Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественно-политическая мысль



ТЕМА 9. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

1. Факторы, оказавшие влияние на развитие отечествен­ной культуры в XVIII веке.

- Развитие производительных сил.

- Реформы Петра I.

- Влияние культуры Запада (заимствование западных куль­турных образцов).

- Ослабление позиций церкви в жизни общества.

- Политика просвещенного абсолютизма.

- Увеличение числа грамотных и образованных людей, как создателей, так и потребителей культурных ценностей.

- Военные победы России.

Характерные черты российской культуры XVIII века.

- Светский характер культуры (по сравнению с XVII в.).

- Европеизация культуры.

- Раскол культуры на дворянскую (современную) и народ­ную (традиционную).

- Сословный характер культуры.

- Оформление науки.

- Оформление регулярного образования.

- Формирование русской просветительской мысли.

- Складывание нового, близкого к разговорному, литератур­ного языка.

- Господство в первой половине века барокко, а во второй половине века классицизма.

- Появление новых видов и направлений художественной культуры (скульптура, батальная живопись, профессиональный театр).

- Увеличение числа грамотных и образованных людей.

Образование.

- В XVIII в. образование стало регулярным и носило в целом сословный характер:

1) Дети дворян обучались в шляхетских корпусах (Паже­ский, Сухопутный, Морской, Артиллерийский и Инженерный), в Институте благородных девиц, частных пансионах и за гра­ницей.

2) Дети духовенства обучались в духовных семинариях и ду­ховных училищах.

3) Дети купцов обучались в коммерческих школах.

4) Дети солдат обучались в солдатских (цифирных) школах.

5) Дети разночинцев обучались в Академии художеств, в специальных школах (горной, медицинской, штурманской, ремесленной и др.).

- Для детей крестьян не было предусмотрено учебных заве­дений.

- Школьная реформа 1782-1786 гг. положила начало разви­тию общеобразовательной школы:

1) В уездных городах были созданы малые народные училища.

2) В губернских городах были открыты главные народные училища.

3) В учебных заведениях вводились классно-урочная систе­ма обучения, твердое расписание, постоянные учебники.

- В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоно­сова был открыт Московский университет, в котором:

1) Обучение было бесплатным.

2) Обучаться могли представители всех сословий, кроме крепостных крестьян.

3) Обучение велось на русском языке (в европейских вузах на латыни).

4) Имелись три факультета - юридический, медицинский и философский (в отличие от Европы отсутствовал богослов­ский факультет).

5) Для подготовки будущих студентов действовали две гим­назии - для дворян и для других сословий.

- Наиболее распространенными учебниками были «Грамма­тика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магниц­кого, «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича.

Значение школьной реформы 1782-1786 годов.

- Стала складываться общеобразовательная школа.

- Увеличилось число учебных заведений.

- Способствовала распространению образования в россий­ском обществе.

- Были заложены основы современной школьной системы.

- Усилился процесс демократизации образования.

Наука.

- В 1725 г. открыта Академия наук, первоначально состояв­шая из иностранных ученых.

- Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов.

- Приоритет в деятельности Академии наук отдавался изу­чению географии России и быта населявших империю народов.

- В этих целях организовывались научные экспедиции, крупнейшими из которых были Великая Северная экспедиция по изучению Северной Азии и экспедиция по изучению Повол­жья и Урала.

- Данные экспедиции позволили:

1) Витусу Берингу открыть пролив между Северной Амери­кой и Азией.

2) Братьям Лаптевым исследовать побережье Северного Ле­довитого океана (море Лаптевых).

3) С. П. Крашенинникову исследовать Камчатку («Описание земли Камчатки»).

4) Издать первые географические атласы России («Атлас Российской империи», 1745 г.).

- В XVIII в. начала оформляться русская историческая наука в лице В. Н. Татищева («История Российская»), М. М. Щербато­ва, И. Н. Болтина, М. В. Ломоносова.

- Важные технические изобретения были сделаны:

1) А. К. Нартовым - токарные станки.

2) И. П. Кулибиным - проект одноарочного моста через Не­ву, часовые и оптические механизмы.

3) И. И. Ползуновым - паровой двигатель.

Общественно-политическая мысль.

- Общественно-политическая мысль находилась под влия­нием идей европейского Просвещения.

- В центре внимания образованной части российского обще­ства находились вопросы государственного устройства, эконо­мического развития и положения крестьянства.

- Современники пытались осмыслить происходившие в Рос­сии события и предлагали различные варианты дальнейшего развития страны.

- Крупнейшими представителями общественно-политичес­кой мысли были:

1) Иван Посошков - в «Книге о скудости и богатстве» от­стаивал интересы купечества и крестьянства, ратовал за разви­тие отечественной промышленности и торговли.

2) Феофан Прокопович - в «Духовном регламенте» и в «Прав­де о воли монаршей» выступал за подчинение духовной власти светской и за неограниченную власть монарха.

3) Николай Новиков - в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» критиковал крепостнические порядки.

4) Александр Радищев - в книге «Путешествие из Петербур­га в Москву» выступал за отмену крепостного права и ликвида­цию монархии («первый русский революционер»).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.