Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Еврейские праздники: их история и традиции

Кошер и треф

Тяжелый бич обрядов сказался и в культе дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пищи. Согласно иудейскому вероучению, можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). Современные защитники иудейской религии, восхваляя культ кошерной кухни, усматривают в нем проявление "самобытности" духа и "гигиенического чутья" древних евреев. Однако деление предметов питания на трефные и кошерные ничего общего с медициной не имеет. Пищевые запреты были характерны для всех древних религий. В силу консервативности религиозных взглядов они имеют и поныне место в религиозной практике многих народов. Запреты подобного рода принято называть табу.

К табу в иудаизме принадлежит обряд, запрещающий одновременно употреблять мясную и молочную пищу. Иудейские богословы связывают этот запрет с библейской заповедью "не вари козленка в молоке матери его" (Исх., 23. 19) и придают ему моральное значение.

К табуированнои пище иудейские богословы относят свинину. Запрет есть свиное мясо уводит нас в те древние времена, когда еврейские племена поклонялись животным. Свинья считается табуированным животным не только у древних евреев, но и у ассирийцев, египтян и вавилонян.

Осенние еврейские праздники посвящены теме покаяния и ревности в изучении Торы. В праздник Ханукка отмечается чудо, случившееся во время освобождения Иерусалимского храма от осквернивших его сирийцев

Праздники месяца тишрей, отмечаемые в зависимости от ситуации в сентябре или октябре, связаны с темой раскаяния еврейского народа. Новый год, Рош а-Шана, чье название в переводе означает «глава года», празднуется в первые два дня месяца тишрей. По мнению мудрецов, в эти дни Всевышний судит мир. Важная часть празднования – призывающее верующих к покаянию трубление в шофар, в который нужно протрубить за время праздника 100 раз. Поздравляя друг друга, евреи желают «сладкого нового года» (и в качестве символа такового едят яблоки в меду) и «хорошей записи», имея в виду запись в Книгу Жизни.

Окончательно судьбы людей определяются в Йом-Кипур («Судный день»). Главная составляющая это дня – искупление грехов и раскаяние. В этот день евреи налагают на себя пять запретов, наиболее жестким из которых является запрет на любую еду и питье. Вечером перед наступлением праздника читается молитва «Кол нидрей», в которой провозглашается отказ от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их. Йом Кипур – единственный день в году, когда молятся пять раз. Эти пять молитв занимают практически весь день. В результате человек оказывается «отключен» от обычной жизни, оставаясь наедине с Богом. После окончания последней из молитв в синагоге трубят в шофар и произносят «Бе-шана а-баа ба-Ирушалаим» – «В следующем году в Иерусалиме».

Праздники месяца тишрей завершает Суккот, длящийся семь дней. В это время верующие должны жить (или хотя бы проводить часть времени) в сукках (шалашах), пристраиваемых к синагогам – в память о таких же шалашах, в которых жили предки евреев во время сорокалетних скитаний по пустыне. Чтобы возблагодарить Бога за дарованный богатый урожай, празднующие во время молитв должны держать в руках ветви четырех растений: этрога (вид цитрусовых), мирта, пальмы и вербы. Эти растения нужно протягивать, слегка потряхивая, в шесть сторон света: на север, запад, юг, восток, вверх и вниз, что символизирует присутствие Бога в любой точке Вселенной.

В последний день Суккота проходит праздник Симхат-Тора («Радость Торы»). В этот день заканчивается годовой цикл чтения Торы и немедленно начинается новый – дабы как писали мудрецы «не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова». Свитки Торы извлекают из арон-кодеша и танцуют с ними, чтобы продемонстрировать радость, которая отражена даже в названии праздника.

