Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1.2.Нормативность речи



Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра гуманитарных дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских занятий

 

 

Дисциплина

Культура речи

 

Направление подготовки (специальность): 036401.62 «Таможенное дело»

Квалификация выпускника: специалист

 

Ростов-на-Дону


 

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедрагуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «___»_______2012г.

№________)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

Дисциплина: Культура речи

 

Направление подготовки (специальность): 036401.62«Таможенное дело»

 

Квалификация выпускника: специалист

 

 

Ростов-на-Дону


 

Автор:

 

Н.Г. Келеберда, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,

кандидат философских наук, доцент

 

 

Ответственный за выпуск:

 

В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент

 

Рецензенты:

 

Л.В. Сердюкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, доцент;

К.Д. Скрипник, доктор философских наук, профессор кафедры

гуманитарных дисциплин, профессор.

 

© Российская таможенная академия, 2011


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль № 1 Культура речи

Тема 1.1. Основные понятия культуры речи

I. Задания для самостоятельной работы

а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

1. Понятие русского литературного языка и литературной нормы.

2. Основные понятия культуры речи: норма (вариант/инвариант), целесообразность, точность.

3. Речевые ошибки, виды речевых ошибок. Классификация речевых ошибок на разных уровнях языка.

в) Определите вид ошибки в данных предложениях и исправьте их:

1) Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

2) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

3) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

4) Чацкий полон высокими думами.

5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

6) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

7) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

8) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

9)Свою автобиографию я уже рассказал вам.

10) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

II. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

При изучении данной темы важно уяснить, что культура речи – понятие многогранное, так как представляет собой, с одной стороны, высокий уровень владения средствами языка в речевом процессе, а с другой стороны, - это языковая дисциплина, которая изучает оптимальные средства речевого воздействия в рамках литературного языка. Современные лингвисты различают три аспекта культурной речи: коммуникативный, нормативный и этический.

Для усвоения темы необходимо понимать значение следующих терминов: норма, вариант нормы, ошибка, нормализация, кодификация.

Норма – это одобренное обществом и закрепленное в словарях и справочниках правило употребления в речи языковой единицы.

Речевая ошибка – это нарушение произносительных и согласовательных норм литературного языка, т.е. это неверное произношение и лексико-грамматическое сочетание словоформ.

Вариант нормы не является ошибкой. Это допустимая форма употребления в речи языковой единицы, например, творог и творог и т.д.

Кодификацияэто любая грамматика, любой словарь.

Вопрос о предупреждении либо искоренении речевых ошибок может ставиться лишь при понимании их сущности.Поэтому, для того, чтобы избежать речевых ошибок, необходимо уметь классифицировать их и оценивать их как факты неверных языковых моделей, которые нуждаются в исправлении.

Следует помнить, что нормативная сторона речи заключается в ее грамматической правильности, соответствии нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Поэтому речевые ошибки классифицируются по языковым уровням, образующим систему языка: фонетический (произношение), лексический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни.

Вместе с тем существуют ошибки, которые проявляются на всех языковых уровнях. К таким ошибкам относятся: контаминация – смешение языковых единиц в потоке речи, или иначе, пересечение языковых единиц разных рядов; тавтология – избыточное употребление морфем, слов, синтаксических конструкций, причем, тавтология может быть целенаправленной, допустимой и вынужденной; плеоназм – это соединение в одном словосочетании слов, частично или полностью совпадающих в лексическом значении.Плеоназм может проявиться и на уровне грамматики.

Важно знать, что ошибки имеют оборотную сторону и могут быть образными средствами, усиливающими изобразительность речи. Желательно проиллюстрировать это на конкретных примерах.

Следует иметь в виду то, что нормативность речи – это одно из условий успешного общения. Другим условием является целесообразность речи, т.е. соответствие речи таким качествам как точность, логичность, чистота, краткость, действенность, выразительность.

III.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская. - 22-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с. С 69 – 71

2. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Модуль 2. Культура речи / Н.Г. Келеберда. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 – 64 с. С 6 – 16

Дополнительная литература

1. Боярышникова, Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е.Н. Боярышникова - 3-е изд. - М.: Флинт – Наука, 2007. – 224 с.

2. Зарецкая, Е.Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: : учеб. пособие/ Е.Н. Зарецкая - 22-е изд. - М.: Логос, 2008. - 285 с.

3. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е.В.Клюев - 22-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 539 с

4. Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

6. Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Гумер – языкознание http://www.gumer.info

2. Виноградов С.И.Культура русской речи. http://lib.socio.msu.ru

3. Универсайт. Портал // http://www.universite.ru

Тема 1.2.Нормативность речи

I. Задания для самостоятельной работы

Произнесите следующие слова, обратите внимание на ударение в них. В случае необходимости, сверьтесь со словарем ударений:

 

Алфавит, апартаменты, апокалипсис, агония, асимметрия, иначе, баржа, творог, шасси, документ, мизерный, облегчить, мельком, квартал, кремень, мышление, договор, медикаменты, генезис, досуг, еретик, жалюзи, искус, колледж, начать, отзыв депутата, отзыв на статью, партер, средства, экскурс, эксперт, уставный капитал, уставные отношения, августовский, углубить, усугубить, принудить, экипировать, премировать, блокировать, транспортировать, подбодрить, облегчить, бюрократия, заговор, отрочество, корысть, оптовый, отворенный, звонит, зубчатый, баловать, гастрономия, диспансер, новоприбывший, сосредоточение, знамение, начатый, плесневеть.

II. План практического занятия

1. Основные фонетические единицы языка.

2. Фонетические средства языковой выразительности.

3. Нормы русского произношения.

4. Нормы постановки ударения. Виды ударений в русском языке.

5. Нормы русского словообразования

III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий и подготовке к практическому занятию

При подготовке к занятию по данной теме следует иметь в виду, что нормативность речи – одно из условий успеха в общении, поскольку именно правильность речи обеспечивает ее понятность адресату и ее единство.

Знакомясь с нормами произношения и постановки ударения, следует указать на типичные ошибки в произношении, как, например, комбинаторные изменения звуков, неоправданный повтор, произнесение твердого согласного перед буквой Е в заимствованных словах и т.д.; на акцентологические трудности существительных и прилагательных, при склонении существительных и прилагательных с подвижным или неподвижным ударением, на акцентологические трудности глаголов на – Ировать и –ировАть, при изменении форм глагола и т.д. Нормы русского произношения и ударения (орфоэпические и акцентологические нормы). Виды ударений в русском языке.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская. - 22-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с. С 71 – 89

4. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Модуль 2. Культура речи / Н.Г. Келеберда. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 – 64 с. С 18 – 20

Дополнительная литература

7. Боярышникова, Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е.Н. Боярышникова - 3-е изд. - М.: Флинт – Наука, 2007. – 224 с.

8. Зарецкая, Е.Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: : учеб. пособие/ Е.Н. Зарецкая - 22-е изд. - М.: Логос, 2008. - 285 с.

9. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е.В.Клюев - 22-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 539 с

10. Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

11. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

12. Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Гумер – языкознание http://www.gumer.info

2.Виноградов С.И.Культура русской речи. http://lib.socio.msu.ru

3.Универсайт. Портал // http://www.universite.ru

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.