Изучение спецкурса «Уголовно-правовая охрана культурных ценностей» должно основываться на комплексном анализе вопросов правового обеспечения сохранности национального культурного наследия с учетом многообразия и специфики внутреннего содержания его предметов, обуславливающих выбор средств и способов их правовой защиты. При подготовке к занятиям студентам необходимо заострять внимание на исследовании не только нормативной базы, включающей весьма широкий круг законодательных актов, регулирующих общественные отношения по поводу обращения с ценностями культуры, как российского государства, так и зарубежных стран, но и специальной литературы, посвященной данной проблематике. Успешное усвоение дисциплины предполагает использование диалектического, догматического (формально-логического), системного, социологического, историко-правового, сравнительно-правового и другие методов научного познания. Их применение необходимо для создания наиболее полного представления о предметах национального культурного наследия страны, выявления сущности, особенностей внутреннего содержания этой категории предметов, соотношения их философской и юридической природы, обоснования социальной обусловленности криминализации преступных посягательств на них, определения характера вреда, причиняемого в результате совершения названных преступлений.
Тема 1. Понятие и виды культурных ценностей.
При подготовке данной темы следует обратиться к таким отраслям науки, как философия, социология и культурология. В первую очередь необходимо заострить внимание на существенных различиях в определениях понятия «культурные ценности» в указанных областях знаний, и провести их сравнительный анализ, что позволит выявить признаки ценностей культуры, имеющие значение для права. Важно учитывать, что подобными признаками могут быть только те сущностные черты упомянутых предметов, которые определяют характер юридических средств регулирования общественных отношений, связанных с ними. Для уяснения правового понятия ценностей культуры требуется исследование прежде всего международных конвенций об охране всемирного культурного наследия, а так же внутреннего законодательства «об объектах национального культурного наследия» и «о вывозе и ввозе культурных ценностей», в которых отражается наиболее полная информация о сущности рассматриваемых предметов и проводится их классификация по различным основаниям. Отдельно следует остановиться на разграничении культурных ценностей по внутреннему ценностному содержанию, как главному критерию разделения этих предметов на виды, дающему наиболее четкое представление о них.
Тема 2. Общая характеристика преступлений, посягающих на культурные ценности.
При проведении общей характеристики преступлений, посягающих на культурные ценности, необходимо остановиться на исследовании особенностей причинения вреда названными преступными деяниями, его социальном значении. При этом важно учитывать, что объединение данных составов преступлений в отдельную группу обусловлено исключительно признаками предмета преступления.
Основной задачей изучения материала по названной теме является формирование у студентов четкого представления о целях уголовно-правового обеспечения сохранности ценностей культуры, сущности норм Уголовного кодекса об ответственности за посягательства на них, уяснение содержания механизма защиты национального культурного наследия средствами уголовного права.
При анализе истории уголовного законодательства об охране культурных ценностей необходимо не просто дать описание происходивших событий, а выявить направления развития системы уголовно-правовых запретов в сфере обращения с культурными ценностями.
При исследовании состава преступления, предусмотренного ст. 164 УК, РФ в первую очередь нужно обратить внимание на имущественную сторону содержания понятия «культурные ценности». Необходимо провести сравнение определения предмета преступления, данного в диспозиции нормы, и определений, закрепленных в законодательстве об охране и использовании ценностей культуры.
При характеристике объективной стороны рассматриваемого преступления необходимо сопоставление нормы об ответственности за него с нормами, устанавливающими ответственность за различные формы хищения. Важно не упустить из виду проблему, связанную со способом совершения названного преступного деяния, назначением наказания за совершение хищения культурных ценностей путем грабежа и разбоя при отягчающих обстоятельствах.
Тема 4. Контрабанда культурных ценностей (ст. 226.1 УК РФ).
При исследовании данного состава преступления, учитывая бланкетный характер нормы, закрепленной в ст. 226.1 УК, необходимо обращаться к законодательству о таможенном деле и прежде всего к Таможенному кодексу Российской федерации, который раскрывает основные термины, используемые в диспозиции.
Для адекватной характеристики контрабанды культурных ценностей, правильного определения момента ее окончания, требуется дополнительный анализ теоретических положений общей части уголовного права, и в частности, института стадиальности совершения преступлений. По дискуссионным вопросам, студенты должны не просто принимать точку зрения одной из групп ученых, но и уметь убедительно обосновать ее, привести весомые доводы.
Тема 5. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).
Для уяснения содержания нормы об ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния Российской Федерации и зарубежных стран также нужно использовать нормативные акты иных отраслей законодательства. В данном случае следует подробно проанализировать определение временного вывоза из страны культурных ценностей, сформулированное в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», точно установить группу предметов, которые могут быть вывезены за территорию государства на временной основе, и исходя из этого выявить предмет рассматриваемого преступления.
Отдельное внимание необходимо уделить изучению вопроса о разграничении составов невозвращения на территорию Российской Федерации ценностей культуры, контрабанды и хищения этих предметов, поскольку он имеет принципиальное теоретическое и практическое значение.