Тяжелый бич обрядов сказался и в культе дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пищи. Согласно иудейскому вероучению, можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). Современные защитники иудейской религии, восхваляя культ кошерной кухни, усматривают в нем проявление "самобытности" духа и "гигиенического чутья" древних евреев. Однако деление предметов питания на трефные и кошерные ничего общего с медициной не имеет. Пищевые запреты были характерны для всех древних религий. В силу консервативности религиозных взглядов они имеют и поныне место в религиозной практике многих народов. Запреты подобного рода принято называть табу.
К табу в иудаизме принадлежит обряд, запрещающий одновременно употреблять мясную и молочную пищу. Иудейские богословы связывают этот запрет с библейской заповедью "не вари козленка в молоке матери его" (Исх., 23. 19) и придают ему моральное значение.
К табуированнои пище иудейские богословы относят свинину. Запрет есть свиное мясо уводит нас в те древние времена, когда еврейские племена поклонялись животным. Свинья считается табуированным животным не только у древних евреев, но и у ассирийцев, египтян и вавилонян.
Осенние еврейские праздники посвящены теме покаяния и ревности в изучении Торы. В праздник Ханукка отмечается чудо, случившееся во время освобождения Иерусалимского храма от осквернивших его сирийцев
Праздники месяца тишрей, отмечаемые в зависимости от ситуации в сентябре или октябре, связаны с темой раскаяния еврейского народа. Новый год, Рош а-Шана, чье название в переводе означает «глава года», празднуется в первые два дня месяца тишрей. По мнению мудрецов, в эти дни Всевышний судит мир. Важная часть празднования – призывающее верующих к покаянию трубление в шофар, в который нужно протрубить за время праздника 100 раз. Поздравляя друг друга, евреи желают «сладкого нового года» (и в качестве символа такового едят яблоки в меду) и «хорошей записи», имея в виду запись в Книгу Жизни.
Окончательно судьбы людей определяются в Йом-Кипур («Судный день»). Главная составляющая это дня – искупление грехов и раскаяние. В этот день евреи налагают на себя пять запретов, наиболее жестким из которых является запрет на любую еду и питье. Вечером перед наступлением праздника читается молитва «Кол нидрей», в которой провозглашается отказ от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их. Йом Кипур – единственный день в году, когда молятся пять раз. Эти пять молитв занимают практически весь день. В результате человек оказывается «отключен» от обычной жизни, оставаясь наедине с Богом. После окончания последней из молитв в синагоге трубят в шофар и произносят «Бе-шана а-баа ба-Ирушалаим» – «В следующем году в Иерусалиме».
Праздники месяца тишрей завершает Суккот, длящийся семь дней. В это время верующие должны жить (или хотя бы проводить часть времени) в сукках (шалашах), пристраиваемых к синагогам – в память о таких же шалашах, в которых жили предки евреев во время сорокалетних скитаний по пустыне. Чтобы возблагодарить Бога за дарованный богатый урожай, празднующие во время молитв должны держать в руках ветви четырех растений: этрога (вид цитрусовых), мирта, пальмы и вербы. Эти растения нужно протягивать, слегка потряхивая, в шесть сторон света: на север, запад, юг, восток, вверх и вниз, что символизирует присутствие Бога в любой точке Вселенной.
В последний день Суккота проходит праздник Симхат-Тора («Радость Торы»). В этот день заканчивается годовой цикл чтения Торы и немедленно начинается новый – дабы как писали мудрецы «не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова». Свитки Торы извлекают из арон-кодеша и танцуют с ними, чтобы продемонстрировать радость, которая отражена даже в названии праздника.
Отмечаемая в декабре Ханукка была установлена в память об очищении в 164 г. до н.э. еврейскими повстанцами под руководством Хасмонеев Храма, оскверненного войсками сирийского царя Антиоха IV пытавшегося уничтожить иудаизм (от слова «очищение» и происходит название праздника). Главная традиция Ханукки – зажигание ханукальных свечей в специальном девятисвечнике (восемь свечей по числу 8 дней чуда и одна – для зажигания остальных свечей и освещения помещения)-ханукие, в память о чуде, случившемся в Храме, когда кошерного масла для меноры в единственном сохранившемся сосуде, хватило не на один, а на восемь дней. В первый день зажигается одна свеча, во второй – две и т.д. Ханукия обязательно должна быть установлена на видном месте, желательно – на свежем воздухе, чтобы напоминать о чуде всему миру.
Еврейские праздники: их история и традиции
Что праздник Ту би-шват символизирует единство еврейского народа и природы Земли Израиля
Что праздник Пурим – память о спасении евреев от истребления. Песах и Шавуот напоминают об Исходе из Египта и Даровании Торы.
Для иудаизма характерно очень внимательное отношение к природе. Еврейские мудрецы указывали, что хотя мир создан для человека, он обязан сохранять этот мир таким, каким он получил его из рук Всевышнего для последующих поколений. Единству еврейского народа и природы Земли Израилевой посвящен и отмечаемый в феврале праздник Ту би-шват, называемый также «Новый год деревьев». Его важнейшей частью является посадка деревьев. Отмечаемый в марте праздник Пурим был установлен в память о том, как в древней Персидской империи еврею Мордехаю и его племяннице и жене персидского царя Эстер удалось предотвратить истребление евреев по наветам царского министра Амана. Само название праздника происходит от слова «пур» (жребий), напоминая о жребии, который метал Аман, решая, когда ему лучше уничтожить евреев. Главная часть Пурима – публичное чтение в синагогах рассказывающей об этих событиях книги Эстер. В этот день в память о низвержении Амана едят треугольные пирожки «уши Амана» и исполняют веселый спектакль – Пуримшпиль, - призванный напомнить о гонениях и их провале. Каждый раз, когда во время чтения или спектакля раздается имя Амана, присутствующие трясут трещотками, чтобы заглушить его. В Пурим также принято приносить друг другу сладости (называемые «шелахмонес») и заниматься благотворительностью.
Песах, отмечаемый весной, служит для евреев напоминанием об Исходе из Египта, когда их предки предпочли сытому существованию и отказу от веры отцов бегство в неизвестность с надеждой на поддержку Всевышнего и сохранение веры. Название праздника напоминает о том, что Господь во время казней Египетских обошел («пасах») дома евреев. На праздничной трапезе, именуемой «седер» («порядок») читают Агаду, рассказывающую о событиях Исхода и едят блюда, напоминающие об этом – мацу, лепешки состоящие из муки и воды, в память о хлебе, который евреи не успели приготовить должным образом из-за спешности Исхода, марор (горькую зелень) – в память о годах угнетения в Египте, харосет (смесь из фруктов и орехов, символизирующую глину, из которой евреи должны были делать кирпичи). На столе также лежат крутое яйцо и куриное крылышко (или мясо на косточке) – память о пасхальном жертвоприношении во времена существования Храма, стоит плошка с соленой водой – как память о слезах евреев во время египетского рабства. Еще одна традиция седера – обязательный бокал вина для пророка Илии, который ставится на стол седера.
На 50-й день после Песаха празднуется Шавуот. В переводе название праздника означает «недели» и символизирует то, что с момента начала Песаха и до празднования Шавуота прошло ровно 7 недель. В этот день евреи отмечают Дарование Торы на Синае и каждый год заново принимают на себя обязательство изучать Тору и выполнять установленные заповеди. В ночь празднования принято бодрствовать и изучать Тору.
Во время Шавуота принято есть молочные блюда. Это напоминает о дне дарования Торы, когда евреи познакомились с понятием кашрута и обнаружили, что вся остальная пища, кроме молочной, некошерна.