Эти самодеятельные занятия не имеют принципиального отличия от аналогичных занятий в рабочее время. Как правило, в этих коллективных (секция ППФП) или индивидуальных самостоятельных занятиях более ярко проявляется личная заинтересованность каждого занимающегося в повышении или поддержании своей специальной психофизической подготовленности. Очень часто стимулом к таким занятиям может быть не только качественное выполнение своих профессиональных функций, но и стремление через повышение личной профессионально-прикладной физической подготовленности занять на конкурсной основе интересующую его должность или отдельные поручения на выполнение интересного для него вида профессиональной деятельности. Такая ситуация чаще всего возникает у профессионалов, связанных с экспедиционными видами работ.
11.6. Дополнительные средства повышения
работоспособности
К дополнительным средствам относятся не только гантели, скакалки, набивные мячи, гимнастические стенки, но и различные тренажеры («бегущая дорожка», «велотренажер» и многие другие развивающие выносливость, силу, быстроту, подвижность суставов. Применение тренажеров повышает интенсивность занятий благодаря дополнительным нагрузкам, избирательному воздействию на отдельные функциональные системы, мышечные группы. Тренажеры позволяют строго дифференцировать физическую нагрузку. В настоящее время используются тренажеры с обратной информационной связью, позволяющие регулировать нагрузку в зависимости от реакции организма. Для восстановительных процедур применяются различные массажеры.
Физические упражнения могут сочетаться или последовательно применяться с водно-тепловыми процедурами, способствующими расслаблению, восстановлению работоспособности (душевые установки с дождевым, восходящим, контрастным и другими вариантами водных потоков; подводный массаж, русские бани и сауны). С этой же целью используются музыкальное сопровождение физических упражнений и восстановительных процедур, комнаты психологической разгрузки со специальными креслами для релаксации и видео- и аудиоэффектами. В помещении психологической разгрузки через средства аэрации воздуха могут поступать запахи цветов, хвойного леса, травы, скошенного сена, что также положительно влияет на процесс восстановления после профессионального труда.
11.7. Профилактика профессиональных заболеваний
и травматизма средствами физической культуры
Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей. У него более высокая устойчивость против заболеваний, проникающей радиации.
Основная задача физических упражнений профилактической направленности-повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда. К ним относятся: перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде; гипокинезия — ограничение количества и объема движений; монотония. Связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме увеличивается вероятность травматизма), рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).
Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные.
Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях.
В качестве примера приводим упражнения непосредственного воздействия, предложенные профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:
1. Движения головой (наклоны, поворот, кружения).
2. То же в сочетании с движениями рук.
3. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).
4. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).
5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине).
6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).
7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.
11.8. Влияние индивидуальных особенностей,
географо-климатических факторов на
содержание производственной физической
культуры специалистов
На содержание производственной физической культуры как в рабочее, так и в свободное время оказывают влияние индивидуальные особенности человека. При выборе форм и при упражнениях ПФК учитывают половые отличия занимающихся.
Так, например, при продолжительной работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают и в большей степени проявляются неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза. При выполнении работы преимущественно в положении стоя у женщин чаще бывают осложнения, связанные с нарушением венозного кровообращения в нижних конечностях. Предрасположенность к таким нарушениям может носить наследственный характер. Все это должно учитываться как при определении, например, количества физкультминуток в течение рабочего дня, так и при подборе специальных упражнений.
Возрастные отличия обычно влияют на продолжительность физкультурных пауз, интенсивность выполнения комплекса отдельных упражнений. Общая физическая нагрузка в утренней гигиенической или специализированной гимнастике по-разному переносится «совами» и «жаворонками», поэтому важно учитывать индивидуальные различия в переносимости физической нагрузки различными людьми в разное время суток.
Географо-климатические условия также могут оказывать свое влияние на содержание ПФК. Например, длинная полярная ночь и длинный полярный день на Севере вносят определенный дисбаланс в нормальное функционирование организма, нарушая его естественный биологический ритм.
На подбор упражнений ПФК влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.
11.9. Роль личности руководителя во внедрении
физической культуры в
производственный коллектив
Специалисты высшей квалификации на определенном этапе своей профессиональной деятельности, как правило, становятся руководителями производственного, творческого, управленческого или другого коллектива. От того, насколько сам руководитель осознает роль и значимость производственной физической культуры для профессиональной дееспособности каждого члена коллектива, во многом зависит степень ее внедрения. Проблема использования различных форм ПФК не простая, так как часто вступает в противоречия с общими экономическими показателями. При решении вопросов производственной физической культуры руководителю коллектива приходится анализировать плюсы и минусы ее внедрения, сопоставляя гуманистические аспекты этих мероприятий с экономическими возможностями производства, организации.
Однако в любом случае принятие решения во многом зависит от того, насколько сам руководитель понимает суть и значимость воздействия производственной физической культуры на работающего человека, на его здоровье и дееспособность. И здесь важна не только теоретическая подготовка, но и личный практический опыт.
Контрольные вопросы
1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.
2. Методические основы производственной физической культуры.
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.
