[На протяжении своей истории белорусский народ создал множество танцев. Белорусские танцы часто сопровождаются пением, поэтому их названия нередко совпадают с названиями соответствующих песен. Вам уже знакомы многие из них.];
— вспомнить мелодии белорусских народных танцев «Микита», «Юрочка», «Янка-полька»;
— ввести понятие «основной ход танца» (по нему танец можно узнать без музыки);
— разучить основные ходы танцев (показ, поэлементное разучивание, соединение);
— закрепление разученного материала в ходе дидактической игры.
Выдвижение критерия
Критерий: точность исполнения (можно ли узнать танец по основному движению); дополнительный критерий – эмоциональность (выражение собственного отношения к исполнению).
Прогностическая оценка (проводится по группам): сможем ли мы исполнить основные движения танцев?
Дидактическая игра.
Самооценка. Взаимооценка (по группам). Оценка учителя, подведение итогов первого этапа.
Этап 2. «Венок белорусских танцев»
Цель: научить различать мелодии белорусских народных танцев и использовать их в собственной творческой деятельности.
Позиция: слушатель, композитор.
Музыкальный материал: «Белорусские танцы» И. Жиновича, упражнение «Венок белорусских танцев» (виртуальная лаборатория).
Вспомогательный материал: карточки с названиями танцев «Юрочка», «Янка-полька», «Микита», «Толкачики», карточка с изображением знака «?».
Содержание этапа:
— информационный блок:
[Отличительной особенностью белорусских народных танцев является их жизнерадостный характер. Чаще всего они исполняются коллективно и сопровождаются игрой на музыкальных инструментах.
Белорусские народные танцы часто вдохновляли профессиональных композиторов. Мелодии танцев использовались в симфониях, операх, становились основой самостоятельных произведений. Наиболее известны «Белорусские танцы», созданные И. Жиновичем.];
— слушание «Белорусских танцев» И. Жиновича.
Выдвижение критерия
Критерий; правильность (верная последовательность танцев), полнота ответа (определение всех возможных (4) танцев).
Прогностическая оценка(индивидуально, с помощью сигнальных карточек):
— определение последовательности звучания белорусских танцев в произведении;
— отражение последовательности звучания белорусских танцев при помощи карточек;
Самооценка. Оценка учителя.
— информационный блок:
[Белорусский композитор И. Жинович создал удивительный венок из белорусских народных танцев. А вы хотели бы попробовать «сплести» венки из белорусских танцевальных мелодий?];
— создание композиции в трёхчастной форме из мелодий танцев «Юрочка», «Янка-полька», «Микита».
Выдвижение критерия
Критерий: правильное строение произведения (соблюдение требований формы АВА), гармоничное сочетание частей (части соразмерны по времени звучания, хорошо сочетаются друг с другом).
Музыкальный материал: белорусский народный танец «Крыжачок», «Крыжачок» в обработке Г. Суруса, белорусский народный танец «Юрочка». Вспомогательный материал: карточки, на которых изображен герой танца «Юрочка», танцующие девушки, рисунок танца «Юрочка» (виртуальная лаборатория).
Позиция: зритель/слушатель, хореограф.
Содержание этапа:
— информационный блок:
[Наверное, наступило время ближе познакомиться с ещё одним танцем, звучавшим в произведении И. Жиновича. Этот танец называется «Крыжачок». Его название происходит от белорусского слова «крыж», что в переводе значит «крест». И, действительно, рисунок этого танца напоминает вышивку крестом.];
— знакомство с белорусским народным танцем «Крыжачок» (видео);
— наблюдение за исполнением, поиск характерных особенностей рисунка танца (крест);
— сравнение рисунка танца с белорусским орнаментом;
— отображение рисунка мелодии танца в тетради (такты 9-12);
— превращение линии движения мелодии в ось орнамента;
— введение понятия «хореограф» (человек, который создает рисунки танцев).
[А вы хотели бы попробовать себя в роли хореографа и придумать собственный рисунок танца? Давайте обратимся для этого к белорусскому народному танцу «Юрочка».
«Юрочка»— танец, который отражает характер человека. Главный его герой – шутник, деревенский парень, который заигрывает с девушками, но при этом никому не отдает предпочтения…
Давайте внимательно послушаем музыку и попытаемся определить, где будет танцевать Юрочка, где – девушки, а где они танцуют вместе.]
Выдвижение критерия
Критерий: оригинальность решения и адекватность использованных средств (соответствие выбора характеру музыки, составу исполнителей, наличие сюжетной линии).
Прогностическая оценка: смогу ли я, слушая музыку, придумать свою танцевальную композицию?
— выполнение задания;
Самооценка. Оценка учителя. Работа с таблицей.
№
Я знаю белорусские танцы
Я могу отличить танцы белорусского народа от иных
Я могу охарактеризовать танцы белорусского народа
Я могу исполнить отдельные движения белорусских танцев
Я могу составить композицию из мелодий белорусских танцев