Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные формы человеческой деятельности

П Л А Н

Проведения занятия

по учебной дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

Тема занятия: 6 «Классификация основных форм человеческой деятельности»

Учебные цели: Изучить физиологическую классификацию форм трудовой деятельности, ознакомиться с основными методами профилактики переутомления.

Воспитательные цели: Воспитывать у обучаемых стремление к познанию, активную гражданскую позицию при участии в решении проблем экологии и БЖД.

Учебная группа:

Время и дата проведения:

Место:

Учебно-материальное обеспечение: Видеопроектор, доска, мел.

Литература: С.В. Белов «БЖД», Э.А. Арустамов «БЖД»

Дидактические материалы: Слайды.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

№   п.п.   Учебные вопросы   Время ( мин )   Методика и приемы обучения
  1.     Вступительная часть: - проверка готовности студентов к занятию; - проверка наличия студентов; - объявление темы, цели и вопросов занятия; - обоснование актуальности темы и ее связь с предыдущим учебным материалом.           Рассказ, контроль  
2.     Основная часть:  
  1. Основные формы человеческой деятельности.
  2. Физиологические основы труда и
профилактика переутомления.
            Рассказ с применением ТСО Рассказ с элементами дискуссии.  
3. Заключительная часть: - ответы на вопросы; - подведение итогов занятия; - выдача задания на самостоятельную работу; при необходимости, объявление оценок.     Рассказ   Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности» стр.21-28. Белов С.В. «Безопасность жизнедеятельности» стр. 48-53.  

 

Преподаватель: ______________________________

Тема 6

Классификация основных форм деятельности человека

 

Основные формы человеческой деятельности.

Физиологические основы труда и профилактика переутомления

Основные формы человеческой деятельности.

 

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

           
   
Трудовая деятельность
 
 
Физический труд
 
Умственный труд

 

       
 
Характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.),   Характеризуется низкой социальной эффективностью, недостаточной производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном — до 50 % рабочего времени — отдыхе.  
 
Объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.   Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

 

 


В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой

деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

 

 

 


1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.

Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

 

2. Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами.

Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

 

3. Формы, связанные с частично автоматизированным производством.

Полуавтоматическое производство исключаетчеловека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой.

Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный теми и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок – состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

 

4. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека.

 

5. Групповые формы труда — конвейер.

Особенности этой формы:

· в разделении общего процесса на конкретные операции,

· строгой последовательности их выполнения,

· автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

 

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

 

Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися как к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций.

Мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.

Формы умственного труда подразделяются:

на операторский,

управленческий,

творческий труд,

труд медицинских работников,

труд преподавателей,

учащихся и студентов.

 

Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

 

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей.

Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

 

Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение.

Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

 

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается

· постоянными контактами с людьми,

· повышенной ответственностью,

· дефицитом времени и информации для принятия правильного решения,

· высокой степенью нервно-эмоционального напряжения.

 

Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

 

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

 

Таким образом, успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.