4. Производственная физическая культура в рабочее время.
5. Вводная гимнастика.
6. Физкультурная пауза.
7. Физкультурная минутка.
8. Микропауза активного отдыха.
9. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.
10. Физическая культура и спорт в свободное время.
11. Утренняя гигиеническая гимнастика.
12. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения.
13. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв.
14. Попутная тренировка.
15. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
16. Дополнительные средства повышения работоспособности.
17. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
18. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.
19. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.
культуры и спорта...................................................................................................................................... 15
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении............ 17
1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры................................... 18
1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов
к физической культуре........................................................................................................................... 18
1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе......................... 20
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ........................................................................................................................... 27
Часть первая............................................................................................... 27
2.1. Организм как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся биологическая система....................................... 28
2.2. Анатомо-морфологические особенности и
основные физиологические функции организма...................................... 30
2.3. Функциональные системы организма................................................ 31
2.3.1. Костная система и ее функции....................................................................................... 31
2.3.2. Мышечная система и ее функции
(строение, физиология и биохимия мышечных
сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)............................................ 34
2.3.3. Физиологические системы организма................................................................... 45
2.4. Внешняя среда и ее воздействие на
организм и жизнедеятельность человека.................................................. 55
2.5. Функциональная активность человека и
взаимосвязь физической и умственной деятельности............................... 56
2.6. Утомление при физической и умственной работе............................. 59
2.7. Биологические ритмы и работоспособность...................................... 61
2.8. Гипокинезия и гиподинамия............................................................... 63
2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие
устойчивость к умственной и физической работоспособности................ 64
Часть вторая............................................................................................... 68
2.10. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма под
воздействием направленной физической тренировки.............................. 68
2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы...................................................................................................................................................................... 68
2.10.2. Обмен веществ и энергии................................................................................................ 75
2.11. Органы пищеварения и выделения.................................................. 96
2.12. Железы внутренней секреции........................................................... 97
деятельности. Формирование двигательного навыка........................................ 100
2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.................... 101
2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.................................................. 103
2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов.............................. 106
2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение............................................................ 106
2.14.7. Работа в замкнутом пространстве....................................................................... 107
2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату........................................................................................................................................................................................ 107
2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости.................... 108
2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации............................................................................................................................................................. 108
5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки................................................................................... 207
5.8. Интенсивность физических нагрузок............................................... 207
5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности 209
5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления............................ 212
5.11. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 214
5.12. Формы занятий физическими упражнениями................................ 220
5.13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия........... 221
5.14. Общая и моторная плотность занятия........................................... 222
6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических
упражнений с учетом умственной учебной нагрузки.
Расчет часов самостоятельных занятий............................................................................. 245
6.3.2. Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей и проделанной работы. Корректировка тренировочных планов....................................................................................................................... 246
6.4. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий
и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки................................................. 247
6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной
нагрузки для лиц студенческого возраста.............................................. 249
Глава 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ................................................................. 257
7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное
отличие от других видов занятий физическими упражнениями............ 257
7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений.................................. 258
7.3. Единая спортивная классификация. Национальные виды спорта в
7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности............................................................................................................................................... 264
7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований................................ 264
7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений........................................................... 275
8.9. Требования спортивной классификации и правил соревнований по избранному виду спорта................................................................................................... 299
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ............................. 301
9.1. Диагностика и самодиагностика организма при
регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом............. 301
9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи................................................ 304
9.3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.................... 304
9.4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности......................................................................................... 309
9.9. Субъективные и объективные показатели самоконтроля................ 318
9.10. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания............................................................................ 319
9.11. Методика определения тяжести нагрузки по
изменениям массы тела и динамометрии................................................ 320
9.12. Оценка функциональной подготовленности
по задержке дыхания на вдохе и выдохе................................................ 320
9.13. Методика оценки состояния центральной
нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции.................... 320
9.14. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу).................................................................. 321
9.15. Методика оценки быстроты и гибкости......................................... 323
9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям............. 324
9.17. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам самоконтроля......................................................................... 325
Часть первая............................................................................................. 327
10.1. Общие положения профессионально-прикладной
физической подготовки студентов........................................................... 327
10.1.1. Краткая историческая справка
о направленном использовании физическихупражнений для подготовки к труду........................................................................................................................................................................................ 327
10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость
специальной психофизической подготовки человека
к труду в современных условиях............................................................................................. 328
10.1.3. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи.................................... 332
10.1.4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.. 335
10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ППФП............ 337
10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП 338
10.1.7. Методика подбора средств ППФП студентов........................................ 339
10.1.8. Организация и формы ППФП в вузе............................................................... 342
10.1.9. Система контроля ППФП студентов........................................... 343
Часть вторая............................................................................................. 343
10.2. Методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета............................................................... 343
Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА................................................................ 351
11.1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи ......... 351
11.2. Методические основы производственной
физической культуры............................................................................................................................ 352
11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
выбор форм, методов и средств ПФК..................................................... 353
11.4. Производственная физическая культура в рабочее время........... 353