

Задачи:

- продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;

- контролировать состояние здоровья детей;

- требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов лагеря;

- организовать разнообразную деятельность;

- развивать лидерские качества детей;

- продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком;

- обеспечить выполнение отрядной программы.

В основной период детский коллектив испытывает разные психологические состояния, которые возникают как реакция на «фестивальное» настроение первых дней смены, как следствие стабилизации неформальной структуры коллектива, ее попытки утвердить себя.

В этот же период примерно на 13-14 день, наступает пик привыкания (вторая конфликтная зона). Дети привыкли ко всему. Может начаться зона конфликтности, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Педагогу необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо помнить, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.

Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми будет поставлена для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива- отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха («мерцающий маяк»). Иными словами, коллектив- это источник личностных изменений ребенка, группы детей.

 

Условия организации деятельности:

- деятельность должна вызывать только положительные эмоции;

- необходимо создавать для каждого ситуацию успеха;

-соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел (отряда, дружины, лагеря);

- увеличить объем и интенсивность общих дел к концу основного периода;

- вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их;

- руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.

Итоговый период- период консолидации (объединения) отношений.

Цель: превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов, корректировка его социального опыта, творческой деятельности.

Задачи:

- организовать деятельность, в которой каждому предоставляется возможность себя через коллектив, свои возможности;

- подготовить детей к отъезду;

- усилить контроль за жизнью и здоровьем детей;

- проанализировать достигнутый уровень коллектива.

В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения («алый парус», «горящий факел»).

В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне, возрастает самостоятельность детского актива.

Доминирующая цель деятельности: для группы, для отряда, для себя.

В этот период ВДК возможна еще одна зона конфликта – «пик усталости».Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома, без родителей. Из этого можно выйти, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагогах и о себе в течение смены.

Показатели сложившегося детского коллектива («горящий факел»):

- успех коллектива в любой деятельности;

- наличие гуманистических отношений между детьми;

- хорошо работающие органы самоуправления;

- активность всех членов коллектива;

- стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;

- общественное мнение действует постоянно.

Основные методы работы педагога:

- убеждение (словом, примером);

- требование (прямое, косвенное);

- поручение (временного характера, постоянные);

- соревнование (в конкурсах, играх);

- игра;

- поощрение;

- коллективная общественно-полезная деятельность;

- убеждение;

- требование

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.