Самостоятельная работа на уроке как форма контроля
КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ.
Обучение– передача человеку конкретных знаний, умений и навыков (ЗУН). Это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучающимся, в результате которого и формируются ЗУНы.
Диагностика – деятельность по распознаванию какого-то явления на основе совокупности устойчивых признаков.
Мониторинг –систематическая и регулярная процедура сбора данных по каким-то важным аспектам.
Контроль – выявление, измерение и оценивание ЗУН обучаемых.
Схема установки диагноза (диагностики) предполагает наличие цели и прогнозируемого результата. Мониторинг необходим, когда нет прогнозируемого результата. Мониторинг используется в ситуации, когда результат неизвестен, например: идёт эксперимент: полное обучение на компьютерах без учителя. Мы не можем спрогнозировать, как скажется это, допустим, на внутричерепном давлении учащихся, на качестве знаний... Проводится мониторинг здоровья детей, участвующих в этом эксперименте и постоянно отслеживается это самое внутричерепное давление; постоянно измеряется по специальным методикам качества знаний и т.д.
Основная дидактическая функция контроля- обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение учителем объективной информации о степени освоения учебного содержания, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Проверка - часть контроля. Выявление и измерение ЗУН учащихся.
Основная дидактическая функция проверки - определение уровня, качества
обученности, объёма учебного труда учащихся.
Оценивание - это процесс, оценка - результат этого процесса, а отметка- балл в журнале. В классных журналах оценки фиксируются в виде отметок. Основой для оценивания успеваемости учащихся являются итоги
(результаты) контроля.
Критерии оптимальности результатов обучения на уроке
(по Ю.К.Бабанскому):
· достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок (то есть усвоение обязательных результатов обучения);
· соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу, то есть временные затраты должны быть в соответствии с общепринятыми нормами.
Признаки эффективной системы контроля на уроке:
оптимальность сочетания контроля, взаимоконтроля и самоконтроля на уроке для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов;
получение достоверной и своевременной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения;
адекватность самооценки учащегося оценке учителя;
получение всеми учащимися информации о реальных результатах учения.
Методы контроля и самоконтроля
устный, письменный и лабораторный;
программированный, непрограммированный;
машинный, немашинный.
Самостоятельная работа на уроке как форма контроля
Признаки самостоятельной работы на уроке:
наличие цели самостоятельной работы;
наличие конкретного задания;
четкое определение формы выражения результата;
определение формы проверки результата самостоятельной работы;
обязательность выполнения самостоятельной работы каждым учащимся.
Самостоятельная работа на уроке эффективна, если:
содержание ее строго соответствует триединой дидактической цели;
содержание самостоятельной работы и задания обеспечивают учебно-познавательную деятельность учащихся на всех уровнях их самостоятельности;
максимально возможная вариативность в заданиях.
Формы контроля (по деятельности):
Урочные — традиционные:
Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);
Практические работы и лабораторные работы;
Тесты;
Самостоятельные задания;
Зачеты;
Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);