Отмечаемая в декабре Ханукка была установлена в память об очищении в 164 г. до н.э. еврейскими повстанцами под руководством Хасмонеев Храма, оскверненного войсками сирийского царя Антиоха IV пытавшегося уничтожить иудаизм (от слова «очищение» и происходит название праздника). Главная традиция Ханукки – зажигание ханукальных свечей в специальном девятисвечнике (восемь свечей по числу 8 дней чуда и одна – для зажигания остальных свечей и освещения помещения)-ханукие, в память о чуде, случившемся в Храме, когда кошерного масла для меноры в единственном сохранившемся сосуде, хватило не на один, а на восемь дней. В первый день зажигается одна свеча, во второй – две и т.д. Ханукия обязательно должна быть установлена на видном месте, желательно – на свежем воздухе, чтобы напоминать о чуде всему миру.

Еврейские праздники: их история и традиции

Что праздник Ту би-шват символизирует единство еврейского народа и природы Земли Израиля

Что праздник Пурим – память о спасении евреев от истребления. Песах и Шавуот напоминают об Исходе из Египта и Даровании Торы.

Для иудаизма характерно очень внимательное отношение к природе. Еврейские мудрецы указывали, что хотя мир создан для человека, он обязан сохранять этот мир таким, каким он получил его из рук Всевышнего для последующих поколений. Единству еврейского народа и природы Земли Израилевой посвящен и отмечаемый в феврале праздник Ту би-шват, называемый также «Новый год деревьев». Его важнейшей частью является посадка деревьев. Отмечаемый в марте праздник Пурим был установлен в память о том, как в древней Персидской империи еврею Мордехаю и его племяннице и жене персидского царя Эстер удалось предотвратить истребление евреев по наветам царского министра Амана. Само название праздника происходит от слова «пур» (жребий), напоминая о жребии, который метал Аман, решая, когда ему лучше уничтожить евреев. Главная часть Пурима – публичное чтение в синагогах рассказывающей об этих событиях книги Эстер. В этот день в память о низвержении Амана едят треугольные пирожки «уши Амана» и исполняют веселый спектакль – Пуримшпиль, - призванный напомнить о гонениях и их провале. Каждый раз, когда во время чтения или спектакля раздается имя Амана, присутствующие трясут трещотками, чтобы заглушить его. В Пурим также принято приносить друг другу сладости (называемые «шелахмонес») и заниматься благотворительностью.

Песах, отмечаемый весной, служит для евреев напоминанием об Исходе из Египта, когда их предки предпочли сытому существованию и отказу от веры отцов бегство в неизвестность с надеждой на поддержку Всевышнего и сохранение веры. Название праздника напоминает о том, что Господь во время казней Египетских обошел («пасах») дома евреев. На праздничной трапезе, именуемой «седер» («порядок») читают Агаду, рассказывающую о событиях Исхода и едят блюда, напоминающие об этом – мацу, лепешки состоящие из муки и воды, в память о хлебе, который евреи не успели приготовить должным образом из-за спешности Исхода, марор (горькую зелень) – в память о годах угнетения в Египте, харосет (смесь из фруктов и орехов, символизирующую глину, из которой евреи должны были делать кирпичи). На столе также лежат крутое яйцо и куриное крылышко (или мясо на косточке) – память о пасхальном жертвоприношении во времена существования Храма, стоит плошка с соленой водой – как память о слезах евреев во время египетского рабства. Еще одна традиция седера – обязательный бокал вина для пророка Илии, который ставится на стол седера.

На 50-й день после Песаха празднуется Шавуот. В переводе название праздника означает «недели» и символизирует то, что с момента начала Песаха и до празднования Шавуота прошло ровно 7 недель. В этот день евреи отмечают Дарование Торы на Синае и каждый год заново принимают на себя обязательство изучать Тору и выполнять установленные заповеди. В ночь празднования принято бодрствовать и изучать Тору.

Во время Шавуота принято есть молочные блюда. Это напоминает о дне дарования Торы, когда евреи познакомились с понятием кашрута и обнаружили, что вся остальная пища, кроме молочной, некошерна.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.