1. Факторы, оказавшие влияние на развитие отечественной культуры в XVIII веке.
- Развитие производительных сил.
- Реформы Петра I.
- Влияние культуры Запада (заимствование западных культурных образцов).
- Ослабление позиций церкви в жизни общества.
- Политика просвещенного абсолютизма.
- Увеличение числа грамотных и образованных людей, как создателей, так и потребителей культурных ценностей.
- Военные победы России.
Характерные черты российской культуры XVIII века.
- Светский характер культуры (по сравнению с XVII в.).
- Европеизация культуры.
- Раскол культуры на дворянскую (современную) и народную (традиционную).
- Сословный характер культуры.
- Оформление науки.
- Оформление регулярного образования.
- Формирование русской просветительской мысли.
- Складывание нового, близкого к разговорному, литературного языка.
- Господство в первой половине века барокко, а во второй половине века классицизма.
- Появление новых видов и направлений художественной культуры (скульптура, батальная живопись, профессиональный театр).
- Увеличение числа грамотных и образованных людей.
Образование.
- В XVIII в. образование стало регулярным и носило в целом сословный характер:
1) Дети дворян обучались в шляхетских корпусах (Пажеский, Сухопутный, Морской, Артиллерийский и Инженерный), в Институте благородных девиц, частных пансионах и за границей.
2) Дети духовенства обучались в духовных семинариях и духовных училищах.
3) Дети купцов обучались в коммерческих школах.
4) Дети солдат обучались в солдатских (цифирных) школах.
5) Дети разночинцев обучались в Академии художеств, в специальных школах (горной, медицинской, штурманской, ремесленной и др.).
- Для детей крестьян не было предусмотрено учебных заведений.
- Школьная реформа 1782-1786 гг. положила начало развитию общеобразовательной школы:
1) В уездных городах были созданы малые народные училища.
2) В губернских городах были открыты главные народные училища.
3) В учебных заведениях вводились классно-урочная система обучения, твердое расписание, постоянные учебники.
- В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова был открыт Московский университет, в котором:
1) Обучение было бесплатным.
2) Обучаться могли представители всех сословий, кроме крепостных крестьян.
3) Обучение велось на русском языке (в европейских вузах на латыни).
4) Имелись три факультета - юридический, медицинский и философский (в отличие от Европы отсутствовал богословский факультет).
5) Для подготовки будущих студентов действовали две гимназии - для дворян и для других сословий.
- Наиболее распространенными учебниками были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича.
Значение школьной реформы 1782-1786 годов.
- Стала складываться общеобразовательная школа.
- Увеличилось число учебных заведений.
- Способствовала распространению образования в российском обществе.
- Были заложены основы современной школьной системы.
- Усилился процесс демократизации образования.
Наука.
- В 1725 г. открыта Академия наук, первоначально состоявшая из иностранных ученых.
- Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов.
- Приоритет в деятельности Академии наук отдавался изучению географии России и быта населявших империю народов.
- В этих целях организовывались научные экспедиции, крупнейшими из которых были Великая Северная экспедиция по изучению Северной Азии и экспедиция по изучению Поволжья и Урала.
- Данные экспедиции позволили:
1) Витусу Берингу открыть пролив между Северной Америкой и Азией.
2) Братьям Лаптевым исследовать побережье Северного Ледовитого океана (море Лаптевых).
3) С. П. Крашенинникову исследовать Камчатку («Описание земли Камчатки»).
4) Издать первые географические атласы России («Атлас Российской империи», 1745 г.).
- В XVIII в. начала оформляться русская историческая наука в лице В. Н. Татищева («История Российская»), М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, М. В. Ломоносова.
- Важные технические изобретения были сделаны:
1) А. К. Нартовым - токарные станки.
2) И. П. Кулибиным - проект одноарочного моста через Неву, часовые и оптические механизмы.
3) И. И. Ползуновым - паровой двигатель.
Общественно-политическая мысль.
- Общественно-политическая мысль находилась под влиянием идей европейского Просвещения.
- В центре внимания образованной части российского общества находились вопросы государственного устройства, экономического развития и положения крестьянства.
- Современники пытались осмыслить происходившие в России события и предлагали различные варианты дальнейшего развития страны.
- Крупнейшими представителями общественно-политической мысли были:
1) Иван Посошков - в «Книге о скудости и богатстве» отстаивал интересы купечества и крестьянства, ратовал за развитие отечественной промышленности и торговли.
2) Феофан Прокопович - в «Духовном регламенте» и в «Правде о воли монаршей» выступал за подчинение духовной власти светской и за неограниченную власть монарха.
3) Николай Новиков - в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» критиковал крепостнические порядки.
4) Александр Радищев - в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» выступал за отмену крепостного права и ликвидацию монархии («первый русский революционер»).